1 Основанный в середине позапрошлого века Хабаровск можно считать старым городом лишь по меркам российского Дальнего Востока. Тем не менее даже он имеет немало своих исторических тайн и загадок. Хотя дальневосточная столица практически с первых лет развивалась по законам регулярной планировки, все же имелись свои исключения. Канувших в лету улиц (в отличие от переулков), насколько знаю, в историческом центре города нет, но есть одна, все-таки способная претендовать на такую роль. Сохранившаяся лишь на участке в пару сотен шагов улица Театральная на основном своем протяжении в наши дни может быть обозначена лишь пунктиром в уме.
На карте 1911 года она начиналась (нумерация шла, конечно, в направлении с юга на север) от берега речки Чердымовки (в 1960-х годах скрытой в коллекторах под Амурским бульваром), близ военного плаца. Вопреки квадратной сетке основных улиц города, Театральная тянулась под углом около 45 градусов до Муравьево-Амурской улицы (в наши дни на этом участке она носит имя Карла Маркса) между Николаевской площадью (сейчас Ленина) и улицей графа Льва Толстого (она сохранила свое первоначальное название, утратив лишь дворянский титул).
Примечательно, что завершалась Театральная близ отчетливо различимой незастроенной пустоши. В книге Николая Петровича Крадина «Старый Хабаровск» упоминается то, что улица упиралась в одноименную площадь. Точные ее границы мне неизвестны, Николай Петрович в телефонном разговоре тоже их сходу не назвал, но на планах города конца XIX века эта площадь нанесена, так что при наличии большого желания найти информацию можно. Видимо, Театральная площадь намечалась в непосредственной близости от Николаевской – как раз по оси улицы графа Льва Толстого. Название же ее, вероятно, проистекает от планов строительства на ней полноценного городского театра. Тут стоит отметить, что продолжительное время эту роль выполняло Общественное собрание, с 1880-х годов арендовавшее различные помещения по всему городу, а собственным зданием обзаведшееся только к 1901 году. Но речь при этом, разумеется, долгое время могла вестись о самодеятельных постановках и гастролях заезжих знаменитостей. Впрочем, появились в Хабаровске и местные труппы. Кроме того, сцена имелась в большой гостиной здания Военного собрания, построенного к 1887 году (впоследствии его расширяли и достраивали), при нем даже работал свой драматический кружок. В 1910 году также был построен театр-цирк Матеуса на улице Хабаровской (ныне Дзержинского), но с ним связано больше вопросов, чем ответов. Хотя его и называют первым городским театром, судя по всему, полноценно справляться с функцией храма Мельпомены он не мог. Так или иначе, а городской театр на Театральной площади так и не появился. Как не появилась и сама площадь. Возможно, причиной тому стали великие потрясения, начавшиеся с Первой мировой войной, переросшей в крах империи и Гражданскую войну.
2 В наши дни начало Театральной улицы (хотя формально, исходя из традиционной последовательности нумерации домов, это ее конец) выглядит так. Собственно, снимок вмещает в себя всю современную ее протяженность. Здание слева (дом №16) было построено около 1912 года как дом причета римско-католического костела.
Участок по четной стороне улицы, обращенный к берегу Чердымовки, был отведен под строительство католического молитвенного дома постановлением городской думы в 1896 году и зарезервирован под строительство костельных домов. Вторым по очередности (о первом речь пойдет чуть дальше) появилось основательное одноэтажное кирпичное сооружение с цокольным этажом. Здесь проходили собрания членов хабаровского римско-католического благотворительного общества и общие собрания прихожан, часть помещений, по всей видимости, сдавалась в аренду некоторым членам общины.
3 Здание было построено в духе эклектики с некоторыми мотивами западноевропейского средневекового зодчества в декоративном оформлении главного фасада.
