?

Log in

No account? Create an account
Дамба в разгар паводка, или прогулка по новой достопримечательности Хабаровска - dосужие фотозарисовkи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Instagram | Я в Instagram ]
[ Twitter | Я в Twitter ]

Дамба в разгар паводка, или прогулка по новой достопримечательности Хабаровска [Aug. 13th, 2019|09:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

1 У нас уже стало доброй традицией устраивать 13 августа пикники в неожиданных местах, и в этом году мы решили посетить грандиозную дамбу, защищающую бывшую пойму к югу от центра города. Во-первых, мы на ней так еще ни разу и не бывали, во-вторых, любопытно было взглянуть, как она сдерживает паводок. Последний хоть и далеко по масштабу от памятного наводнения 2013 года, но все же бодро превысил отметку 5,5 метров и потихонечку растет дальше, подпитываемый обильными осадками в бассейне Амура. К счастью, с погодой нам повезло – хоть небо и затянуло дымкой, но обошлось без дождя.

dam_01.jpg


2 Для наглядности прилагаю схему маршрута нашей прогулки. Она оказалась весьма продолжительной, так как мы ставили амбициозную задачу дойти до северной точки дамбы – входа в затон Ремонтно-эксплуатационной базы флота, уже несколько дней как перекрый отсыпкой грунта.

dam_02.jpg


3 Мы и рады были бы сократить свой путь, но с детской коляской на дамбу попасть возможно лишь сравнительно недалеко от южного ее фланга – у краевого дворца хоккея с мячом, носящего имя арены «Ерофей», в новом микрорайоне «Строитель». Забегая вперед, отмечу, что на своем автомобиле к дамбе можно подобраться через улицу Радищева, но по причине деликатно пузырящегося в термосе «лимонадика» мы предпочли обойтись без личного транспорта.

dam_03.jpg


4 Топографическим ориентиром для нас стал угловой дом №10Б по улице Вахова (в кадр не попал), стоящий ближе всего к точке захода на дамбу, но таксист заплутал в перегороженных шлагбаумами проездах микрорайона «Строитель» и мы увеличили свой путь пешим марш-броском через забитые автомобилями дворы, похоже друг на друга, как клоны. Позже я сообразил, что нужно было ехать по улице Павла Морозова до последнего поворота перед «Ерофеем» – этим проездом можно напрямую добраться до самого подъема к дамбе.
Панельные дома на заднем плане находятся по другую сторону Павла Морозова и относятся уже к микрорайону по улице Флегонтова, который лишь немногим старше «Строителя».

dam_04.jpg


5 Обратный склон дамбы представляет собою мешанину из грунта, песка и щебня, так что коляску я затащил наверх с определенным трудом. Но стоило спуститься по лестнице (коляску несли уже на руках), и в нашем распоряжении оказалась широкая бетонная лента.

dam_05.jpg


6 Следуя береговой линии, она исчезала вдали в направлении центра города.

dam_06.jpg


7 Доложу я вам, пикник с младенцем четырех месяцев, мирно дремлющим в коляске, и пикник с чрезвычайно активным и любознательным карапузом в возрасте года и четырех месяцев, разбегающимся во всех направлениях сразу, - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. :)

dam_07.jpg


8 Масштабы гидротехнического сооружения, конечно, впечатляют. Зрительно оно гармонично обрамляется новостройками, по крайней мере все на этом кадре лично мне кажется выдержанном в едином стиле.

dam_08.jpg


9 Вместе с тем картина не самая притягательная. И дело даже не в ощущении перманентной пыльной стройплощадки. Работы тут рано или поздно закончатся. Вопрос в другом. С некоторых пор ловлю себя на внутреннем неприятии типовых человеческих муравейников. Их архитектурный ритм поистине вгоняет в тоску; мало зелени, мало воздуха, много бетона и слишком много машин, припаркованных на любом доступном клочке земли…
Впрочем, не хочется долго ворчать. Со стороны Амурской протоки, где сохраняется ощущение простора, картина открывается не столь уж печальная и вызывает живые ассоциации с фантастическими фильмами.

dam_09.jpg


10 Первые свои годы «Строитель» отстраивался очень динамично, но по мере приближения к банкротству застройщика микрорайона – ФГУП «Дальспецстрой» – темпы резко упали. Сейчас вяло пытаются достроить часть начатых домов, а на иных работы не ведутся вовсе.

