?

Log in

No account? Create an account
Приграничный Китай в эпоху падения рубля - dосужие фотозарисовkи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Instagram | Я в Instagram ]
[ Twitter | Я в Twitter ]

Приграничный Китай в эпоху падения рубля [Aug. 14th, 2015|08:15 am]
dkphoto
[Tags|, , ]


1 В Фуюане – ближайшем к Хабаровску китайским городе – до сего момента я бывал лишь единожды шесть лет назад. С тех пор утекло немало амурской водицы. Поднебесная активно развивает переданную ей в 2008 году западную часть Большого Уссурийского острова, попутно инвестируя в инфраструктуру уезда Фуюань в целом. Когда возникла идея съездить на пару дней в мини-отпуск, мы не слишком долго колебались, предпочтя китайский маршрут Приморью.
Несмотря на неблагоприятные экономические условия, предложение туров в приграничный Китай если и сократилось, то несущественно. Правда, при условии безвизового въезда разнообразием они не блещут. Самым популярным остается тур с одной ночевкой в Фуюане с отправлением из Хабаровска утром первого дня и возвращением вечером второго. Вариант на две ночи, на мой взгляд, несколько странноват: отправление вечером первого дня и возвращение утром третьего. Есть и более длительные туры с заездом на автобусах через Жаохе, но это уже чистой воды извращение. Любые варианты, отличные от стандартных, возможны лишь при наличии открытой китайской визы. Получать ее, несмотря на наличие консульства в Хабаровске, довольно муторно – китайцами буквально все сделано так, чтобы вынудить оформлять визы через агентства с соответствующим удорожанием услуги.


2 Цены у разных туркомпаний отличаются несильно. В будние дни поездка с одной ночью в Фуюане стоит от четырех с хвостиком до пяти с половиной тысяч рублей на человека в зависимости от гостиницы. В выходные к этой цене следует приплюсовать еще рублей пятьсот. Хоть и не всеми, но до сих пор осторожно предлагаются поездки «кирпичами», которые сейчас стыдливо именуют эконом-турами. Это пережитки старой коррупционной схемы контрабанды, когда люди могли при желании съездить в Фуюань за копейки (бывало, что «кирпичам» и вовсе чуть-чуть приплачивали), но в обмен провозили из Китая грузы для турфирмы под видом собственного багажа. Слава богу, за последнее время в этой области был наведен порядок, поэтому проходить пограничный и таможенный контроль стало не в пример проще.
После обзвона ряда контор, я выбрал «Зодиак»: и ценник с проживанием в устраивающей меня гостинице оказался чуть ниже, чем у остальных (10 тыс. руб. за двоих при поездке в пятницу–субботу), и на все заданные мною вопросы ответили без запинки. Я заранее съездил на речной вокзал, где в вагончиках-контейнерах, образующих не слишком благообразный импровизированный городок, сосредоточены офисы большинства игроков фуюаньского направления, и внес предоплату в размере трех тысяч. Остальное доплатил непосредственно перед поездкой.




3 Вечером дня Д-1 мне позвонили, уточнили время встречи на речном вокзале – в 8:15 утра – имя руководителя группы и место сбора, как ни странно, перед вагончиком другой конторы. Название ее нанесено на фриз весьма неприметно, так что точку рандеву я нашел не сразу. Там же, расписавшись в разнообразных бумагах, с удивлением узнал о необходимости оплаты на китайской границе экологического сбора – по 20 юаней с носа. (UPD. Похоже, это чистой воды мошенничество со стороны турфирмы. Сейчас разбираюсь.) Хорошо, что у нас имелись китайские «десятки». Сейчас менять теряющие вес рубли на привязанные к доллару юани не особенно выгодно – турфирма по крайней мере в тот день предлагала за тысячу рублей 90 юаней. Эх, помню я времена, когда три рубля пятьдесят копеек за юань уже считались жлобством. Жаль, только жить в эту пору прекрасную нам не придется уже никогда…
На месте по возможности лучше стараться расплачиваться в рублях – их принимают в Фуюане почти повсеместно и весьма охотно, исключением могут стать главным образом магазины фиксированных цен. До сих пор можно договориться при покупке или оплате услуг по курсу 1:10; наличные же, понятное дело, никто так менять не станет (мне совершенно неожиданно удалось, но об этом расскажу позже).




