
2 Для наглядности прилагаю схему маршрута нашей прогулки. Она оказалась весьма продолжительной, так как мы ставили амбициозную задачу дойти до северной точки дамбы – входа в затон Ремонтно-эксплуатационной базы флота, уже несколько дней как перекрытый отсыпкой грунта.

3 Мы и рады были бы сократить свой путь, но с детской коляской на дамбу попасть возможно лишь сравнительно недалеко от южного ее фланга – у краевого дворца хоккея с мячом, носящего имя арены «Ерофей», в новом микрорайоне «Строитель». Забегая вперед, отмечу, что на своем автомобиле к дамбе можно подобраться через улицу Радищева, но по причине деликатно пузырящегося в термосе «лимонадика» мы предпочли обойтись без личного транспорта.

4 Топографическим ориентиром для нас стал угловой дом №10Б по улице Вахова (в кадр не попал), стоящий ближе всего к точке захода на дамбу, но таксист заплутал в перегороженных шлагбаумами проездах микрорайона «Строитель» и мы увеличили свой путь пешим марш-броском через забитые автомобилями дворы, похоже друг на друга, как клоны. Позже я сообразил, что нужно было ехать по улице Павла Морозова до последнего поворота перед «Ерофеем» – этим проездом можно напрямую добраться до самого подъема к дамбе.
Панельные дома на заднем плане находятся по другую сторону Павла Морозова и относятся уже к микрорайону по улице Флегонтова, который лишь немногим старше «Строителя».

5 Обратный склон дамбы представляет собою мешанину из грунта, песка и щебня, так что коляску я затащил наверх с определенным трудом. Но стоило спуститься по лестнице (коляску несли уже на руках), и в нашем распоряжении оказалась широкая бетонная лента.

6 Следуя береговой линии, она исчезала вдали в направлении центра города.

7 Доложу я вам, пикник с младенцем четырех месяцев, мирно дремлющим в коляске, и пикник с чрезвычайно активным и любознательным карапузом в возрасте года и четырех месяцев, разбегающимся во всех направлениях сразу, - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. :)

8 Масштабы гидротехнического сооружения, конечно, впечатляют. Зрительно оно гармонично обрамляется новостройками, по крайней мере все на этом кадре лично мне кажется выдержанном в едином стиле.

9 Вместе с тем картина не самая притягательная. И дело даже не в ощущении перманентной пыльной стройплощадки. Работы тут рано или поздно закончатся. Вопрос в другом. С некоторых пор ловлю себя на внутреннем неприятии типовых человеческих муравейников. Их архитектурный ритм поистине вгоняет в тоску; мало зелени, мало воздуха, много бетона и слишком много машин, припаркованных на любом доступном клочке земли…
Впрочем, не хочется долго ворчать. Со стороны Амурской протоки, где сохраняется ощущение простора, картина открывается не столь уж печальная и вызывает живые ассоциации с фантастическими фильмами.

10 Первые свои годы «Строитель» отстраивался очень динамично, но по мере приближения к банкротству застройщика микрорайона – ФГУП «Дальспецстрой» – темпы резко упали. Сейчас вяло пытаются достроить часть начатых домов, а на иных работы не ведутся вовсе.

11 По требованию старшенького первый привал с пикником устроили еще напротив недостроенных домов микрорайона.

12 Подозреваю, что сооружение в нескольких десятках метров от дамбы является водозабором.

13 Организация питания в присутствии младшенького сводилась к формуле «Доставай из рюкзака только то, что сразу же будешь есть». :)
Вообще мы заметили, что дамба является весьма популярным местом для пикников. В большинстве случаев парочки или небольшие компании сидели над самой водой. К сожалению, не все убирают за собой следы пиршеств, и мусора на дамбе хватает, особенно много битого бутылочного стекла.

14 После второго привала мы поднялись на верхний уровень дамбы и удивились, что уже дошли до затона. И восхитились взлетевшим над его гладью мотопарапланом, потом кружившим в небе еще минимум минут сорок.

15 Южный берег затона РЭБ флота, ранее носившего имя Артиллерийского – Арт-затона. Вдали видны дома «Строителя». Как ни странно, рыбакам не мешали ни прогуливающиеся горожане, ни шум тяжелой техники, ни стрекот летательного аппарата.

16 Основная часть Арт-затона. Соорудили его в 1928–1929 годах, соединив насыпной дамбой цепочку островков вдоль берега. До этого речным флотом использовались дореволюционные затоны на Большом Уссурийском острове и на острове Красный напротив весьма удаленной Красной речки. Впрочем, строго говоря, назвать их затонами тогда было сложно – просто временными деревянными сваями перегораживались протоки. Такая защита от ледохода помогала не всегда, что и вызвало потребность в полноценном зимнем укрытии для судов. Тем не менее, уже с 1937 года после незапланированной зимовки теплохода «Бабушкин» в Уссурийском затоне его стали использовать вновь. Более того, кардинально усовершенствовали его, в 1962 году засыпали вход в Первую Уссурийскую протоку (об этом можно почитать у

17 Непосредственно в самом затоне продолжают что-то отсыпать, хотя смысл иных перемычек от меня ускользает. Возможно, просто укрепляют подъездные пути для строительной техники, занятой в работах непосредственно на дамбе. Справа виднеется лодочная станция. Большое светлое здание на заднем плане – скандальной славы жилой комплекс «Парус», стоящий уже вдоль улицы Павла Морозова.

