?

Log in

No account? Create an account
Санкции и полки продуктовых магазинов - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Санкции и полки продуктовых магазинов [Aug. 9th, 2014|06:17 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Сразу скажу, что о политике говорить не собираюсь – вещь не только бессмысленная, но и надоевшая. Стоило не так давно поднять вопрос реконструкции Крымской энергосистемы, так неизвестно откуда набежали политтролли. До сих пор редкий день проходит, чтобы не пришлось парочку или хотя бы как минимум одного забанить.
А порассуждать мне хочется об изменениях в ассортименте и стоимости потребительской корзины после введения контрсанкций против США, ЕC и Австралии. Подозреваю, что западную часть России это коснется несколько сильнее, чем Дальний Восток, но в подмосковном «Ашане» я не бывал уже давно. Зато имею привычку хранить чеки после своих поездок в супермаркеты хабаровской сети «Самбери».



Интересная вырисовывается картина. Практически все приобретаемые нами сыры подпадают под санкции. Это касается не только, скажем, дорогого французского бри (порядка 900 рублей за килограмм) или недешевого литовского пармезана (450–550 руб./кг в зависимости от конкретной фирмы-производителя). Даже один из самых недорогих видов сыра – чеддер (332 руб./кг) – продается австралийского происхождения. Как и, скажем, гауда. Маасдам, разумеется, завезен из Нидерландов.
Не так давно отечественные сыроделы сетовали, мол, они сами могут производить пармезан, но россияне, к их разочарованию, предпочитают брать оригинальный сыр из Пармы. Лукавят, ой как лукавят! Большая часть сыров типа пармезана поставляется из Литвы. Они, разумеется, дешевле аутентичного итальянского. Но вот что характерно: они еще и заметно – процентов на 15–20 дешевле твердых сыров отечественного производства, того же швейцарского или артельного. Я последние, кстати, тоже люблю, но платить 650–700 рублей за подобный продукт считаю неразумным. Особенно при наличии упомянутой альтернативы.

Далее, что мешает алтайским производителям выпускать конкурентоспособный чеддер? Техпроцесс максимально поддается автоматизации, что и делает этот сыр одним из самых дешевых в мире. Только австралийским компаниям почему-то удается сделать это настолько лучше, что их товар оказывается высококонкурентоспособным даже после доставки за тридевять земель с пересечением границы.

Сыры российского производства прочно сидят в верхней части среднего и нижней части высшего ценовых сегментов, уступая по цене главным образом «элитным» линейкам. Украинские, к слову, до самого недавнего времени довольно многочисленные на прилавках, занимали верхнюю часть бюджетного и нижнюю часть среднего сегментов.

Несомненно, трансформация ассортимента предстоит огромная, и уже через квартал мы рынок сыров просто не узнаем. Боюсь только, что замещение возникшего вакуума продукцией российского производства будет сопровождаться заметным ростом цен. Дефицита, впрочем, не возникнет, хотя отдельные виды сыров могут просто исчезнуть без появления адекватной альтернативы. Заявляется, будто санкции не затронут элитные сорта, но зная нашу действительность, предположу, что исполнители запретят все, на что только можно будет усмотреть намек в бумаге. Таким образом те же бри и камамбер рискуют пополнять рацион своих почитателей главным образом в ходе зарубежных поездок.



С фруктами ситуация схожая, хотя тут главная надежда уже не на отечественного производителя, а на китайских и латиноамериканских садоводов. К сожалению, по качеству китайская продукция очень сильно уступает той, что попадает под санкции. Например, китайские груши я не покупаю в принципе. С другой стороны, аргентинские или чилийские как правило не хуже, чем американские или итальянские. А новозеландские яблоки не уступают выращенным в США. Я посмотрел по чекам, что приобретал из фруктов за последние недели: яблоки Red Delicious (США) – 130 руб./кг, апельсины (Австралия) – 95 руб./кг, груши «Пакхам» (Аргентина) – 105 руб./кг, персики (КНР) – 104 руб./кг, нектарины (КНР) – 84 руб./кг, черные и красные сливы (КНР) – 122 руб./кг, бананы (Филиппины) – 68 руб./кг… Виноград вчера австралийский или американский уже не нашел. Вынужден был взять китайский, хоть он, конечно, на вкус совсем не такой. Еще был казахстанский, но сильно пострадавший при транспортировке и хранении – пусть менеджеры «Самбери» сами такое едят (и не стыдно же в торговый зал передавленный товар выставлять!)

Овощи у нас продаются в основном или китайские, или дальневосточные (часто выращенные руками тех же китайцев). Американский картофель иногда встречается, но своих денег он не стоит. Цена же французского столь запредельна, что я его никогда и не покупал.

Молочка из хабаровского ассортимента пропадет главным образом прибалтийская, но она главную скрипку тут никогда не играла. Основными производителями молочной продукции на Дальнем Востоке являются предприятия Амурской области. Впрочем, и в Хабаровском крае, и Приморье полно своих игроков рынка. Единственный подводный камень – сырье. Возможно, что часть сухого молока, используемого для выработки йогуртов, творога и т.п. завозилась из Европы. Но на этот счет у меня информации нет.