4 Речной вокзал Хабаровска никак не соответствует статусу дальневосточной столицы. Историческое здание 1900 года на улице Шевченко, формально считающееся вокзалом, на деле таковым не является, а вся пассажирская инфраструктура, включая пограничников и таможню, сосредоточены в вагончиках на краю набережной и на дебаркадерах.
Исходя из опыта 2009 года, я заранее приготовился к длительному ожиданию, но оказалось, что время встречи было назначено без особого запаса. Мы очень быстро прошли на дебаркадер, и уже в 8:30 начали свою работу таможенники и пограничники. Не было еще и девяти часов утра, как пошла посадка.




5 С драматическим падением курса рубля и успешной борьбой с «кирпичными» схемами пассажиропоток между Хабаровском и Фуюанем сократился в разы. Вместо шести–семи судов на подводных крыльях утром и вечером в будние дни, а также теплохода «Изумруд» теперь ходят только два «Полесья» утром-вечером.




6 Салон каждого вмещает около сорока пассажиров. Ожидание отправления было не особенно комфортным: утреннее солнце ощутимо пекло через окна, а ни кондиционер, ни банальный вентилятор не работали – команда сообщила, что берег не дает внешнее питание. К слову, в дальнейшем у дебаркадера Фуюаня такой проблемы не возникло.
Нашему «Полесью-19» не повезло еще и в том, что у одной пассажирки – гражданки Китая, следовавшей на родину с ребенком, – оказалось что-то не в порядке с документами, и пограничники отказались ее пропускать. После получасового ожидания ребенок почти в слезах все-таки попал на борт, а его мать была вынуждена остаться. Насколько я понял, со встречей мальчика родственниками на китайской стороне что-то в итоге было успешно решено.
Так или иначе, наше судно покинуло Хабаровск с изрядным опозданием, когда «Полесье-20» прошло, наверное, больше трети пути до Фуюаня.




7 «Укрепление» национальной российской валюты хорошо заметно по национальному составу пассажиров. Если раньше доля китайцев была невелика, то теперь граждан Поднебесной в салонах столько же, сколько и россиян. Кто-то по-прежнему едет на заработки – на стройке или ремонте квартир рублевый доход в Хабаровске все равно остается для многих из них более предпочтительным, чем маленькая зарплата в юанях в глуши небогатой провинции Хейлунцзян. Однако главную скрипку играют все-таки туристы. Внезапно подешевевшие вдвое поездки в «Европу» (как в этой части Азии нередко рекламируют туры в Хабаровск и Владивосток) вызывали бурный рост въездного туризма. Впрочем, китайцы часто едут не только на страну посмотреть, но и шопинга ради. Особенно сильно это проявляется в Благовещенске, прямо напротив которого стоит город Хэйхэ. Там туристы из Поднебесной сметают прилавки весьма и весьма активно: везут домой кондитерские изделия, алкоголь, ювелирку, одежду, электронику. Впрочем, и раньше небедные китайцы из приграничья нередко приобретали бытовую технику в магазинах Хабаровска. Хотя те же холодильники или телевизоры Samsung выпущены на заводах в КНР, по словам покупателей, в России они более высокого качества, к тому же почти невозможно нарваться на подделку. Остается констатировать, что ситуация с потоками товаров на границе стала меняться на диаметрально противоположную – шопинг россиян в Китае быстро становится бессмысленным, зато китайцы охотно едут за покупками в Россию. Как мне написали в «Инстаграме», сейчас они в Хабаровске даже машинное масло покупают.




8 Встречное точно также же «Полесье», как и наше, только с припиской в Китае. В Поднебесной эти суда носят имя «Лунтан».
По Амуру расстояние от речного вокзала Хабаровска до пристани в Фуюане составляет семьдесят два километра. По прямой дистанция значительно меньше, особенно между ближайшими точками городов (Хабаровск все-таки достаточно велик) – всего около полусотни километров.
Вверх по течению путь занимает около часа двадцати минут.




9 Северный берег Большого Уссурийского острова. Типовые дома силикатного кирпича принадлежат умирающему поселку укрепрайона №2, формально относящемуся к находящемуся на правом берегу Амурской протоки поселку Бычиха.




10 Переход магистральной воздушной линии 500 кВ Хабаровская – Хехцир-2 над Амуром.




11 «Полесье» только что миновало ось пересекающей Большой Уссурийский остров границы. Слева видна пограничная застава КНР, справа устремлена в небо 81-метровая самая восточная пагода Китая.




12 От границы пагоду отделает всего 1200 метров. Спустя менее трех часов я окажусь тут уже на суше, поэтому смогу показать все подробно во второй части своего рассказа.




13 Погранзастава на Тарабаровом острове, также переданном Китаю в 2008 году.




14 Глубоководный порт Манцзита на правом берегу Амура. Работу он начал еще осенью 2012 года, но в настоящее время принимает только речные суда. Китайская сторона строила порт с дальним прицелом на прием судов класса река-море, заходящих в Амур через Охотское море, но, насколько я могу судить, российскую сторону этот проект в восторг отнюдь не приводит.




15 Утес на мысе Кырма (Ченьшань в китайском варианте) напротив западной оконечности Тарабарова острова. Кумирня Байсые, или Белый храм, у самой воды была построена в конце 1990-х и популярна главным образом у местных рыбаков да, конечно, туристов. Высота сооружения составляет всего 12 метров, со стороны утеса храм пристроен к неглубокой естественной пещере.




16 От мыса сразу открывается панорама раскинувшегося вдоль правого берега Амура города Фуюань, увенчанного иглой телевышки на горе Сишань.




17 Трудно поверить, что еще не так давно – до второй половины 1990-х – это была убогая грязная деревня с единственным маленьким консервным заводиком для переработки овощей с прилегающих полей. Чудесное преображение стало возможным благодаря потоку денег сначала так называемых челноков, а потом и от шоп-туров. Сейчас конъюнктура, как я писал выше, сменилась, но о том, как это отразилось на городе, я покажу и порассуждаю чуть позже.




18 «Полесье-20» уже давно стояло, пришвартованное к барже, выполняющей роль дебаркадера. Спустя пару минут рядом встало и наше судно.
К слову, справа на склоне сопки можно видеть вышку еще одной погранзаставы. Вообще район западнее порта весьма густо заселен военными, и туристы с фотоаппаратами там совсем не приветствуются.





19 Здание таможни, выполняющее роль международного терминала речного вокзала; там же сидят и пограничники. Строение смотрится много выигрышнее хабаровской импровизации, но при ближайшем рассмотрении впечатление ухудшается – сказывается низкое качество китайского строительства. Местами отвалилась штукатурка, где-то по стене бегут трещины, потолки в потеках, кое-где вольготно себя чувствует грибок. Даже по провалу в облицовке набережной, в пустоте которого белеет мешок, видно, сколь халтурным был подход к строительству.
Формальности на китайской стороне мы прошли достаточно быстро – примерно как и на российской границе. Задержала только избыточная внимательность пограничников, помноженная на незнание географии России. В нашей группе была едва ли не половина иногородних – из Москвы, Красноярска и т.д. Это для хабаровчан Китай давно перестал быть экзотикой, а жители других уголков страны, попав в наш город, стараются воспользоваться шансом взглянуть одним глазком на Поднебесную. Справедливости ради хочу заметить, что не стоит судить о Китае по приграничным торговым городкам, иначе можно получить слишком уж превратное и во многом негативное представление. Чем дальше от границы, тем лучше и приветливее становятся люди. Надо понимать, что в Фуюань нередко ездят, прямо скажем, не лучшие представители граждан России. И об этом в дальнейшем я тоже хочу рассказать на примере, который с ужасом наблюдал собственными глазами в тот же вечер.
Пока пограничники в отдельном кабинете задавали вопросы этническому азербайджанцу с российским паспортом, наша гид поведала, что перестраховывающиеся китайцы наотрез отказываются пускать через Фуюань граждан Украины. В группу риска также попадают граждане ряда других бывших союзных республик, но там уже раз на раз не приходится.




20 Из здания таможни до автобуса на площади лучше передвигаться скорым шагом – желающие заработать на туристах (так называемые помогайки, торговцы шубами, самочинные гиды и т.д.) липнут неимоверно. Преодолев каких-то два десятка метров, я обнаружил в своих руках целую кипу рекламно-визиточной макулатуры. Забавная сцена приключилась, когда китаец буквально вынудил мою лучшую половину взять листовку его салона по пошиву штор и только потом переспросил, не за что шторами или тюлем мы приехали. Получив отрицательный ответ, он незамедлительно стал вытягивать из рук уже сложенный вдвое листок обратно. :)
В автобусе состоялось ритуальное священнодействие российских турконтор – изъятие у клиентов заграничных паспортов. Мотивируется сие исключительно заботой о сохранности документов. Наш гид, милая интеллигентная немолодая женщина, будто преобразилась и даже попыталась нас убедить, что сдавать паспорта мы обязаны по закону. Не знаю, кем нужно быть, чтобы клюнуть на подобную аргументацию, тем более в самом загранпаспорте имеется соответствующий случаю пункт №6. Конечно, я понимаю, чем вызвана подобная настойчивость в совершенно противозаконном требовании. Дело в том, что Фуюань (в отличие от Хейхэ или Суньфеньхэ) безвизовым городом для россиян не является – для пересечения границы турфирмой оформляются так называемые групповые визы. Проход границы в обе стороны должен осуществляться всей группой по неизменному списку. Опасаясь, что подгулявшие клиенты могут посеять свои паспорта, фирма прилагает усилия к минимизации риска на выезде. Учитывая, как в реальности совершенно безобразно хранятся документы туристов (об этом опять-таки поведаю позже), эта минимизация отнюдь не представляется мне очевидной.
В общем, расставаться со своими загранами мы отказались наотрез, несмотря на нервную реакцию гида. Причина была еще и в том, что нам хотелось иметь свободу маневра в случае, если не устроит гостиница.




21 В Фуюане сейчас уже довольно много гостиниц, хотя почти все они достаточно невысокого класса. Лучшим из тех, что предлагаются туристам из России, является отель «Дракон» (неблагозвучное на русском китайское его название – Huilong Hotel) на Новой пешеходной улице. Де-факто он второй по комфортабельности в городе. Первое место с огромным отрывом удерживает государственная гостиница «Южная деревня» на набережной. Предназначена она главным образом для высокопоставленных чиновников, а также различных высоких делегаций и в туристах со стороны не нуждается. Ее не только нет на китайском национальном сервере бронирования гостиниц elong (не говоря уже о капиталистических booking или agoda), даже сайт отсутствует! Была у меня шальная идея взять тур с самым дешевым вариантом расселения, а потом помахать ручкой и вселиться в «Южную деревню», но потом я осознал, что фокус может не пройти, и рисковать не стал.




22 «Дракон» открылся всего два года назад и пока, на первый взгляд, производит неплохое впечатление, несмотря на все огрехи эксплуатации зданий по-китайски. Персонал на стойке регистрации не понимает ни слова по-английски, но сравнительно неплохо болтает на русском. В любом случае функцию общения взял на себя китаец-переводчик от нашей турфирмы. Паспорта мы все-таки оставили, но регистраторше. Тут у меня по наивности больших возражений не было – достаточно распространенная мировая практика, при которой, к слову, документы при желании можно забрать в любой момент. Пришлось также оставить депозит. Просили сто юаней, я дал тысячу рублей – возражений не последовало.




23 Прямо в холле отеля для китайских туристов предлагают туры в Хабаровск.




24 Табло с расценками отеля меня несколько смутило. Китайские системы интернет-бронирования предлагали только двухместные и трехместные номера – вот и все разнообразие. Судя по всему, «от стойки» опций больше. Правда, они и дороже. Через Интернет двухместный номер стоил всего 215 юаней в сутки.
Стандартная программа предполагала выселение из гостиницы на второй день аж в восемь утра по Хабаровску (шесть часов по пекинскому времени, по которому живет весь огромный Китай), поэтому я предпочел доплатить 100 юаней за продление до трех часов дня. Бонусом в этом случае включался завтрак на двоих.
Если интересно: насколько я понял, элитарная «Южная деревня» не намного дороже «Дракона» – стандартный двухместный номер там стоит что-то около 250 юаней, во всяком случае дешевле трех сотен.




25 Выяснилось, что если не все, то по крайней мере большая часть номерного фонда размещается не в выходящем на пешеходную улицу здании, а в параллельном ему в глубине квартала. Считающийся одним из лучших отелей в Фуюане тем не менее несет на себе всю атрибутику специфики приграничной торговли.
В турфирме нас также предупредили, чтобы мы сразу проверяли наличие банных принадлежностей и чистоту постельного белья – многие гостиницы любят содрать с постояльцев за простыню с застарелыми пятнами или за изначально отсутствующее полотенце. Правда, именно «Дракон», по их словам, в этом особо не замечен, но в Фуюане возможно все.




26 Довольно критические отзывы на «Хабмаме» оказались ближе к истине, чем высокий рейтинг на основе отзывов китайских пользователей в поисковике baidu, где Huilong имеет отличный рейтинг 4,7 из 5. Увы, гостиница оказалась грязноватой.




27 Даже в подготовленном номере на ковролине встретили не только пятна, но и мелкий сор, а стеклянная полка шкафа, что повыше, был покрыта почтенным слоем пыли, будто ее не протирали добрый месяц.




28 Однако если отбросить указанные детали, номер показался достаточно просторным, недурно меблированным и даже уютным.




29 В ванной мы обнаружили даже зубные наборы. Горячая вода текла исправно. Зато душевая кабинка не понравилась совершенно.




30 Вид из окна в сторону главного торгового перекрестка – улиц Чжэн Ян и Тянь Шань. Увенчанная кольцом круглая башенка принадлежит Старому универмагу. Впрочем, шопинг нас не интересовал в принципе – пользуясь хорошей погодой, мы решили тут же поехать на китайскую часть Большого Уссурийского острова.
Но об этом я расскажу уже в следующий раз.



Часть 1. Фуюань. Приграничный Китай в эпоху падения рубля
Часть 2. Китайский остров Хэйсяцзыдао, бывший российский Большой Уссурийский
Часть 3. Восточный полюс Китая и чуть было не ставший международным аэропорт Фуюаня

LinkReply

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…

Comments:
[User Picture]From: yapet
2015-08-19 08:29 am (UTC)
Очень интересные заметки, хотя я и не понял, почему Фуюань не имеет статуса Хейхе и Суньфенхэ. Это какие-то китайские чиновничьи заморочки?

Получается, из Благовещенска в Китай попасть проще?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2015-08-20 12:14 am (UTC)
Из Благовещенска проще. Хэйхэ безвизовый для россиян на 30 дней, Суйфэньхэ - на 15. Фуюань визовый, поэтому либо виза, либо в составе тургрупп с групповой визой. И еще момент: Хэйхэ и Суйфэньхэ - города, а Фуюань статус города не имеет, это уезд, входящий в городской округ Цзямусы
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2015-08-20 01:14 am (UTC)
Точно не знаю, но, видимо, именно заморочки.
Саша правильно сказал раньше меня - из Благовещенска гораздо проще. И сообщение там почти круглогодичное (кажется, прерывается только на ледостав/ледоход), и расстояние в 50 раз меньше, и свободы гораздо больше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aleonkin
2015-08-20 02:31 am (UTC)
нет, перекрывают на день-два, когда шуга рвет юбки на судах на воздушной подушке, а так круглый год
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2015-08-20 04:49 am (UTC)
В общем, у нас и в этом смысле вариант "отстой". :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2015-08-25 05:04 am (UTC)
А если Фуюань разрастется до нескольких сот тысяч, а может и до 1-2 миллионов китайцев? Это же так близко к Хабаровску. Федеральные чиновники то ли не знают, что делать с российской частью острова, то ли не хотят знать, то ли, вообще, мало что могут. Ведь если развивать оставшуюся часть острова, кроме того, что средств потребуется немало (а средств итак немало вбухали - только на другой остров - где-то в самом низу под Хабаровском :) Для электората необходима красивая федеральная "легенда": почему часть земель у Хабаровска отдали Китаю, почему Китай развивает свою часть острова, а Россия до сих пор - нет. Возможно, это и есть одна из причин, почему об оставшейся российской части острова, да и вообще, об острове Большой Уссурийский мало кто знает. Федеральные сми молчат. Но история ничего не забудет и все припомнит :)
(Reply) (Parent) (Thread)