dam_10.jpg


11 По требованию старшенького первый привал с пикником устроили еще напротив недостроенных домов микрорайона.

dam_11.jpg


12 Подозреваю, что сооружение в нескольких десятках метров от дамбы является водозабором.

dam_12.jpg


13 Организация питания в присутствии младшенького сводилась к формуле «Доставай из рюкзака только то, что сразу же будешь есть». :)
Вообще мы заметили, что дамба является весьма популярным местом для пикников. В большинстве случаев парочки или небольшие компании сидели над самой водой. К сожалению, не все убирают за собой следы пиршеств, и мусора на дамбе хватает, особенно много битого бутылочного стекла.

dam_13.jpg


14 После второго привала мы поднялись на верхний уровень дамбы и удивились, что уже дошли до затона. И восхитились взлетевшим над его гладью мотопарапланом, потом кружившим в небе еще минимум минут сорок.

dam_14.jpg


15 Южный берег затона РЭБ флота, ранее носившего имя Артиллерийского – Арт-затона. Вдали видны дома «Строителя». Как ни странно, рыбакам не мешали ни прогуливающиеся горожане, ни шум тяжелой техники, ни стрекот летательного аппарата.

dam_15.jpg


16 Основная часть Арт-затона. Соорудили его в 1928–1929 годах, соединив насыпной дамбой цепочку островков вдоль берега. До этого речным флотом использовались дореволюционные затоны на Большом Уссурийском острове и на острове Красный напротив весьма удаленной Красной речки. Впрочем, строго говоря, назвать их затонами тогда было сложно – просто временными деревянными сваями перегораживались протоки. Такая защита от ледохода помогала не всегда, что и вызвало потребность в полноценном зимнем укрытии для судов. Тем не менее, уже с 1937 года после незапланированной зимовки теплохода «Бабушкин» в Уссурийском затоне его стали использовать вновь. Более того, кардинально усовершенствовали его, в 1962 году засыпали вход в Первую Уссурийскую протоку (об этом можно почитать у aleonkin в его книге про Большой Уссурийский остров). А вот Красный затон был заброшен, и ныне мало что напоминает о его существовании.

dam_16.jpg


17 Непосредственно в самом затоне продолжают что-то отсыпать, хотя смысл иных перемычек от меня ускользает. Возможно, просто укрепляют подъездные пути для строительной техники, занятой в работах непосредственно на дамбе. Справа виднеется лодочная станция. Большое светлое здание на заднем плане – скандальной славы жилой комплекс «Парус», стоящий уже вдоль улицы Павла Морозова.

dam_17.jpg


18 Как я уже упоминал, дамба еще не доделана, да это в общем-то видно по фотографиям. В наиболее высоких точках она возвышается на 10 метров над «нулевым» уровнем Амура (напомню, абсолютный исторический максимум, установленный рекой в 2013 году, оставляет у Хабаровска 808 сантиметров).

dam_18.jpg


19 Кто-то припарковался прямо на дамбе и пошел гулять.

dam_19.jpg


20 Честно говоря, не очень понимаю, почему открыт въезд для частных автомобилей. Некоторые водители осторожны, но иные носятся очень быстро, едва не сбивая пешеходов и велосипедистов.

dam_20.jpg


21 На свежих бетонных плитах уже довольно много граффити и разного рода спорных тезисов. :)

dam_21.jpg


22 Северная часть затона. Видна эстакада, соединяющая улицы Пионерскую и Запарина, достраиваемый торговый центр «Броско-молл», высотки центральной части Хабаровска. Справа ближе к берегу серой стеной тянутся панельки позднесоветского Прибрежного микрорайона.

dam_22.jpg


23 Перед тем, как стали отсыпать временную дамбу на месте будущего затвора на входе в затон, его покинуло большинство судов. Очевидно те, которые нужны амурскому речного пароходству для работы. Но небольшая часть судов осталась, в частности, «Метеор» с именем «Кола Бельды» и одно «Полесье». Основной базой прочих временно стал затон на Большом Уссурийском острове, куда также отбуксировали дебаркадеры, ставшие бесполезными с подъемом воды у речного вокзала.

dam_23.jpg


24 Строители, в отличие от частников, ездят по дамбе предельно аккуратно и осторожно. Можно обратить внимание на появившееся близ лодочной станции у входа в затон заведение со странноватым для подобного расположения названием «Загородный очаг»: бассейн, шезлонги и не лучших отзывов кафе.