18 Как я уже упоминал, дамба еще не доделана, да это в общем-то видно по фотографиям. В наиболее высоких точках она возвышается на 10 метров над «нулевым» уровнем Амура (напомню, абсолютный исторический максимум, установленный рекой в 2013 году, оставляет у Хабаровска 808 сантиметров).

19 Кто-то припарковался прямо на дамбе и пошел гулять.

20 Честно говоря, не очень понимаю, почему открыт въезд для частных автомобилей. Некоторые водители осторожны, но иные носятся очень быстро, едва не сбивая пешеходов и велосипедистов.

21 На свежих бетонных плитах уже довольно много граффити и разного рода спорных тезисов. :)

22 Северная часть затона. Видна эстакада, соединяющая улицы Пионерскую и Запарина, достраиваемый торговый центр «Броско-молл», высотки центральной части Хабаровска. Справа ближе к берегу серой стеной тянутся панельки позднесоветского Прибрежного микрорайона.

23 Перед тем, как стали отсыпать временную дамбу на месте будущего затвора на входе в затон, его покинуло большинство судов. Очевидно те, которые нужны амурскому речного пароходству для работы. Но небольшая часть судов осталась, в частности, «Метеор» с именем «Кола Бельды» и одно «Полесье». Основной базой прочих временно стал затон на Большом Уссурийском острове, куда также отбуксировали дебаркадеры, ставшие бесполезными с подъемом воды у речного вокзала.

24 Строители, в отличие от частников, ездят по дамбе предельно аккуратно и осторожно. Можно обратить внимание на появившееся близ лодочной станции у входа в затон заведение со странноватым для подобного расположения названием «Загородный очаг»: бассейн, шезлонги и не лучших отзывов кафе.

25 Упомянутый ранее «Броско-молл». Вообще-то это должен был быть аквапарк, но в процессе многолетних согласований и изменений проекта объект превратился в торговый центр. Обещают, что через годик–два рядом пристроят нечто крошечное аквапаркоподобное.
«Броско-молл» должны открыть этой осенью, так что поводок владельцам совсем не кстати. Не понадеявшись полностью на дамбу, ограждающую затон от Амурской протоки, строители соорудили собственное подобие дамбы, подняв уровень грунта у стен здания.

26 Хотелось дойти до насыпной части, но дети устали, и старшенький даже позавидовал коляске младшенького.

27 Оставались считанные сотни метров, но пришлось развернуться – ведь предстоял еще обратный путь длиной в три с лишним километра. Отсюда уже видна насыпь там, где в декабре должен появиться полноценный затвор производства Хабаровского судостроительного завода. С его установкой дамба надежно прикроет более 4,5 километров побережья города.
К слову, именно тут в 1929 году появились первые воздушные ворота Хабаровска – отсюда со спокойной воды пассажирские и грузовые гидросамолеты выполняли свои рейсы по Дальнему Востоку, отсюда поднимались боевые машины для нанесения воздушных ударов в дни конфликта на КВЖД, отсюда взлетали гидросамолеты на заключительном этапе Второй мировой войны в ходе Сунгарийской десантной операции.

28 Обратный путь в теплом свете заката – перед тем, как опуститься за горизонт, солнце пробило-таки оконце в затянувшей горизонт плотной дымке.

29 На берегу затона стоит так и не достроенный на сломе советской эпохи санаторий. Именно в его стенах орудовали печально известные так называемые хабаровские живодерки.

30 Затопленный котлован на краю «Строителя». Видимо, где-то тут планируют построить школу – ее отсутствие стало изрядной головной болью молодых семей новоселов. Мэрия при этом весьма нелицеприятно отзывается о застройщике, постаравшимся впихнуть на выделенной площади как можно больше домов и совершенно не заботившемся об инфраструктуре для жителей микрорайона.

31 К точке, куда можно было вызвать такси, мы добрались уже на закате. Прогулка получилась долгой, но очень приятной. Я искренне надеюсь, что дамбу все-таки достроят и превратят в полноценную прогулочную зону – у нее есть все, чтобы в перспективе стать одной из ключевых достопримечательностей Хабаровска.

32 Ретроспективный взгляд назад уже из моего дома – вся прогулка в одном кадре: насыпь на входе в затон, серая бетонная лента дамбы, запертые в неволе суда, серая громада микрорайона «Строитель» и узнаваемый силуэт ледовой арены «Ерофей».
Уровень Амура продолжается расти, хотя уже сравнительно медленно. Сегодня он достиг 575 сантиметров.

Journal information