dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Ночь в военном музее и штабной вагон маршала Блюхера

1 Уже второй год подряд в акции «Ночь в музее» принимает участие Военно-исторический музей Восточного военного округа. Радует это еще и потому, что закрытый при Сердюкове музей все-таки уцелел и открылся вновь. Несмотря на тяжелейшие финансовые проблемы (и настойчивые попытки отнять у него лакомое здание в престижном уголке города), учреждение смогло организовать и провести свою «Ночь». Насколько я понимаю, делалось все это на чистом энтузиазме или очень близко к тому – участие было еще и бесплатным, что весьма контрастно на фоне других музеев Хабаровска (например, «ночной» билет Краеведческий стоит аж 800 рублей, что в круг на семью вылетает в копеечку).




2 Можно констатировать, что акция оказалась востребованной и популярной – даже припарковаться около музея в восемь часов вечера было не очень-то просто. Конечно, львиную долю посетителей составляли ребятишки, дружно оккупировавшие военную технику в экспозиции в обширном дворе. Также пришло немало пенсионеров. Было много реконструкторов, гулявших в военной форме русской императорской и советской армии как довоенного, так и послевоенного периодов. Несмотря на важный вид, они охотно фотографировались со всеми желающими, давали садиться в свои ретро-автомобили, подержать в руках оружие.




3 Алекс начал обход музея с военных грузовиков, где было поменьше конкуренции со стороны других таких же клопов.




4 Ребенок позирует у 45-мм противотанковой пушки М-42. Кстати, соседняя 57-мм ЗИС-2 на табличке почему-то была названа дивизионной. Вообще неточностей в описании экспонатов, увы, хватает, что определенно указывает на недостаток ресурсов для полноценной работы музея.




5 Совершенное недоумение у меня вызвал этот экспонат. Я даже не сразу сообразил, что это первый серийный советский танк Т-18 (он же МС-1). При реставрации ему досталась абсолютно неаутентичная ходовка, лично у меня живо вызвавшая ассоциацию с чешским LT vz.38. Тем более рядом стоит второй Т-18, куда больше похожий на оригинал. Всего же в Хабаровске, таким образом, находится сразу три подобных боевых машины, включая памятник у штаба Восточного военного округа на улице Серышева.




6 Огромный шаг вперед – свободный доступ на выставленные танки и даже внутрь большинства из них. Раньше такое и представить было невозможно! Внутрь боевой техники я попадал разве что в военных музеях в Лондоне и Пекине. Правда, в этот раз внутрь не полез – было слишком многолюдно да и за Алексом следовало приглядывать.
Вот ребенок изучает БМП-1. Правда, интерес подугас, как на броню высадилось еще несколько детишек. Видимо, у нас растет яркий индивидуалист. Весь в родителей. :)




7 Позирование на корпусе основного боевого танка Т-80. Прочие боевые машины я в этот раз не фотографировал. Откровенно говоря, вчера и не ставил себе задачей заснять все образцы техники или системно рассказать о музее. Раньше я уже начинал серию фотозарисовок о нем, да так и не завершил. Так что более или менее подробно чуть дальше покажу лишь совершенный эксклюзив – штабной вагон маршала Блюхера.




8 Единственный самолет в экспозиции – истребитель МиГ-17, дальнейшее развитие «корейского сюрприза» МиГ-15.




9 Конечно, мимо него ребенок пройти не смог. Тем более из «Лего» он чаще всего собирает именно самолеты.




10 Весьма впечатляющая двухступенчатая ракета зенитного ракетного комплекса С-75 в варианте «Десна», принятом на вооружение в 1959 году.




11 Самым интересным экспонатом этой «ночи» стал штабной вагон, приписываемый легендарному маршалу Василию Константиновичу Блюхеру. В обычные дни доступ в него закрыт – по словам сотрудницы музея, из-за банальнейшей нехватки в штате смотрителей. Ранее внутрь допускались только особые делегации. (Уважаемый periskop.su подсказывает, что в конце 1990-х пускали-таки всех, так что информация об эксклюзивности - преувеличение). Таким образом, длинную очередь желающих попасть в вагон объяснить очень легко. Двигалась эта людская змея очень медленно – внутрь пропускали строго по десять человек (что совершенно правильно, иначе не миновать бы давки), продолжительность пребывания в вагоне при этом ограничивалась лишь совестью посетителей.




12 Вагон был построен в 1915 году в Ростове-на-Дону. Сразу ли его оборудовали для нужд штаба, мне не известно. Тем не менее он частично бронирован – предположу, что главным образом ниже уровня окон. Из-за высокой массы – 74,6 тонны (что в полтора раза тяжелее более габаритных современных пассажирских вагонов) – колесные тележки нетипичные для того периода – трехосные усиленные. Возможно, если покопаться, можно будет найти какую-то унификацию с бронепоездами.
Вдоль почти всего 21,5-метрового вагона от тесного тамбура тянется узкий коридор. В целом велико сходство с компоновкой обычных купейных вагонов.




13 Не то организаторы не подумали, не то решили сэкономить, однако освещение в вагоне отсутствовало почти везде, кроме коридора. Между тем на улице уже успели сгуститься сумерки, и мне поневоле пришлось выкручивать настройки камеры в экстремальный диапазон, что логичным образом сказалось на качестве снимков.
В первом от тамбура довольно широком купе разместилась кухня. Правильно, маршалам тоже нужно питаться. :)




14 Своего рода военное СВ. Полки очень узкие, совсем не такие, как в современных вагонах. Да и ширина помещения меньше привычной.




15 Четырехместных купе я в вагоне не встретил.
Вообще отмечу, что принадлежность этого мобильного штаба Блюхеру – вопрос открытый. Тем не менее версия вполне правдоподобная. И все же считают, что вагон не был личным, а предоставлялся тому или иному высшему военачальнику по запросу. Так, уже во время Великой Отечественной войны он служил штабом Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому, И.Х. Баграмяну. Чуть позднее вагон включался в состав правительственного поезда для перевозки советской делегации на Потсдамскую конференцию, а с 1976 года некоторое время выполнял функцию мобильного пункта управления командующих войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа генералов армии В.И. Петрова и И.М. Третьяка.
В середине 1980-х вагон обнаружили заброшенным в одном из тупиков станции Хабаровск-2 и передали молодому военно-историческому музею (он открылся в 1983 году). После сложнейшей операции по перевозке громоздкого экспоната вагон занял свое место в музейном дворе 5 мая 1987 года.




16 Купе, похоже, комбинированное с рабочим местом.




17 Из небольшого кабинета с рабочим столиком и широким креслом, который я не смог снять из-за совсем уж невозможной темноты, открывается дверь в настоящую ванную комнату. Впрочем, в нее можно попасть и из коридора. Определенно это уже личные генеральские покои. Другой вопрос, насколько корректно воссозданы интерьеры вагона и на какой именно период при этом ориентировались. По крайней мере реконструкторы ворочали на невысокую достоверность.




18 Самое просторное помещение – салон в дальнем от входного тамбура конце. Он раскинулся на всю ширину вагона. Второго тамбура, по всей видимости, нет – дверь в глубине помещения, прикрытая портьерой, вероятно, выходит непосредственно наружу.




19 Вероятно, тут и велась основная работа штаба.
Как бы то ни было, экспонат очень интересный и атмосферный.




20 Зато внутри здания экспозиции мы практически не посмотрели – для маленького ребенка стоял уже достаточно поздний час. Да и большого интереса у Алекса я не заметил – похоже, суточные запасы любопытства были истрачены им во дворе. :)
Сам же я целенаправленно посетил лишь два экспоната. Первый – скульптурная группа на тематику Гражданской войны. Выражение лица у всадника справа сходно с ликом красноармейца во второй версии памятника молодым защитникам Хабаровска, стоящим в начале улицы Серышева. Хотя работы разделают почти два десятка лет, их определенно роднит нечто франкенштейнское.




21 Мой любимый экспонат – диорама, посвященная событиям разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. Произведение, конечно, довольно скромной, объемный передний фон предельно лаконичен, но все равно эта диорама с детства приковывает мое внимание.




22 Прочие же экспонаты я оставил «на потом». Возможно, когда ребенок чуть подрастет, и ему станут интересы более сложные образы, чем танки или самолеты.




23 Впрочем, Алекс определенно тянется к искусству. Услышав музыку и песни, он целенаправленно поволок нас на второй этаж, где шел концерт. Признаться, я ни капли не пожалел и получил массу удовольствия.




24 Равно как получил удовольствие и в целом от «ночи» (де-факто вечера), проведенной в военно-историческом музее. Развеялся так, будто в мини-отпуске побывал. Искренне снимаю шляпу перед организаторами и исполнителями; они молодцы!



Tags: Алекс, Дальний Восток, Хабаровск, военная история, история, музеи
Subscribe
promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments