dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Дамба в разгар паводка, или прогулка по новой достопримечательности Хабаровска

1 У нас уже стало доброй традицией устраивать 13 августа пикники в неожиданных местах, и в этом году мы решили посетить грандиозную дамбу, защищающую бывшую пойму к югу от центра города. Во-первых, мы на ней так еще ни разу и не бывали, во-вторых, любопытно было взглянуть, как она сдерживает паводок. Последний хоть и далеко по масштабу от памятного наводнения 2013 года, но все же бодро превысил отметку 5,5 метров и потихонечку растет дальше, подпитываемый обильными осадками в бассейне Амура. К счастью, с погодой нам повезло – хоть небо и затянуло дымкой, но обошлось без дождя.

dam_01.jpg


2 Для наглядности прилагаю схему маршрута нашей прогулки. Она оказалась весьма продолжительной, так как мы ставили амбициозную задачу дойти до северной точки дамбы – входа в затон Ремонтно-эксплуатационной базы флота, уже несколько дней как перекрый отсыпкой грунта.

dam_02.jpg


3 Мы и рады были бы сократить свой путь, но с детской коляской на дамбу попасть возможно лишь сравнительно недалеко от южного ее фланга – у краевого дворца хоккея с мячом, носящего имя арены «Ерофей», в новом микрорайоне «Строитель». Забегая вперед, отмечу, что на своем автомобиле к дамбе можно подобраться через улицу Радищева, но по причине деликатно пузырящегося в термосе «лимонадика» мы предпочли обойтись без личного транспорта.

dam_03.jpg


4 Топографическим ориентиром для нас стал угловой дом №10Б по улице Вахова (в кадр не попал), стоящий ближе всего к точке захода на дамбу, но таксист заплутал в перегороженных шлагбаумами проездах микрорайона «Строитель» и мы увеличили свой путь пешим марш-броском через забитые автомобилями дворы, похоже друг на друга, как клоны. Позже я сообразил, что нужно было ехать по улице Павла Морозова до последнего поворота перед «Ерофеем» – этим проездом можно напрямую добраться до самого подъема к дамбе.
Панельные дома на заднем плане находятся по другую сторону Павла Морозова и относятся уже к микрорайону по улице Флегонтова, который лишь немногим старше «Строителя».

dam_04.jpg


5 Обратный склон дамбы представляет собою мешанину из грунта, песка и щебня, так что коляску я затащил наверх с определенным трудом. Но стоило спуститься по лестнице (коляску несли уже на руках), и в нашем распоряжении оказалась широкая бетонная лента.

dam_05.jpg


6 Следуя береговой линии, она исчезала вдали в направлении центра города.

dam_06.jpg


7 Доложу я вам, пикник с младенцем четырех месяцев, мирно дремлющим в коляске, и пикник с чрезвычайно активным и любознательным карапузом в возрасте года и четырех месяцев, разбегающимся во всех направлениях сразу, - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. :)

dam_07.jpg


8 Масштабы гидротехнического сооружения, конечно, впечатляют. Зрительно оно гармонично обрамляется новостройками, по крайней мере все на этом кадре лично мне кажется выдержанном в едином стиле.

dam_08.jpg


9 Вместе с тем картина не самая притягательная. И дело даже не в ощущении перманентной пыльной стройплощадки. Работы тут рано или поздно закончатся. Вопрос в другом. С некоторых пор ловлю себя на внутреннем неприятии типовых человеческих муравейников. Их архитектурный ритм поистине вгоняет в тоску; мало зелени, мало воздуха, много бетона и слишком много машин, припаркованных на любом доступном клочке земли…
Впрочем, не хочется долго ворчать. Со стороны Амурской протоки, где сохраняется ощущение простора, картина открывается не столь уж печальная и вызывает живые ассоциации с фантастическими фильмами.

dam_09.jpg


10 Первые свои годы «Строитель» отстраивался очень динамично, но по мере приближения к банкротству застройщика микрорайона – ФГУП «Дальспецстрой» – темпы резко упали. Сейчас вяло пытаются достроить часть начатых домов, а на иных работы не ведутся вовсе.

dam_10.jpg


11 По требованию старшенького первый привал с пикником устроили еще напротив недостроенных домов микрорайона.

dam_11.jpg


12 Подозреваю, что сооружение в нескольких десятках метров от дамбы является водозабором.

dam_12.jpg


13 Организация питания в присутствии младшенького сводилась к формуле «Доставай из рюкзака только то, что сразу же будешь есть». :)
Вообще мы заметили, что дамба является весьма популярным местом для пикников. В большинстве случаев парочки или небольшие компании сидели над самой водой. К сожалению, не все убирают за собой следы пиршеств, и мусора на дамбе хватает, особенно много битого бутылочного стекла.

dam_13.jpg


14 После второго привала мы поднялись на верхний уровень дамбы и удивились, что уже дошли до затона. И восхитились взлетевшим над его гладью мотопарапланом, потом кружившим в небе еще минимум минут сорок.

dam_14.jpg


15 Южный берег затона РЭБ флота, ранее носившего имя Артиллерийского – Арт-затона. Вдали видны дома «Строителя». Как ни странно, рыбакам не мешали ни прогуливающиеся горожане, ни шум тяжелой техники, ни стрекот летательного аппарата.

dam_15.jpg


16 Основная часть Арт-затона. Соорудили его в 1928–1929 годах, соединив насыпной дамбой цепочку островков вдоль берега. До этого речным флотом использовались дореволюционные затоны на Большом Уссурийском острове и на острове Красный напротив весьма удаленной Красной речки. Впрочем, строго говоря, назвать их затонами тогда было сложно – просто временными деревянными сваями перегораживались протоки. Такая защита от ледохода помогала не всегда, что и вызвало потребность в полноценном зимнем укрытии для судов. Тем не менее, уже с 1937 года после незапланированной зимовки теплохода «Бабушкин» в Уссурийском затоне его стали использовать вновь. Более того, кардинально усовершенствовали его, в 1962 году засыпали вход в Первую Уссурийскую протоку (об этом можно почитать у aleonkin в его книге про Большой Уссурийский остров). А вот Красный затон был заброшен, и ныне мало что напоминает о его существовании.

dam_16.jpg


17 Непосредственно в самом затоне продолжают что-то отсыпать, хотя смысл иных перемычек от меня ускользает. Возможно, просто укрепляют подъездные пути для строительной техники, занятой в работах непосредственно на дамбе. Справа виднеется лодочная станция. Большое светлое здание на заднем плане – скандальной славы жилой комплекс «Парус», стоящий уже вдоль улицы Павла Морозова.

dam_17.jpg


18 Как я уже упоминал, дамба еще не доделана, да это в общем-то видно по фотографиям. В наиболее высоких точках она возвышается на 10 метров над «нулевым» уровнем Амура (напомню, абсолютный исторический максимум, установленный рекой в 2013 году, оставляет у Хабаровска 808 сантиметров).

dam_18.jpg


19 Кто-то припарковался прямо на дамбе и пошел гулять.

dam_19.jpg


20 Честно говоря, не очень понимаю, почему открыт въезд для частных автомобилей. Некоторые водители осторожны, но иные носятся очень быстро, едва не сбивая пешеходов и велосипедистов.

dam_20.jpg


21 На свежих бетонных плитах уже довольно много граффити и разного рода спорных тезисов. :)

dam_21.jpg


22 Северная часть затона. Видна эстакада, соединяющая улицы Пионерскую и Запарина, достраиваемый торговый центр «Броско-молл», высотки центральной части Хабаровска. Справа ближе к берегу серой стеной тянутся панельки позднесоветского Прибрежного микрорайона.

dam_22.jpg


23 Перед тем, как стали отсыпать временную дамбу на месте будущего затвора на входе в затон, его покинуло большинство судов. Очевидно те, которые нужны амурскому речного пароходству для работы. Но небольшая часть судов осталась, в частности, «Метеор» с именем «Кола Бельды» и одно «Полесье». Основной базой прочих временно стал затон на Большом Уссурийском острове, куда также отбуксировали дебаркадеры, ставшие бесполезными с подъемом воды у речного вокзала.

dam_23.jpg


24 Строители, в отличие от частников, ездят по дамбе предельно аккуратно и осторожно. Можно обратить внимание на появившееся близ лодочной станции у входа в затон заведение со странноватым для подобного расположения названием «Загородный очаг»: бассейн, шезлонги и не лучших отзывов кафе.

dam_24.jpg


25 Упомянутый ранее «Броско-молл». Вообще-то это должен был быть аквапарк, но в процессе многолетних согласований и изменений проекта объект превратился в торговый центр. Обещают, что через годик–два рядом пристроят нечто крошечное аквапаркоподобное.
«Броско-молл» должны открыть этой осенью, так что поводок владельцам совсем не кстати. Не понадеявшись полностью на дамбу, ограждающую затон от Амурской протоки, строители соорудили собственное подобие дамбы, подняв уровень грунта у стен здания.

dam_25.jpg


26 Хотелось дойти до насыпной части, но дети устали, и старшенький даже позавидовал коляске младшенького.

dam_26.jpg


27 Оставались считанные сотни метров, но пришлось развернуться – ведь предстоял еще обратный путь длиной в три с лишним километра. Отсюда уже видна насыпь там, где в декабре должен появиться полноценный затвор производства Хабаровского судостроительного завода. С его установкой дамба надежно прикроет более 4,5 километров побережья города.
К слову, именно тут в 1929 году появились первые воздушные ворота Хабаровска – отсюда со спокойной воды пассажирские и грузовые гидросамолеты выполняли свои рейсы по Дальнему Востоку, отсюда поднимались боевые машины для нанесения воздушных ударов в дни конфликта на КВЖД, отсюда взлетали гидросамолеты на заключительном этапе Второй мировой войны в ходе Сунгарийской десантной операции.

dam_27.jpg


28 Обратный путь в теплом свете заката – перед тем, как опуститься за горизонт, солнце пробило-таки оконце в затянувшей горизонт плотной дымке.

dam_28.jpg


29 На берегу затона стоит так и не достроенный на сломе советской эпохи санаторий. Именно в его стенах орудовали печально известные так называемые хабаровские живодерки.

dam_29.jpg


30 Затопленный котлован на краю «Строителя». Видимо, где-то тут планируют построить школу – ее отсутствие стало изрядной головной болью молодых семей новоселов. Мэрия при этом весьма нелицеприятно отзывается о застройщике, постаравшимся впихнуть на выделенной площади как можно больше домов и совершенно не заботившемся об инфраструктуре для жителей микрорайона.

dam_30.jpg


31 К точке, куда можно было вызвать такси, мы добрались уже на закате. Прогулка получилась долгой, но очень приятной. Я искренне надеюсь, что дамбу все-таки достроят и превратят в полноценную прогулочную зону – у нее есть все, чтобы в перспективе стать одной из ключевых достопримечательностей Хабаровска.

dam_31.jpg


32 Ретроспективный взгляд назад уже из моего дома – вся прогулка в одном кадре: насыпь на входе в затон, серая бетонная лента дамбы, запертые в неволе суда, серая громада микрорайона «Строитель» и узнаваемый силуэт ледовой арены «Ерофей».
Уровень Амура продолжается расти, хотя уже сравнительно медленно. Сегодня он достиг 575 сантиметров.

dam_32.jpg

Tags: Дальний Восток, Хабаровск
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments