2 Музей расположен на краю действующей базы британской армии в графстве Дорсет в юго-западной части страны. Из Лондона туда проще всего попасть поездом от вокзала Ватерлоо на Уэймут (Weymouth) до станции Вул (Wool). Поездка занимает около трех часов. Билет от Восточного Кройдона и обратно с пересадкой на Клапамском железнодорожном узле обошелся мне в 54,6 фунта (чтобы получить рубли, нужно умножать на 80). Следует обратить внимание, что поезда от Ватерлоо обычно разделяются по дороге: первые четыре вагона, как правило, идут через Вул, а вагоны с пятого по восьмой отцепляют и уводят на юг существенно раньше. При этом бегущая строка внутри не всегда информативна, нужно внимательно слушать объявления машиниста. Из бонусов: в вагонах Юго-западных линий обычно неплохо работает Wi-Fi.
3 Поскольку путь мне предстоял долгий, не удержался и пополнил захваченные с собой запасы продовольствия длинным бутербродом с тунцом в полюбившемся мне еще одиннадцать лет назад Upper crust. Удовольствие не из самых бюджетных – 3,99 фунта, свыше 300 целковых. Вообще дорожная еда в Великобритании стоит весьма прилично – капучино потянул бы еще фунта на четыре. Поэтому в ожидании пересадки на платформе Клапам-джанкшн я клевал носом, но пил воду. :)
К слову, за проезд на поездах дальнего следования (не будем сравнивать масштабы этого следования в Великобритании и России, ладно? ;)) мановением бесконтактной карты у валидатора, как в границах Большого Лондона, уже не расплатиться, необходимо приобретать билеты. Я обычно покупал их прямо в день поездки на станции. И тут есть важная деталь: лучше приобретать через кассу, отстояв небольшую очередь, а не в автомате. Кассир по правилам обязан предложить самый дешевый вариант, в то время как автоматы менее предсказуемы, я так уже разок нарывался на пяток фунтиков разницы. Ну а идеальный вариант, если позволяют время и наличие местного почтового адреса, – заказывать билеты через Интернет заранее. Только вот с погодой тогда никак не угадаешь.
4 Вул – маленькая деревушка. Вокзал ее чуть больше дачного домика. Лондонские поезда приходят на платформу 2. Лучше сразу же по виадуку перейти на платформу 1 и дальше следовать по ходу движения до первого поворота направо.
5 Кстати, если посмотреть с вершины виадука на где-то 45 градусов правее по ходу движения лондонского поезда, можно увидеть далеко за деревьями белую башню, венчающую музейные ангары. Спустившись, следует топать мимо автозаправочной станции по дороге А352 до поворота пешеходной дорожки налево к мосту через речушку Фром.
6 Мост этот и лежащее за ним имение, носящее незамысловатое имя Вулбридж-мэнор (Woolbridge Manor) – главные местные достопримечательности. Мост датируется еще в XV столетием и был сложен поистине на совесть. Для автомобильного движения его закрыли лишь в 2000 году, а в годы Второй мировой войны он активно использовался даже для переброски танков.
Похожее на старый каменный сарай строение чуть дальше по дороге в Средние века являлось часовней, где служили монахи-цистерианцы из Биндонского аббатства, существовавшего неподалеку в XI–XVI столетиях.
7 Вулбридж-мэнор знаменит тем, что именно здесь провели свой медовый месяц герои романа Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей: чистая женщина, правдиво изображенная» – собственно Тэсс Дарбейфилд и Энджел Клэр.
Владения чрезвычайно живописны, но, похоже, нынешним владельцам стоит чрезмерных усилий поддерживать усадьбу в пристойном состоянии. И судя по табличке на ограде, туристы им чертовски надоели.
8 На весь 3-километровый пеший путь от станции до музея лучше закладывать минут 40, хотя его легко преодолеть и за полчаса. Теоретически можно попытаться взять такси, но на станции машины не дежурят – тут уж или приложение устанавливать, или заранее вызывать по телефону. Подавляющее число посетителей, насколько я понимаю, пользуются автомобилями, но явных иностранцев в их числе я разглядел немного. Мне же какое-то время составляли компанию несколько японцев, правда, быстро отставшие из-за желания фотографировать по пути буквально каждый пенек.
9 По одну сторону асфальтированной тропинки, ведущей к дороге Таут-хилл (Tout Hill), изрядную часть обширного поля занимали целые ряды панелей солнечных батарей. Великобритания является убежденной сторонницей альтернативной энергетики, готовой идти на значительное увеличение стоимости киловатт-часа, лишь бы снизить выработку тепловых электростанций. Правда, часть «зеленых» программ все-таки сворачивается по мере исчерпания финансирования: альтернативная энергетика – игрушка чертовски дорогая.
10 А по другую сторону дорожки я увидел лагерь так называемых ирландских цыган, часто именуемых в Великобритании просто travellers (кто-нибудь помнит фильм «Большой куш»?). Это бродяги, переезжающие с места на место со своими домиками-автоприцепами. Явление в принципе историческое, только раньше travellers использовали обычные фургоны на гужевой тяге. Сейчас они живут главным образом сдачей металлолома и прочего хлама. Как правило, по ночам захватывают неохраняемый участок земли, вплоть до парковки супермаркета, и пока их оттуда не выставит полиция по решению суда (канитель отнюдь не быстрая), успевают все вокруг себя основательно загадить мусором – в основном отходами после извлечения металла из найденного в округе хлама. Наведение порядка после изгнания автокочевников влетает владельцу земли в копеечку. Прицепом идет также локальный рост мелкой преступности вокруг лагеря. Поэтому сейчас у землевладельцев популярны закрывающиеся на ночь шлагбаумы, делающие невозможным захват участка без взлома, что дает полиции право на куда более оперативное вмешательство.
11 Дальше все проще – нужный первый же крупный поворот налево на Бовингтон-лэйн (Bovington Lane) не дадут пропустить многочисленные указатели.
12 Потом дорога пойдет вдоль лесочков, которые по правую руку вскоре сменит военный полигон.
13 Музей расположен сразу за ним. У заветного поворота на Линдси-роад (Lyndsay Road) указатели дополняет солидный силуэт современного основного танка Великобритании «Челленджер-2» (Challenger 2), принятого на вооружение в 1998 году. Обкатку эта 63-тонная машина проходила как раз на местном полигоне. Возможно, у поворота к музею фигурирует один из первых серийных или даже предсерийных экземпляров. В настоящее время «Челленджер-2» не производится из-за отсутствия заказов, но потихоньку модернизируются уже выпущенные машины. Танк успел «отметиться» в Косово и Ираке.
14 Чуть дальше на холме прозрачно намекает на безальтернативность маршрута знаменитый «Центурион» (Centurion A41) – первый британский основной боевой танк и, пожалуй, вообще первый действительно удачный продукт британского танкостроения. Он пришел на смену машинам, создаваемым в рамках весьма порочной концепции разделения танков на крейсерские и пехотные и обладал достаточно сбалансированными характеристиками, а также огромным заделом для модернизации. Правда, на поля сражений Второй мировой войны он уже не успел, но в послевоенное время где только не применялся. Выпуск его прекратили еще в 1962 году, но кое-где «Центурионы» тянут лямку и в наши дни.
15 Довольно приличное расстояние придется протопать по территории базы, но в пути неизменно будет развлекать различная бронетехника, причем не только историческая. Мне, например, встретилась возвращавшаяся с полигона бронированная ремонтно-эвакуационная машина, похоже, на базе все того же «Челленджера-2».
16 Подобный «Арчеру» в засаде и готовый к немедленному бегству на очередном повороте маршрута к музею застыл еще один основной боевой танк британской армии, пришедший в свое время на смену «Центуриону». Это 55-тонный «Чифтен» (Chieftain Mk V). Также весьма удачная по своим характеристикам машина, особенно в поздних модернизированных модификациях. «Чифтен» широко применялся на Ближнем Востоке, в частности в сражениях Ирано-иракской войны.
17 А это уже знакомый силуэт советского среднего танка Т-55. Эта 32-тонная машина, особенно с учетом собрата Т-54, является самым массовым танком за всю историю. Конструкция его ведет свою родословную еще с Великой Отечественной войны, но оказалась настолько удачной по соотношению характеристик, что эта простая и надежная в эксплуатации и относительно дешевая машина до сих пор стоит на вооружении целого ряда государств третьего мира и покидать арену не собирается. Конечно, в боях с применением современных средств вооружения давно уже морально устаревший Т-55 шансов не имеет, но в уголках мира, где военные бюджеты крайне ограничены, этот танк все еще может демонстрировать относительную эффективность.
Данный экземпляр, скорее всего, был захвачен британской армией во время вторжения в Ирак.
18 Странное ощущение: идешь по действующей военной базе, а тебе тут рады, даже на фотоаппарат никто охотничьей стойки не делает. К слову, команда из проезжавшей мимо БРЭМ приветливо махала мне руками.
19 Еще один «Чифтен», на этот раз оснащенный противоминным тралом. Куда дальше трала торчит достаточно грозная даже по нынешним меркам 120-мм нарезная пушка.
20 Вот сколько раз предупреждали эти внедорожники, что нельзя парковаться на газонах! :)
Пожалуй, это самый интересный экспонат на пути к зданию музея – расстрелянный корпус весьма примечательного довоенного британского танка «Матильда» (Matilda Mk I). Ключевой характеристикой этого пехотного (то есть медлительного, но хорошо защищенного) танка была толщина брони – целых 60 мм (больше, чем у советского Т-34/76!), причем столь серьезно были защищены и борта, и даже корма. В итоге во время французской кампании немецкая противотанковая артиллерия с ее 37-мм «колотушками» пережила несколько неприятных эпизодов. Тем не менее именно там Роммель научился бить толстобронные танки при помощи зенитных орудий и гаубиц, изначально для борьбы с этими боевыми машинами не предназначенных – позднее в Северной Африке он проделывал тот же фокус с куда более совершенными «Матильдами» Mk II. К тому же ахиллесовой пятой первых «Матильд» было совершенно неадекватно слабое вооружение – всего лишь один пулемет. Строго говоря, других недостатков у них тоже хватало – сказалась порочность самого британского подхода к танкостроению.
21 Посреди плотно заставленной автомобилями парковки красовался немецкий послевоенный бронетранспортер – Schützenpanzer Lang HS.30. Кстати, сравнительно недурно для машин своего класса и своего поколения бронированный (лоб – 30 мм) и вооруженный (20-мм автоматическая пушка и легкий пулемет). Правда, десант ограничен лишь пятью мотострелками.
22 Музей стоит из объединенных обширных ангаров. Билет стоит 16 фунтов, рекомендую сразу взять и отлично изданную брошюрку-путеводитель (еще 1 фунт). Экспонатов чрезвычайно много, поэтому выезжать сюда лучше пораньше – закрывается музей в 17 часов. С маленькими детьми осмотреть все за день просто нереально – устанут. Даже у меня к четырем часам уже ноги отваливались. А есть еще и ангар с техникой в консервации, включая редчайший германский «железный капут» времен Первой мировой A7V! Я горд тем, что отснял все боевые машины без исключения. :)
Если увижу, что материал вызвал интерес, потихоньку буду рассказывать о наиболее любопытных экспонатах.
Journal information