Курятина на Дальнем Востоке имеется своя и в достаточном количестве (Хабаровск за нее давно благодарит Алексея Клементьевича Черного), а вот с мясом куда сложнее. Местного производства оно дорогое (охлажденная телятина стоит от 500 руб./кг), а объемы выпуска его совершенно недостаточны. Мясопереработка трудится в основном на привозном сырье, в том числе из США и Австралии. Замороженное мясо тоже нередко оттуда, хоть и бывает переупаковано на территории России. Подозреваю, что в этом рыночном сегменте рост цен может оказаться еще выше, чем на сыры.



В любом случае от нас тут ничего не зависит, остается только надеяться на скорейшую международную разрядку. К слову, я считаю, что на санкции Запада отвечать все-таки следует, однако то же 758-е постановление (хоть оно напрямую как бы и не связано с санкциями) показывает, что на деле при принятии решений интересы рядовых граждан и малого и среднего бизнеса не учитываются. Бодрые рапорты министерств и некоторых участников рынка, мол, отечественный потребитель не пострадает, а ассортимент будет восстановлен за счет внутреннего производства и Южной Америки, мне пока кажутся умышленно гипероптимистичными. При введении санкций неизбежно страдают не только те, против кого санкции направлены, но и сами авторы. Других вариантов обычно нет.
Вместе с тем Россия получит шанс на импульс дополнительного развития собственного производства. Сумеет ли она им воспользоваться – вот главный вопрос. Если судить на примере авторынка после введения путинских заградительных пошлин несколько лет назад, прогнозы будут неутешительные, эффекта Южной Кореи не получилось. И если производители продовольствия, воспользовавшись ситуацией, погонятся за сиюминутной маржой, ситуация рискует оказаться такой же. Ибо ничто не вечно под луной, даже санкции. К счастью.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: kulver_stukas
2014-08-09 08:31 am (UTC)
А что не так с автопромом? Вы не заметили что ввоз автохлама через границы европейской части страны практически обнулился? А эффект Южной Кореи - это, простите, чеболи, т.е. Газпром и Роснефть только в электронике и автопромышленности. Увы, даже у такой большой страны как РФ государственных сил на все отрасли не хватит. Ну вот сейчас разобрались более-менее с нефтегазом, занялись оборонкой и самолетостроением, автомобилестроение и электронику все же считают возможным оставить в условиях относительно свободного рынка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-09 10:54 am (UTC)
Я про Дальний Восток говорю. "Лад" на улицах радикально больше не стало. По-прежнему многие покупают подержанные автомобили на аукционах в Японии. Качество есть качество. Вот только машины стали менять гораздо реже. Я сам подумывал пойти таким путем, взять надежную машину из Японии, но приоритеты на ближайшие годы поменялись, так что от мысли о замене автомобиля пока отказался.
"Газпром" и "Роснефть" эксплуатируют природные ресурсы. Это тоже задача не слишком простая, но на порядок менее сложная, чем строительство высокотехнологичной индустрии, не базирующейся на собственном сырье.
Про автопромышленность. Кстати, намекну: в Южной Корее даже первые лица ездят на южнокорейских машинах. Не только в редких PR-турах. Причем это не просто собранные в Корее машины, а корейских марок. Пусть даже просто переработка чужих моделей. Вот и общественное мнение в стране стало довольно-таки косо поглядывать на покупателей иномарок. А у нас правительство активно демонстрирует, что отечественный автомобиль - дрова, на котором пусть только тупые налогоплательщики и ездят.
Про успехи самолетостроения тоже говорить равно. Я всеми руками за "Суперджет", но он закрывает лишь одну из ниш и объемы производства пока невелики/
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kulver_stukas
2014-08-09 11:05 am (UTC)
Вы меня не услышали, увы. Я знаю что на ДВ пока что логистика такова, что выгодно покупать праворульный автохлам, увы. Хотя насколько мне известно, местная сборка тоже началась.

Про "на порядки проще" с удовольствем бы послушал про ваши знания технологии добычи, скажем, газа на болотах сибири, про "простоту" организации логистики, про "низкотехнологичность" шельфового бурения и т.п.

Простите уж, но времена когда добыча полезных ископаемых изучалась по "хозяйке медной горы" в прошлом :(

Я рад за перых лиц ЮК (и даже Китая, которые тоже последние лет 5 ездят на отечественном). Надеюсь, я и Путин доживем до создания нашим автопромом того, на чем не зазорно ездить Российским "первым лицам". Пока же, увы, концепция восстановления отечественного автопрома подразумевает начать с массового сегмента дешевых тачек, а не с Чаек.

Что касается авиапрома, на подходе МС-21 да и Ту-96 ще не вмэр, движки+авионика+2-членный экипаж и можно было бы летать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimas
2014-08-09 05:09 pm (UTC)
От Ил-96 даже нацпер отказался по причине жрущих движков, так на смену ПС-90 ничего и не появилось ... На МС-21 откуда возьмется своя авионика и движки? ПД-14 до сих пор испытания не прошли, если не путаю ... А на Ту-204/214 даже туполевцы забили, похоже ...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: glukoid
2014-08-09 07:29 pm (UTC)
отрадно видеть как вовку путина вы на второе место после себя поставили.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-10 10:33 pm (UTC)
С мой точки зрения, автохламом правильнее назвать то, что сходит с конвейеров "АвтоВАЗа". :) Для меня важно не то, сколько автомобилю лет, а надежность, уровень комфорта и стоимость содержания. Пока не вижу по этим характеристикам альтернативы автомобилям, выпущенным для внутреннего японского рынка.

Что касается сложности добычи углеводородов. Я не писал, что там все просто, но, не имя ничего, кроме головы, трудовых ресурсов и весьма ограниченного объема инвестиций, построить развитую и конкурентоспособную промышленность, успешную на высококонкурентном внешнем рынке, на мой взгляд, куда сложнее. И перебудить меня в этом будет очень сложно.

Про "Чайки" улыбнуло. Видите ли, южнокорейские лидеры обошлись без эксклюзива, эти же машины свободно продаются - представительный класс, используемый в том числе бизнесом.

Про "подход" даже рассуждать не стану. Нужны не слова, а конкретные результаты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-10 10:44 pm (UTC)
Кстати, про местную автосборку - завод "Соллерс". Там осуществляется крупноузловая сборка. То есть корейцы машины у себя разбирают на небольшое число узлов, переправляют морем во Владивосток, где их собирают вновь. Так такое на Дальнем Востоке и раньше было, только называлось не автозаводом, а "конструкторами".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kulver_stukas
2014-08-11 06:59 am (UTC)
Все местные автозаводы начинали с агрегатной сборки. По закону, чтобы сохранить льготы они должны доводить локализацию до 50% в кажется 3 года и до 80 в 5 лет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-13 11:06 pm (UTC)
Что-то не слышал я про такие подвижки на приморском "Соллерс".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: silent237
2014-08-09 12:54 pm (UTC)
Я про Дальний Восток говорю. "Лад" на улицах радикально больше не стало. По-прежнему многие покупают подержанные автомобили на аукционах в Японии. Качество есть качество. Вот только машины стали менять гораздо реже. Я сам подумывал пойти таким путем, взять надежную машину из Японии, но приоритеты на ближайшие годы поменялись, так что от мысли о замене автомобиля пока отказался.


Отечественный производитель производит не только ладу. В России делают очень много разных автомобилей. На лицах того же ДВ именно после поднятия пошлин стало заметно больше отечественных автомобилей. Паркетники Санг Енг, седаны хендай, седаны тойота камри. Скажу больше, леворульные тойота прадо - не все иномарки, часть из них сделаны в России.
Поддержка отечественного автопроизводителя удалась по моему на 146%
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-10 10:40 pm (UTC)
Коль уж выше я говорил о Южной Корее, то логично все-таки говорить именно о российских марках. Но "корейцев" в самом деле стало заметно больше, как и условных "европейцев" - той же румынской "Дакии" под вывеской "Рено". Но и тут возникает вопрос, а какова в этих автомобилях доля отечественных комплектующих? Как в том анекдоте про "Форд Фокус" и резиновые коврики?..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: silent237
2014-08-11 11:53 am (UTC)
Минуту. Я вас процитирую:
------
Вместе с тем Россия получит шанс на импульс дополнительного развития собственного производства. Сумеет ли она им воспользоваться – вот главный вопрос. Если судить на примере авторынка после введения путинских заградительных пошлин несколько лет назад, прогнозы будут неутешительные,
-------

Из вашего сообщения следует, что вы не считаете, что пошлины помогли и здорово поддержали отечественного автопроизводителя.
В комментарии выше, вы уже не отрицаете этого очевидного факта, но переводите спор к вопросу о том велика ли доля в отечественной машине отечественных комплектующих. Отвечу: не знаю и не думаю, что это важно.

Кстати, поинтересуйтесь на досуге велика ли доля комплектующих производства Японии в праворульных японских автомобилях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-08-13 11:09 pm (UTC)
Велика доля. В этом и заключается рецепт выживаемости японских автоконцернов в периоды снижения продаж. Смежников очень много, но они преимущественно японские - мелкие производства, с которыми заключаются краткосрочные договоры. В года кризиса производство комплектующих переводят на пустующие собственные мощности автоконцернов. Кроме того, японское законодательство позволяет предъявлять к поставщикам очень жесткие требования. В Европе с этим сложнее, и это одна из причин менее высокого качества автомобилей японских марок, выпущенных за пределами Японии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: silent237
2014-08-15 01:15 pm (UTC)
Российское законодательство запрещает тойоте не покупать комплектующие плохого качества?
(Reply) (Parent) (Thread)