?

Log in

No account? Create an account
Ночь в военном музее и штабной вагон маршала Блюхера - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Ночь в военном музее и штабной вагон маршала Блюхера [May. 18th, 2017|09:30 pm]
dkphoto
[Tags|, , , , , ]

1 Уже второй год подряд в акции «Ночь в музее» принимает участие Военно-исторический музей Восточного военного округа. Радует это еще и потому, что закрытый при Сердюкове музей все-таки уцелел и открылся вновь. Несмотря на тяжелейшие финансовые проблемы (и настойчивые попытки отнять у него лакомое здание в престижном уголке города), учреждение смогло организовать и провести свою «Ночь». Насколько я понимаю, делалось все это на чистом энтузиазме или очень близко к тому – участие было еще и бесплатным, что весьма контрастно на фоне других музеев Хабаровска (например, «ночной» билет Краеведческий стоит аж 800 рублей, что в круг на семью вылетает в копеечку).




2 Можно констатировать, что акция оказалась востребованной и популярной – даже припарковаться около музея в восемь часов вечера было не очень-то просто. Конечно, львиную долю посетителей составляли ребятишки, дружно оккупировавшие военную технику в экспозиции в обширном дворе. Также пришло немало пенсионеров. Было много реконструкторов, гулявших в военной форме русской императорской и советской армии как довоенного, так и послевоенного периодов. Несмотря на важный вид, они охотно фотографировались со всеми желающими, давали садиться в свои ретро-автомобили, подержать в руках оружие.




3 Алекс начал обход музея с военных грузовиков, где было поменьше конкуренции со стороны других таких же клопов.




4 Ребенок позирует у 45-мм противотанковой пушки М-42. Кстати, соседняя 57-мм ЗИС-2 на табличке почему-то была названа дивизионной. Вообще неточностей в описании экспонатов, увы, хватает, что определенно указывает на недостаток ресурсов для полноценной работы музея.




5 Совершенное недоумение у меня вызвал этот экспонат. Я даже не сразу сообразил, что это первый серийный советский танк Т-18 (он же МС-1). При реставрации ему досталась абсолютно неаутентичная ходовка, лично у меня живо вызвавшая ассоциацию с чешским LT vz.38. Тем более рядом стоит второй Т-18, куда больше похожий на оригинал. Всего же в Хабаровске, таким образом, находится сразу три подобных боевых машины, включая памятник у штаба Восточного военного округа на улице Серышева.




6 Огромный шаг вперед – свободный доступ на выставленные танки и даже внутрь большинства из них. Раньше такое и представить было невозможно! Внутрь боевой техники я попадал разве что в военных музеях в Лондоне и Пекине. Правда, в этот раз внутрь не полез – было слишком многолюдно да и за Алексом следовало приглядывать.
Вот ребенок изучает БМП-1. Правда, интерес подугас, как на броню высадилось еще несколько детишек. Видимо, у нас растет яркий индивидуалист. Весь в родителей. :)




7 Позирование на корпусе основного боевого танка Т-80. Прочие боевые машины я в этот раз не фотографировал. Откровенно говоря, вчера и не ставил себе задачей заснять все образцы техники или системно рассказать о музее. Раньше я уже начинал серию фотозарисовок о нем, да так и не завершил. Так что более или менее подробно чуть дальше покажу лишь совершенный эксклюзив – штабной вагон маршала Блюхера.




8 Единственный самолет в экспозиции – истребитель МиГ-17, дальнейшее развитие «корейского сюрприза» МиГ-15.




9 Конечно, мимо него ребенок пройти не смог. Тем более из «Лего» он чаще всего собирает именно самолеты.




10 Весьма впечатляющая двухступенчатая ракета зенитного ракетного комплекса С-75 в варианте «Десна», принятом на вооружение в 1959 году.




11 Самым интересным экспонатом этой «ночи» стал штабной вагон, приписываемый легендарному маршалу Василию Константиновичу Блюхеру. В обычные дни доступ в него закрыт – по словам сотрудницы музея, из-за банальнейшей нехватки в штате смотрителей. Ранее внутрь допускались только особые делегации. (Уважаемый periskop подсказывает, что в конце 1990-х пускали-таки всех, так что информация об эксклюзивности - преувеличение). Таким образом, длинную очередь желающих попасть в вагон объяснить очень легко. Двигалась эта людская змея очень медленно – внутрь пропускали строго по десять человек (что совершенно правильно, иначе не миновать бы давки), продолжительность пребывания в вагоне при этом ограничивалась лишь совестью посетителей.




12 Вагон был построен в 1915 году в Ростове-на-Дону. Сразу ли его оборудовали для нужд штаба, мне не известно. Тем не менее он частично бронирован – предположу, что главным образом ниже уровня окон. Из-за высокой массы – 74,6 тонны (что в полтора раза тяжелее более габаритных современных пассажирских вагонов) – колесные тележки нетипичные для того периода – трехосные усиленные. Возможно, если покопаться, можно будет найти какую-то унификацию с бронепоездами.
Вдоль почти всего 21,5-метрового вагона от тесного тамбура тянется узкий коридор. В целом велико сходство с компоновкой обычных купейных вагонов.




13 Не то организаторы не подумали, не то решили сэкономить, однако освещение в вагоне отсутствовало почти везде, кроме коридора. Между тем на улице уже успели сгуститься сумерки, и мне поневоле пришлось выкручивать настройки камеры в экстремальный диапазон, что логичным образом сказалось на качестве снимков.
В первом от тамбура довольно широком купе разместилась кухня. Правильно, маршалам тоже нужно питаться. :)




14 Своего рода военное СВ. Полки очень узкие, совсем не такие, как в современных вагонах. Да и ширина помещения меньше привычной.




15 Четырехместных купе я в вагоне не встретил.
Вообще отмечу, что принадлежность этого мобильного штаба Блюхеру – вопрос открытый. Тем не менее версия вполне правдоподобная. И все же считают, что вагон не был личным, а предоставлялся тому или иному высшему военачальнику по запросу. Так, уже во время Великой Отечественной войны он служил штабом Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому, И.Х. Баграмяну. Чуть позднее вагон включался в состав правительственного поезда для перевозки советской делегации на Потсдамскую конференцию, а с 1976 года некоторое время выполнял функцию мобильного пункта управления командующих войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа генералов армии В.И. Петрова и И.М. Третьяка.
В середине 1980-х вагон обнаружили заброшенным в одном из тупиков станции Хабаровск-2 и передали молодому военно-историческому музею (он открылся в 1983 году). После сложнейшей операции по перевозке громоздкого экспоната вагон занял свое место в музейном дворе 5 мая 1987 года.




16 Купе, похоже, комбинированное с рабочим местом.




17 Из небольшого кабинета с рабочим столиком и широким креслом, который я не смог снять из-за совсем уж невозможной темноты, открывается дверь в настоящую ванную комнату. Впрочем, в нее можно попасть и из коридора. Определенно это уже личные генеральские покои. Другой вопрос, насколько корректно воссозданы интерьеры вагона и на какой именно период при этом ориентировались. По крайней мере реконструкторы ворочали на невысокую достоверность.




18 Самое просторное помещение – салон в дальнем от входного тамбура конце. Он раскинулся на всю ширину вагона. Второго тамбура, по всей видимости, нет – дверь в глубине помещения, прикрытая портьерой, вероятно, выходит непосредственно наружу.




19 Вероятно, тут и велась основная работа штаба.
Как бы то ни было, экспонат очень интересный и атмосферный.




20 Зато внутри здания экспозиции мы практически не посмотрели – для маленького ребенка стоял уже достаточно поздний час. Да и большого интереса у Алекса я не заметил – похоже, суточные запасы любопытства были истрачены им во дворе. :)
Сам же я целенаправленно посетил лишь два экспоната. Первый – скульптурная группа на тематику Гражданской войны. Выражение лица у всадника справа сходно с ликом красноармейца во второй версии памятника молодым защитникам Хабаровска, стоящим в начале улицы Серышева. Хотя работы разделают почти два десятка лет, их определенно роднит нечто франкенштейнское.




21 Мой любимый экспонат – диорама, посвященная событиям разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. Произведение, конечно, довольно скромной, объемный передний фон предельно лаконичен, но все равно эта диорама с детства приковывает мое внимание.




22 Прочие же экспонаты я оставил «на потом». Возможно, когда ребенок чуть подрастет, и ему станут интересы более сложные образы, чем танки или самолеты.




23 Впрочем, Алекс определенно тянется к искусству. Услышав музыку и песни, он целенаправленно поволок нас на второй этаж, где шел концерт. Признаться, я ни капли не пожалел и получил массу удовольствия.




24 Равно как получил удовольствие и в целом от «ночи» (де-факто вечера), проведенной в военно-историческом музее. Развеялся так, будто в мини-отпуске побывал. Искренне снимаю шляпу перед организаторами и исполнителями; они молодцы!



LinkReply

promo dkphoto may 12, 2016 14:30 16
Buy for 100 tokens
46 Второй день отпуска оказался чрезвычайно насыщен событиями, а посему материала по нему оказалось столь много, что по техническим ограничениям LiveJournal я вынужден разбить его на две части. Так или иначе, здесь я поведаю о самостоятельной поездке к самому знаменитому туристическому объекту…

Comments:
[User Picture]From: yarowind
2017-05-19 04:27 am (UTC)
>> серийный советский танк Т-18 (

Смешная машинка:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 04:35 am (UTC)
Ну, китайцам в 1929 году в ходе конфликта на КВЖД эта машинка смешной не показалась. :) Они от страха практически утратили боеспособность, а когда танки вышли к траншеям и открыли кинжальный огонь, бой был закончен.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yuri_ne_gagarin
2017-05-19 04:30 am (UTC)
Очень знакомый, известный и интересный музей! С удовольствием побывал бы в нем еще. А вот вцо дворе и тем более в вагоне не был, о чем теперь жалею, так что спасибо за экскурсию! Правда иногда зал в котором танцуют дамы используют для траурных мероприятий.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 04:36 am (UTC)
Зал на втором этаже вообще многоцелевой. Там в свое время и в пионеры принимали.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: major_p
2017-05-19 06:43 am (UTC)
Э...У танцора на предпоследнем фото фалды не длинноваты?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 06:46 am (UTC)
Брюки точно следовало бы укоротить. :) Зато ребенок, когда пела дама в бальном платье в пол, поинтересовался, где у нее ноги. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2017-05-19 07:18 am (UTC)
Спасибо, Дмитрий. Хорошо, что отснял внутренние интерьеры вагона. В 1999 и я там побывал, выглядел он примерно так же. Кроме разве что купе с ванной - сейчас там добавили гламуру, а вот 18 лет назад было более сурово :)
Но тогда у меня не было нормальной камеры. Так что сейчас запишу эти вагонные фото в архив)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 07:22 am (UTC)
По словам работницы музея, некоторое время назад "Альфа-банк" проспонсировал реставрацию вагона. Видимо, этим и объясняются некоторые отличия в интерьере. Но вообще мне показалось, что там смешение эпох: что-то определенно родом из 1970-х, а где-то не то сохранили элементы 1930-х, не то стилизировали под те годы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: welder_history
2017-05-19 12:00 pm (UTC)
Доступ в вагон Блюхера был свободный.

Я побывал в нем примерно в год его открытия или плюс пару лет.
Второй раз я побывал в нем в 2012 или 13 году. Водил в музей семью. Несмотря на то, что музей был закрыт совсем, упросил сотрудников музея (детей привез из Владивостока жеж!) Состояние вагона было ужасающим: краска лохмотьями свисала с потолка, местами были адские пятна плесени...

Сейчас его состояние заметно улучшилось, судя по снимкам...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 10:08 pm (UTC)
Сейчас я задумался, а не бывал ли я сам в этом вагоне в раннем детстве лет так в 5-6-7? Вполне ведь мог. А потом мог забыть, так как для столь юного падавана танки куда интереснее железнодорожного вагона, где ни пушек, ни пулеметов, ни ракет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dimas
2017-05-19 04:07 pm (UTC)
Хорошо!

Что же касается доступа к технике, помнится когда открыли Парк Победы на Поклонке, и там выставили технику именно "для полазить", это был прорыв, да ...

Мы были на вторые майские в Кубинке - там, конечно, не на всю технику, но вполне себе есть доступ к танкам и можно полазить, к Т-80 и Т-90 аж лесенки поставлены, и люки открыты, залезай не хочу ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-19 10:09 pm (UTC)
Хм, я в 2002-2004 часто бывал на Поклонной горе, ни разу не замечал открытых люков и лазающих по технике посетителей. А в Кубинку так и не выбирался ни разу. :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yurik_ryba
2017-05-20 03:33 am (UTC)
Давненько не читал Ваших заметок. Приятно видеть, что мастер всё ещё в теме.
Один из самых любимых музеев, все на Ваших фото так знакомо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-21 12:01 am (UTC)
Ну так их давненько и не было. :) Времени стало меньше (работа-ребенок-учеба-спортзал-ремонт) да и мотивации вести блог тоже. ЖЖ уже не тот, что, скажем, пять лет назад. Не скажу, будто он умер, это будет большим преувеличением, однако многие определенно ушли в социальные сети. А когда тратишь на альбом столько же времени, сколько и раньше, но при этом оно стало более дефицитным, а ответный отклик аудитории в разы слабее, стимулов регулярно писать сюда уже не хватает. Поэтому я значительно больше выкладываю в Instagram. Формально там читателей в несколько раз меньше, но по крайней мере ощущается обратная связь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_calvados
2017-05-20 03:42 pm (UTC)
Спасибо за интересные фотографии!

А разве ранний вариант С-75 не "Двина" звался?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2017-05-21 12:09 am (UTC)
Вы правы, самый ранний вариант - "Двина", "Десна" - это как бы средний. :) Между "Двиной" и "Волховом".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doc_psycho
2017-05-24 08:08 am (UTC)
У Т-18, к сожалению, далеко не только подвеску насочиняли - то, что ему наварили в качестве пушки и пулемётов - страх Господень. Но вообще это была общая беда многих наших музеев в 70-х годах, когда брали корпус от одного танка, башню от другого, приваривали к этому водопроводную трубу и красили в три слоя зелёной краской - дескать, и так сойдёт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: coshevka
2017-06-10 12:06 pm (UTC)
Вагон очень интересный. Даже если неточная реконструкция, это всё равно очень привлекательный экспонат!
(Reply) (Thread)