?

Log in

No account? Create an account
Меж вересковых пустошей и Грампианских гор - dосужие фотозарисовkи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Instagram | Я в Instagram ]
[ Twitter | Я в Twitter ]

Меж вересковых пустошей и Грампианских гор [Sep. 10th, 2006|11:00 am]
dkphoto
[Tags|, , ]

Свой рассказ о короткой поездке в горную Шотландию начну с конца. Всего я запланировал три соответствующих альбома. В одном расскажу о городке Форт-Вильям (Fort William), знаменитом тем, что рядом находится Бен-Невис (Ben Nevis) – самая высокая гора Великобритании. Второй хочу посвятить своей вылазке в долину близ упомянутой горы. В третьем альбоме я поместил фотографии, сделанные через окно поезда, уносящего меня из горной части страны в Глазго (Glasgow). Почему не будет снимков, сделанных во время поездки из Глазго в Форт-Вильям, объяснить просто. Даже в начале пути вечернее освещение затрудняло съемку из окна весьма быстро двигавшегося поезда, ну а потом и вовсе сгустилась ночная тьма – темнеет там очень рано.


Это не железнодорожный вокзал Форт-Вильяма и вовсе не типичный тип локомотива. Однако надо же мне было обозначить веху начала пути! Так что пусть ею будет станция местного развлекательного поезда для туристов. О самом городке, как я уже сказал выше, поведаю в другом альбоме.


Еще нет восьми часов утра, но уже ясно, что день, скорее всего, будет довольно солнечный и теплый. Тем более печально было покидать горную Шотландию после сплошной череды сильных дождей.


Маленькие станции по пути зачастую представляют собою просто аккуратно усыпанные гравием платформы. Порой рядом нет вообще никаких строений! Для меня так и осталось загадкой, где же тогда приобретают билеты те, кто не купил их заранее, допустим, через Интернет. Я пришел к выводу, что, вероятно, оплатить проезд можно непосредственно у проводника, хотя такую процедуру мне наблюдать не пришлось.


Зато иногда на станциях попадаются домики с такими вот теплыми названиями, которые у меня язык не поворачивается перевести термином «чайная» (не говоря уже об американском сленге!). «Tearoom» – на вкус это слово какое-то гораздо более уютное, хоть и несколько чопорное. Но это, конечно, очень субъективно. Внутрь я не заходил, да и странные сеточки на окнах меня несколько смутили. :) Справедливости ради замечу, что приведенное на снимке кафе я наблюдал уже в равнинной части страны, ближе к Глазго.


Утро вступает в свои права, а солнечные лучи будто разгоняют низко висящие над Грампианскими горами (Grampian Mountains) тучи.


Если не вникать в детали, то вся Шотландия делится на три основные территории: это Шотландская низменность (Lowlands), шотландское нагорье (Highlands) и острова. Оба крупнейших города этой части Великобритании, Глазго и Эдинбург, расположены на юге – в низменности. Понятно, что юг вообще экономически лучше развит, там гораздо выше плотность населения. Северная часть – горная Шотландия – отличается сложным рельефом, еще более капризным климатом, хуже развитой сетью автомобильных и железных дорог. Но зато она – край удивительной красоты, подлинный рай для туристов.


Край холмов, невысоких гор, озер и быстрых ручьев, край болот, извилистых фьордов и вересковых пустошей – в нем и воплощается истинный исторический дух Шотландии. Виски, килт, тартан (расцветка «шотландки») и кланы – все они берут свое начало именно здесь.


Безлюдность горного края меня просто поразила. Порой от станционных платформ вообще не было видно никаких признаков цивилизации, кроме исчезающих в холмах узких грунтовых дорог да редких шеренг опор ЛЭП: ни здания, ни души!


Теперь, глядя на эти вересковые пустоши, я понял, почему во время своей вечерней поездки через Highlands очень редко наблюдал в темноте за окном вагона хоть какие-то огоньки. Порой даже на станциях густые тени рассеивало лишь несколько слабых фонарей на платформе, а дальше все тонуло во тьме. Пришли на ум строки из классика: 

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне… 

Признаюсь, мне даже стало тогда не по себе. Судя по информации, найденной в Интернете, Форт-Вильям должен был быть крупным по меркам горного края населенным пунктом, но я уже начал сомневаться, а есть ли там служба такси или будут ли дежурить машины на привокзальной площади. Между тем к этой поездке я подготовился несколько легкомысленно: у меня был адрес и телефон отельчика, но не было карты, я не знал, как туда добраться, между тем, судя по информации с сайта, находился он более чем в миле от железнодорожного вокзала.


В состоянии легкой паники я обратился к проводнику, развозившему в тележке на продажу напитки и незатейливый снэк. На вопрос о наличии службы такси в Форт-Вильяме он ответил утвердительно, но выразил сомнение, что у вокзала будет дежурить достаточное количество машин. Он дал мне совет сделать заявку по телефону, но я, увы, не узнал заранее ни одного номера службы такси. И тогда любезный проводник позвонил по своему личному сотовому телефону, предварительно узнав мою фамилию, и сам заказал мне машину. Вообще я заметил, что и в Великобритании выполняется нехитрое общее правило: чем дальше от крупных городов, тем отзывчивее и добрее люди (проводник явно был родом из Форт-Вильяма – конечного пункта для этого поезда). В последующие дни в горной Шотландии я только продолжал в этом убеждаться.


Дикие горные леса, подобные норвежским или шведским, в Шотландии не сохранились, в свое время их вырубили почти подчистую. Относительно редкий лесной ковер, который можно увидеть сегодня, – это всего лишь лесопосадки.


Впрочем, я читал, что кое-где древний Каледонский лес, когда-то покрывавший весь север Великобритании, все же сохранился, но только в некоторых охраняемых заповедных долинах, окруженных сетчатой оградой. Эти ограды поставлены для того, чтобы защитить леса от красных оленей. Дело в том, что популяция этих животных в Шотландии в результате истребления хищников невероятно разрослась, а олень питается молодыми древесными побегами, тем самым уничтожая лесную поросль.


О самом поезде я рассказывать тут не буду, так как ранее уже посвятил британским железным дорогам отдельный альбом. Замечу лишь, что несмотря на все разношерстность пассажиров и наличие немалого количества относительно шумной молодежи, никаких эксцессов и откровенно пьяных я не видел. И уж тем более не было безобразных сцен вроде тех, что мне «посчастливилось» наблюдать между Ньюкаслом и Эдинбургом.


Путь от Форт-Вильяма да Глазго занимает около четырех часов. Это довольно долго, если вспомнить скорость поездов на южных магистралях страны и то, что дистанция между упомянутыми пунктами совсем невелика – по прямой каких-нибудь 120 километров.


Впрочем, какая уж тут прямая! Рельсы непрерывно петляют вокруг многочисленных гор и озер, увеличивая дорогу как минимум вдвое. Впрочем, и скорость поезда на многих участках заметно меньше 100 километров в час; видимо, путь здесь и не рассчитывался на высокие эксплуатационные скорости.


Мелькающие за окном своеобразные долины (их тут называют словом glen) и озера (loch) – это наследие ледникового периода.


Местные горы имеют вулканическое происхождение (как и Замковая скала в Эдинбурге). По словам энциклопедии, сложены они преимущественно из гнейсов, гранита, кристаллических сланцев, кварцитов, а также из красноцветных песчаников и изверженных пород.


Вот в окно виден мост, по которому поезд, огибая широкую долину, прошел минут двадцать назад.


Вообще горная Шотландия весьма изрезана тектоническими впадинами, ущельями и фьордами. Местность тут расчленена на ряд плоскогорий и хребтов с древнеледниковыми формами рельефа.


Населенные пункты более-менее часто начинают встречаться лишь менее чем в часе пути до Глазго. Между тем некогда горный край был населен более густо, чем теперь.
Клановые конфликты и многовековое противостояние английской короне привели в 1746 году к битве при Каллодине (Culloden), что к востоку от Инвернесс (Inverness), и к последнему собранию кланов, больше похожему на войну, при так называемом Молодом претенденте принце Чарли (Чарльз Эдвард Стюарт – последний из династии Стюартов) (Charles Edward Stewart) (1720-1788). Кланы были разбиты, сила и закон сломали уклад их жизни.


В конце XVIII и на всем протяжении XIX века шотландцев изгоняли из собственной страны как приехавшие новые землевладельцы, так и сами предводители кланов. Все это делалось для того, чтобы освободить землю для овцеводства. Последнее для землевладельцев было гораздо более выгодным занятием, чем сдача участков в аренду фермерам. Отсюда и безлюдность величественных и красивейших горных долин Шотландии.


Снег не присущ Шотландскому нагорью, лишь кое-где его покров сохраняется в течение января-февраля.


Удивительно, как на этих просторах бросаются в глаза тени от облаков.


Любопытной формы скала совсем недалеко от Глазго. У меня она почему-то вызвала ассоциацию с драконом.


Признаки цивилизации встречаются все чаще и чаще…


…и вот уже впереди пригороды некоронованной столицы Шотландии – Глазго. Скоро поезд подойдет к платформе вокзала Queen Street, где я пересяду на электричку до Эдинбурга с тем, чтобы там, в свою очередь, успеть на лондонский поезд. Моя поездка по Шотландии подходит к концу.
LinkReply

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 06:36 am (UTC)
Очень жаль, что мои фотографии лишь в малой степени передают красоты Highlands! Я вообще-то человек довольно-таки сдержанный, но там я едва не кричал от восторга. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: me_cuppa
2007-08-12 07:40 am (UTC)
Какая красота! Особенно фотографии, где много воды, и по горам плывут облака и их тени. Очень напоминает казахстанский курорт Бурабай. Наверное, и погода меняется так же часто, как там - только что было солнечно, и вот уже над горами тучи.
В пейзажи Шотландии я влюбилась после фильма "Горец" (если, конечно, он снимался там)).
Спасибо за подборку :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 09:14 am (UTC)
До Казахстана я пока не добрался (как и до "Горца" :)), но верю вам на слово. Спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergei_d
2007-08-12 07:55 am (UTC)
Теперь увидел, про что писАл Роберт Бернс в "My Heart's In The Highlands" из школьной программы. %-) Красиво.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 09:13 am (UTC)
Да, часть моего сердца, видимо, тоже осталась в Шотландии - в нагорье и Эдинбурге. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nutsh
2007-08-12 08:02 am (UTC)
Удивительные и прекрасные романтические пейзажи горной Шотландии. Восхищение величием этих непередаваемой красоты гор и долин с реками и озёрами безгранично. Нежный цветущий вереск, живые облака, игра света и теней...Божественно!
И Ваш настолько точный и органичный комментарий. Восторг!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 09:16 am (UTC)
Благодарю. :)
Мне тут, правда, по ICQ сказали, что некоторые шотландские виды вполне похожи на дальневосточные. Горячо спорю. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: madrus
2007-08-12 08:08 am (UTC)
Отлично :)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 09:13 am (UTC)
;) Всегда рад!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: asta
2007-08-12 09:21 am (UTC)
невероятно увлекательно :)
спасибо за ваши рассказы
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: asta
2007-08-12 09:23 am (UTC)
понимаю, что направленность вашего журнала немного не такая, но не расскажите ли про разные формальности (виза, не было ли сложности с пониманием языка на севере)?
просто я собираюсь в шотландию в октябре и навожу заранее справки )))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tamplier_han
2007-08-12 10:04 am (UTC)
красата!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 11:01 am (UTC)
Не могу с вами не согласиться, очень красивая страна. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: snorri_di
2007-08-12 10:36 am (UTC)
Спасибо большое!
Теперь понимаю, почему шотландцы, особенно герои романов, так гордились красотой своего края - действительно, очень специфический пейзаж, но невероятно притягательный и завораживающий.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 11:40 am (UTC)
Да, очень специфический. Мне кажется, что Шотландию я не спутаю ни с каким другим уголком мира. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wild_hedgehogs
2007-08-12 10:56 am (UTC)
Ого! Сказочно как!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 11:00 am (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: egor_ivo
2007-08-12 11:58 am (UTC)
Красиво. Очень похоже на северную Норвегию (если ехать на Норд-Капп).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 01:19 pm (UTC)
Дано уже мечтаю слетать в Норвегию. Представится случай - обязательно сравню. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: vladimir_hip
2007-08-12 01:05 pm (UTC)
Смотрю я на эти фото и понимаю, что там было бы неплохо попутешествовать на горном велосипеде, преодолевать небольшие речки в брод, наслаждаться чистым воздухом и красивейшими пейзажами.
Ой, я кажется уже перенесся из минской квартирки в Шотландию :-)
Я под впечатлением.
Спасибо за отчет!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-12 01:24 pm (UTC)
:) Велосипед - это на вкус и цвет, конечно. Но там хорошо, наверное, арендовать машину и неспеша проехать от Эдинбурга до Инвернесс. Может быть, когда-нибудь я так и поступлю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pavuk
2007-08-12 03:12 pm (UTC)
:) Вот я и дождался Вашего рассказа о Highland. Просто восхитительно! Меня мучает теперь одна проблема. Я хочу взять с собой и камеру и фотоаппарат, и боюсь, что буду видеть всю эту красоту по большей части только через видеоискатель. И еще боюсь, что дожди после 16-го сентября, когда я прибуду в Эдинбург, не дадут в полной мере увидеть страну.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-13 04:27 am (UTC)
Я выше уже говорил, что со второй половины сентября и где-то по май - не лучшее время для поездок в Шотландию. По личному опыту знаю, как трудно фотографировать из-под зонта! ;) Но, надеюсь, вам с погодой повезет! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hobbit_mak
2007-08-12 03:24 pm (UTC)
такая близкая сердцу красота, тихая и сдержанная :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-13 04:21 am (UTC)
Одно слово - северная. ;) Хотя климат там в нашем понимании вовсе не северный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop.su
2007-08-12 04:42 pm (UTC)
чем дальше от крупных городов, тем отзывчивее и добрее люди

Это правило достаточно общее, действительно и для России, и для Германии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-13 04:15 am (UTC)
Вот я и написал, что оно общее. :) Например, меня поразил один житель Онфлёра, который через добрых полгорода (городок, конечно, довольно небольшой, но все же) провожал меня до интернет-кафе, чтобы я не запутался в лабиринте средневековых улочек. И это все при том, что ему самому надо было в противоположном направлении!.. Я с трудом представляю себе такое в крупных городах! Хотя... ленинградцы старой закалки тоже очень любезны: как-то одна пожилая дама, увидев мое затруднение с выбором направления (я пытался понять, куда из метро идти на маршрутку до Пулково), сама предложила мне помощь и довела до нужного выхода.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: docogo
2007-08-13 04:43 am (UTC)
Живописно!
Согласен с вами по поводу отзывчивости людей в провинциях, а вот по поводу не-красот юга - не согласный я;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-13 04:45 am (UTC)
Юг-север - это очень индивидуально. :) Впрочем, через месяц я испытаю свой объектив во вполне южной стране, так что смогу сравнить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>