1 Пламя насколько близко подбирается к городу, что я легко могу фотографировать из своих окон даже не отдельные очаги возгорания, а целые стены огня, медленно смещающиеся в ту или иную сторону по мере выгорания растительности.
2 Этот и предыдущий снимок были сделаны вечером 13 октября. Здесь видно, как дым от пылающей южной оконечности Большого Уссурийского острова несет на южную часть города. Поразительно, что дважды в год ежегодно от пожаров страдает 600-тысячный город (обострение хронических болезней органов дыхания тут еще не самое страшное), а никаких сколько-нибудь эффективных мер по предотвращению палов и поджогов нет и в помине.
3 Раннее утро. Дыма вроде бы не очень много, но острова левого берега Амура практически не видны. На первый взгляд, картину можно перепутать с туманом. Но это только если не дышать, так как отчетливый запах гари мгновенно начинает драть горло будто металлическим ершиком.
4 Если в воскресенье 15 октября воздух над Хабаровском оставался в основном прозрачным, то в ночь на понедельник город и все вокруг вновь затянуло плотными пологами дыма пожарищ. Дышать было решительно нечем.
5 Пока я поднялся пешком от Уссурийского бульвара до улицы Муравьева-Амурского, успел заработать качественную головную боль, продержавшуюся до конца дня, хотя окна в своем кабинете держал наглухо закрытыми.
6 По коридорам ходили и непрерывно кашляли, многие тоже жаловались на головную боль.
7 Город будто погрузился в губительный желтый туман из одноименной детской повести Александра Волкова. Правда, наш «туман» преимущественно серый, а желтым его иногда ухитряется подсветить пытающееся дотянуться до земли солнце.
8 В самом деле сказка: не менее миллиона человек полторамиллионого региона дважды в год из года в год становятся жертвами этой напасти, теряют здоровье, а для борьбы с сельскохозяйственными палами не делается ровным счетом ничего.
9 К обеду 17 октября ветер переменился, прошел снег, и воздух над городом стал гораздо чище. Зато черно-серые тенета клубились над приграничным Китаем. Вот только стоит оценить направление ветра и становится ясно, что это не наши соседи нас травили, а мы их. Снимки очевидно говорят, что горят главным образом поля Еврейской автономной области. Там жгут фермеры, в отличие от островов левого берега, относящихся еще к Хабаровскому краю, где пускают палы дачники.
10 Мой знакомый своими глазами наблюдал, как в ЕАО по полю ехал трактор с горящей покрышкой на прицепе и поджигал траву. Когда покрышка потухала, тракторист вновь обливал ее бензином и продолжал «работу». Другой коллега рассказывал про знакомого дачника, который, пуская пал, в один год спалил себе забор, а во второй год лишился еще и дачного домика от пала, пущенного соседом.
Скажем, в Амурской области, где сельское хозяйство развито не в пример лучше и поля засеиваются, такой сезонной напасти давно уже нет.
11 В целом же сельскохозяйственные палы и бедственное положение хабаровчан из-за дыма описывается в источниках с XIX века. И у Арсеньева об этом есть, и в дневнике Варвары Духовской: «Начались палы сухой травы вокруг города, дым кругом такой, что дышать невозможно. Сентябрь 1896 г.» На заре же установления советской власти с поджигателями разговор был предельно короткий – до расстрела на месте, и хоть полностью это явление не исчезло, однако масштабы его существенно сократились. Сейчас же все вернулось на исторические круги своя.
12 Поздний вечер 18 октября. Красиво подсвеченное низкое небо говорит о новой перемене ветра и вновь обрушившихся на город тенетах от бесчисленных пожаров и палов в Хабаровском крае и соседней ЕАО.
В официальных же сводках упоминают только пожары в Китае и Еврейской автономии. О том, что горят острова левого берега и леса к северу от Хабаровска, нет даже полуслова. Унтер-офицерских вдов, как говорится, нет.
13 Вот для наглядности прошлогодний снимок – такая же картина. Как говорится, стабильность – признак мастерства.
14 А вот утром субботы 21 октября. Спустя четверть часа, как я сделал этот снимок, не было видно уже совершенно ничего. И это несмотря на прошедший под утро дождь! Чудовищно душно, дышать нечем, но открывать окна или разблокировать вентиляцию было бы безумием. Обманчивое спасение давали разве что кондиционеры. Зато, если верить рассылавшимся краевым управлением МЧС СМСкам, превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе не отмечалось. Верно, прав, читатель моего Instagram, предположивший, что превышение ПДК признаю только если придется по щиколотку в пепле ходить. И то не факт.
15 Когда к головной боли добавилось еще и головокружение, мы сбежали за город в сопки Хехцира. Там дыма оказалось гораздо меньше. И ветер, вопреки официальной информации, держался не юго-западный, а западный, что наводило на мысль о пожарах вовсе не в Китае, а опять-таки в соседней ЕАО. Нет, я вполне допускаю, что палы могут быть и на территории Поднебесной, только вот я лично ни разу не видел по ту сторону границы ни открытого гоня, ни поднимающихся дымовых шлейфов. Зато сколько угодно созерцал их у нас.
16 Божественно прозрачный воздух! В неярком свете утра воскресенья 22 октября песчаные отмели на Амуре кажутся ледяными. А спешащее в Китай судно на подводных крыльях на таком расстоянии похоже на расторопную водомерку.
17 А вот снимок в том же ракурсе, что и предыдущий, только сделанный вечером. За это время появилось сразу несколько новых очагов пожара на Большом Уссурийском острове.
18 Ну а официальные региональные источники продолжают обвинять во всех грехах Китай и ЕАО, ни словом не упоминая о палах в Хабаровском крае. Неужели в самом деле полагают, будто им поверят больше, чем собственным глазам? Верно говорят: маленькая ложь рождает большое недоверие.
19 Понятно, что оперативно тушить пожары на островах малоперспективно – пока перебросишь технику и людей, все уже прогорит. Но лучшая мера в ситуации с палами – профилактика. У нас мощная группировка беспилотников в той же Сирии, обеспечивающая высокоточные ракетные удары с расстояния в сотни и тысячи километров, буквально белке в глаз, однако ловля поджигателей уже не на Ближнем Востоке, а на Дальнем, когда из года в год теряют здоровье свои же граждане, почему-то является для государства задачей невыполнимой. Даже на фоне риторики об опережающем развитии и соответствующих приоритетах. И дело не столько в неспособности «всей королевской конницы и всей королевской рати» ловить виновных в поджогах, сколько в очевидном нежелании властей вообще что-либо делать (ну а безнаказанность, как известно, лучшее поощрение преступления). Хотя казалось бы, представляется отличный способ накануне выборов пропиариться реальным делом – полезным и понятным практически всем жителям региона. Только вот, похоже, у хабаровчан карма такая – из года в год продолжать дышать дымом палов.
Journal information