Сразу после окончательного занятия города в 1923 году новые власти конфисковали недвижимость прихода. Ее взял на учет Приамурский ревком, после чего кирпичный дом был отдан под жилье. В 1985 году здание передали детской кожной поликлинике. Сейчас в нем располагается краевой кожно-венерологический диспансер.
4 Прилегающий участок выше по рельефу с недавних пор обнесен забором из железобетонных плит. Именно там находилась первая по хронологии постройка, деревянная. Относительно ее назначения есть определенные разночтения. Например, официальный список объектов культурного наследия Хабаровского края утверждает, что одноэтажный деревянный дом на Театральной также использовался для собраний и сдачи помещений в аренду, а богослужения стали проходить в нем только с 1920 года – после того, как сгорело здание костела на Хабаровской.
5 Эта информация мне кажется ошибочной, так как на карте 1911 года костел (под номером 5) указан именно на Театральной на месте, ныне обнесенном забором. Кроме того, в пользу этой версии в беседе (не со мной) высказался один из авторитетнейших хабаровских краеведов Анатолий Михайлович Жуков.
6 К сожалению, в книге Мирославы Ефимовой «Вера сквозь века. История римско-католический церкви Дальнего Востока России» основной упор сделан на Владивосток и приводится очень скудное описание костела Непорочного зачатия Девы Марии в Хабаровске в связи с визитом в город епископа Яна Цепляка 20 июня 1909 года: «…К приезду епископа скромный деревянный костел с утра был украшен гирляндами из зеленых ветвей, а у входа в церковную ограду была возведена торжественная арка, увитая цветами. Солдаты-католики притащили с берега Амура несколько мешков чистого белого песка и усыпали им дорожку к храму, которая окаймлялась молодыми деревцами…»
7 Еще одним свидетельством того, что костел находился именно на Театральной, является фотография, сделанная офицером американского экспедиционного корпуса в Сибири (American Expedition Forces in Siberia) осенью 1918 года. На ней запечатлены показательные выступления казаков отряда атамана Калмыкова на обширном плацу между Тихменевской улицей (ныне Серышева) и северным берегом Чердымовки. В 1930-х годах плац, обозначенный на карте 1911 года, был застроен домами для семей работников главного управления Дальневосточной железной дороги, получив с тех пор название Гупровского городка.
Вдаль от низины, в которой протекала речушка, отходят Театральная улица (справа) и давно полностью исчезнувший Рафаиловский переулок (слева). На снимке отчетливо видны башни, явно принадлежащими костелу. Объем здания левее входного портала явно позволял вместить большую часть, если не всех немногочисленных прихожан. Вообще на Дальнем Востоке католиков было куда меньше даже, чем старообрядцев – порядка 1% населения, причем основную массу их составляли нижние чины многочисленных гарнизонов, главным образом уроженцы Польши, входившей в состав Российской империи. Купцы и представители интеллигенции были тут редким исключением. Подобный социальный состав сильно затруднял сбор средств на строительство костела в Хабаровске, и в намеченный срок – к 1903 году – даже скромный католический храм так и не был построен. Освящен костел был, по всей видимости, только в 1904 году.
Фотография интересна еще и тем, что Театральная улица тут видна, хоть и не слишком четко, на всем своем первоначальном протяжении от Чердымовки до Муравьево-Амурской. В частности, вдали над башнями костела белеет доходный дом Ступина постройки 1912 года (ныне его адрес – Пушкина, 62). Но до него очередь в моем рассказе еще дойдет, очень уж примечательное строение.
8 В конце 2014 года состоялся скоропостижный снос бывшего костела (на современной карте он пока еще фигурирует мертвой душой под номером 14 по Театральной улице) техникой без опознавательных знаков и номеров. Вопреки федеральному закону №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», здание верующим так и не вернули.
На мой взгляд, очень спорная позиция. Для некоторых сограждан принятие католической веры стало своего рода аналогом протестного голосования – репутацию РПЦ сложно назвать идеальной, и в глазах многих ее крупные функционеры выглядят примерно так же, как депутаты государственной думы. Между тем католичество или протестантство, ей-богу, для общества куда более конструктивны, чем иной альтернативный вариант. По крайней мере католиков-террористов в природе не существует – закончились с разоружением Ирландской республиканской армии и баскской ЭТА.
Печально, что хозяйственные споры стали причиной уничтожения исторического здания. Будь оно восстановлено в первоначальном виде, город эстетически (не говоря уже о туристической привлекательности) только выиграл бы. К сожалению, опыт подсказывает, что на этом участке едва ли появится что-либо хоть сколько-нибудь равноценное. У нас отчего-то стало хорошим тоном гордиться порождениями низкопробной азиатчины в архитектуре, к тому же без адекватного числа стояночных мест.
Многоэтажные дома на заднем плане поднимаются уже по улице Пушкина.
9 Практически вся длина уцелевшей исторической части Театральной, взгляд в сторону Амурского бульвара. Здание слева (Шеронова, 106) принадлежит пятой гимназии с углубленным изучением английского языка, в прошлом пятой школы. Желающих отдать сюда ребенка куда больше, чем мест в учебных классах – гимназия считается одной из лучших в городе. В итоге стоимость фиктивной прописки в прилегающих к ней кварталах, говорят, просто зашкаливает. Кстати, основной корпус школы, как я понимаю, был построен в середине 1930-х, более или менее синхронно с Гупровским городком.
10 На карте 2GIS можно проследить то, как ранее проходила Театральная, мысленно продолжив прямой линией первый участок улицы.
11 Перелом у многоквартирного дома №9А появился уже в позднее время и, вероятно, связан он был со строительством этого здания. Первоначально же Театральная представляла собою практически идеальную прямую, как это видно по фотографии 1918 года.
12 Относительно новый финтес-центр «Глобал», нанесенный на карту под адресом Ким Ю Чена, 7А. Одно из немногих такого рода заведений в центре города, оснащенных бассейном.
13 За домами в кадре тянется уже упомянутая улица Ким Ю Чена. Не буду останавливаться на этих зданиях подробно, так как на Театральную они никогда не входили, но отмечу, что зеленый деревянное строение с каменным первым этажом (Ким Ю Чена, 9) является памятником архитектуры – это бывший доходный дом А.А. Волоцкого постройки 1909 года. Долгое время он был связан с издательской деятельностью: в частности, в начале 1930-х здесь располагалась редакция газеты «Тихоокеанская правда». Уже в течение полувека здание занимает общество охотников и рыболовов.
Кирпичное строение слева – новодел, неплохо стилизованный под старину.
14 Здание в центре кадра (Ким Ю Чена, 15) своим северным фасадом было вытянуто вдоль Театральной. Сейчас улица на этом участке представляет собою просто проезд во дворы.
15 Доходный дом А.Я. Дьяконова был построен в самом начале 1910-х годов, во всяком случае до 1912-го. Некоторые источники называют участок, на котором он построен, первым из числа проданных под частную застройку на Театральной; случилось это еще в 1895 году.
16 Второй фасад здания, обращенный к Никольской улице (так ранее называлась Ким Ю Чена). Главный вход расположен на скошенном углу, у пересечения Театральной и Никольской. Первоначально А.Я. Дьяков сдавал помещения под гостиницу (находившуюся на верхнем этаже) и магазины. Дом был муниципализирован в 1929 году.
17 До конца 1970-х его занимала проектная организация, в 1980-х здание отдали Внешторгбанку СССР, и, как видно, оно до сих пор принадлежит его преемникам.
Фасады несут на себе заметные декоративные элементы неорусской архитектуры.
18 До начала 1970-х здесь тоже проходила улица Театральная, но при возведении типовых пятиэтажек силикатного кирпича она была рассечена и затерялась во дворах и между гаражами.
Застраивать Театральную потихоньку начали еще со второй половины 1930-х годов. Активные работы по продлению улицы Пушкина от площади Ленина до Амурского бульвара (первоначально она шла только от Артиллерийской горы – современной улицы Ленина – до Николаевской площади) при строительстве комплекса зданий медицинского института (ныне ДВГМУ) в 1960-х значительно ускорили этот процесс. Театральная как транспортная артерия стала просто не нужна, проиграв в своего рода эволюционной борьбе новому участку улицы Пушкина, подчиненному логике регулярной планировки.
19 Жилой дом В.В. Дмитриева (Пушкина, 39) изначально стоял на пересечении Театральной и оси улицы Пушкина, о чем достаточно красноречиво свидетельствует планировочное решение фасада (Театральная проходила под углом справа, а снимок сделан с тротуара Пушкина, первоначальный адрес здания – Театральная, 9). Построен дом был в 1907 году офицером военно-топографического отдела штаба Приамурского округа Василием Васильевичем Дмитриевым, который и проживал здесь с семьей до 1918 года (затем переехал в Москву для службы в Главном управлении геодезии и картографии, где трудился до середины 1930-х). Формально домовладение было записано на супругу Василия Васильевича – Валентину Владимировну, поэтому в литературе здание называют также домом Дмитриевых.
Как и показанные выше дореволюционные каменные строения, этот дом также являет собою пример эклектики, но здесь с элементами классицизма и модерна.
20 В 1922 году дом В.В. Дмитриева был национализирован. В нем последовательно размещались Приамурский областной отдел народного образования, милиция, ОГПУ, трибунал Уссурийской железной дороги и детские ясли № 1.
В 1927 году В.В. Дмитриева специально приезжала в Хабаровск, чтобы решить вопрос с возвратом своего прежнего домовладения, но безуспешно.
В 1982 году здание реконструировали для размещения Дома регистрации детей «Малышок».
21 К сожалению, в ходе этой реконструкции (статус памятника архитектуры дом получил лишь в 1991 году) претерпела изменения первоначальная планировка, было устроено новое крыльцо, оказались заменены окна и двери. Видимо, заложенный оконный проем – следы именно тех работ. Тем не менее, насколько я читал, даже внутри еще сохранились фрагменты первоначальной отделки.
На заднем плане – по другую сторону улицы Пушкина – виднеется упомянутый выше бывший жилой дом Д.П. Ступина (Пушкина, 62).
22 Построен он был в 1912 году на участке с садом, за десять лет до этого выделенном псаломщику Успенского собора (стоявшего на Соборной, ныне Комсомольской площади) И.А. Варварову. Дмитрий Павлович Ступин, гласный городской думы в 1914–1918 годах, приобрел его почти сразу после завершения работ – в 1913 году. Таким образом, закрепившееся за зданием название дома Ступина носит несколько условный характер.
23 В 1921–1922 годах Д.П. Ступин являлся особо уполномоченным Временного Приамурского правительства в Хабаровске. С наступлением Красной армии он бежал за границу. Дом «врага трудового народа», разумеется, сразу же конфисковали, разместив в нем квартиры старшего командного состава Приамурской дивизии. В апреле 1925 года (по другим данным, в 1926-м) их сменила детская консультация «Дом ребенка».
24 В 1972–1975 годах здание реконструировали под Дворец бракосочетания, эту функцию оно выполняет и по сей день. Кстати, автором реконструкции был известнейший хабаровский архитектор – Ефим Дмитриевич Мамешин, вложивший огромные силы в формирование парадного облика города во второй половине прошлого века.
25 Благодаря высокому мезонину и парадному портику главного входа одноэтажный особняк, выдержанный в неоклассическом стиле, кажется масштабнее, чем есть на самом деле.
26 Первоначально здание имело также дворовый фасад с портиком и высокой полукруглой террасой и выходящими в сад лестницами. При всей зрительной симметрии строения ни один его фасад не повторяется.
27 В ходе реконструкции начала 1970-х для обустройства зала бракосочетаний средняя часть заднего фасада с портиком и террасой была разобрана.
28 Пройдя по правую руку от дома Ступина, можно выйти на былую ось Театральной. Можно даже сказать, что ее тротуар частично сохранился во дворах за пятиэтажками с магазином «Книжный мир» на углу площади Ленина (Карла Маркса, 37 и 39). Здесь же стоят еще два дома, ранее «прописанные» на Театральной.
29 Доходный дом Николая Алексеевича Сыромятникова (Топографический переулок, 10) построили в 1908 году. Его владелец, как и Дмитрий Павлович Ступин, также был гласным городской думы. Правда, эмигрировать не стал или не смог, и, как мне рассказывали, доживал свой долгий век в деревянном доме по соседству.
Стилистически здание является примером изрядной мешанины, где эклектически переплелись элементы неоклассицизма и русского модерна. Чрезвычайно примечательно круглое окно западного фасада – чистой воды модерн, без приставки «русский». Похожее окно было еще у одного памятника архитектуры Хабаровска – дома Ф.Г. Круговского на улице Истомина, ныне, увы, так и не восстановленного после серии «таинственных» поджогов.
30 Сколь глубоко вросло в землю здание!
В 1914 году предприимчивый Н.А. Сыромятников сдал дом в аренду частному предпринимателю Михаилу Пантелеймоновичу Сливинскому, совместно с которым открыл на втором этаже здания «электроколбасную» мастерскую. Колбасные изделия поставлялись в основном в магазины торговой фирмы «Чурин и К» (ее хабаровским отделением в 1914–1916 годах заведовал брат Николая Алексеевича Яков). Колбасный магазин размещался и на первом этаже этого здания.
В 1919–1921 годах нижний этаж дома занимало местное Украинское общество «Запорожец», а колбасный цех и магазин перешли в ведение Украинского общества потребителей.
После 1922 года колбасный цех получил наименование «Колбасная трудовая артель «Личный труд». В июле 1928 года санитарная комиссия обнаружила в мастерской некачественную продукцию, и по постановлению Окружного санитарного совета мастерская была закрыта, а весь товар сожжен. В декабре следующего года оборудование фабрики было продано с аукциона, а здание муниципализировано.
С 1930 года в нем размещались поочередно конторы Крайжилсоюз, Горжилуправление, квартиры жилищно-эксплуатационной конторы им. Кирова. В середине прошлого века тут размещалось детское санаторное учреждение. Сейчас зданием вроде бы владеет военное ведомство, но организации там сидят самые разнокалиберные
31 О двухэтажном здании рядом (Топографический переулок, 8) мне ничего не известно, хотя оно вполне очевидно является ровесником своего соседа. Существует определенная вероятность, что это надстроенный вторым деревянным этажом каменный флигель, также относившийся к участку Н.А. Сыромятникова, но версия все-таки сомнительная.
32 По всей видимости, раньше здание выглядело вполне привлекательно, но недавняя реконструкция фасада убила первоначальную стилистику. Хорошо, хоть модные нынче пластиковые панели не стали применять.
33 Взгляд на эти же здания из Топографического переулка, то есть с восточной стороны. Светлая башня справа – упомянутое ранее общежитие медуниверситета, у которого стоит дом Дмитриевых. Любопытный факт: Топографический переулок является началом исчезнувшего переулка Гржибовского, на который ранее выходил доходный дом И.А. Гржибовского, где сейчас размещается военкомат Центрального района (ул. Пушкина, 33).
34 Бросив последний взгляд на следы канувшей в лету Театральной, я вышел на улицу Карла Маркса. Слева можно видеть угол дома №39, а справа – угол дома специалистов (ул. Карла Маркса, 41), с возведения которого в 1930-х годах и началось постепенное исчезновение Театральной.
Journal information