dam_24.jpg


25 Упомянутый ранее «Броско-молл». Вообще-то это должен был быть аквапарк, но в процессе многолетних согласований и изменений проекта объект превратился в торговый центр. Обещают, что через годик–два рядом пристроят нечто крошечное аквапаркоподобное.
«Броско-молл» должны открыть этой осенью, так что поводок владельцам совсем не кстати. Не понадеявшись полностью на дамбу, ограждающую затон от Амурской протоки, строители соорудили собственное подобие дамбы, подняв уровень грунта у стен здания.

dam_25.jpg


26 Хотелось дойти до насыпной части, но дети устали, и старшенький даже позавидовал коляске младшенького.

dam_26.jpg


27 Оставались считанные сотни метров, но пришлось развернуться – ведь предстоял еще обратный путь длиной в три с лишним километра. Отсюда уже видна насыпь там, где в декабре должен появиться полноценный затвор производства Хабаровского судостроительного завода. С его установкой дамба надежно прикроет более 4,5 километров побережья города.
К слову, именно тут в 1929 году появились первые воздушные ворота Хабаровска – отсюда со спокойной воды пассажирские и грузовые гидросамолеты выполняли свои рейсы по Дальнему Востоку, отсюда поднимались боевые машины для нанесения воздушных ударов в дни конфликта на КВЖД, отсюда взлетали гидросамолеты на заключительном этапе Второй мировой войны в ходе Сунгарийской десантной операции.

dam_27.jpg


28 Обратный путь в теплом свете заката – перед тем, как опуститься за горизонт, солнце пробило-таки оконце в затянувшей горизонт плотной дымке.

dam_28.jpg


29 На берегу затона стоит так и не достроенный на сломе советской эпохи санаторий. Именно в его стенах орудовали печально известные так называемые хабаровские живодерки.

dam_29.jpg


30 Затопленный котлован на краю «Строителя». Видимо, где-то тут планируют построить школу – ее отсутствие стало изрядной головной болью молодых семей новоселов. Мэрия при этом весьма нелицеприятно отзывается о застройщике, постаравшимся впихнуть на выделенной площади как можно больше домов и совершенно не заботившемся об инфраструктуре для жителей микрорайона.

dam_30.jpg


31 К точке, куда можно было вызвать такси, мы добрались уже на закате. Прогулка получилась долгой, но очень приятной. Я искренне надеюсь, что дамбу все-таки достроят и превратят в полноценную прогулочную зону – у нее есть все, чтобы в перспективе стать одной из ключевых достопримечательностей Хабаровска.

dam_31.jpg


32 Ретроспективный взгляд назад уже из моего дома – вся прогулка в одном кадре: насыпь на входе в затон, серая бетонная лента дамбы, запертые в неволе суда, серая громада микрорайона «Строитель» и узнаваемый силуэт ледовой арены «Ерофей».
Уровень Амура продолжается расти, хотя уже сравнительно медленно. Сегодня он достиг 575 сантиметров.

dam_32.jpg

LinkReply

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…

Comments:
[User Picture]From: chiffa_alinka
2019-08-16 06:44 pm (UTC)
Очень красивый закат на 31 фото.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2019-08-17 12:47 am (UTC)
Закат красивый, но снять его можно было гораздо лучше. Но я не поволок с собой еще и штатив, а менять линзу на более подходящую тоже не стал - с маленьким ребенком это не самая простая операция. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2019-08-17 03:49 am (UTC)
Да, много бетона, мало зелени. Есть такое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2019-08-17 03:57 am (UTC)
А ведь спальные районы могут быть совершенно иными. Даже для типовой архитектуры. Но у нас идут путями "впихнуть побольше качеством пониже" и "после нас хоть потоп". :(

Edited at 2019-08-17 04:05 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2019-08-17 10:57 am (UTC)
Увы!:(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2019-08-17 04:32 am (UTC)
на фото 6-12 в кадре не хватает деревьев, вот хотя бы одного :) А вот ещё интересно - трамвай, допустим, в эти высоточные микрорайоны предусмотрен? Или только маршрутки, как это нынче модно?

Есть. однако, польза и от ФБ - я этот пост упустил, а сегодня про него узнал :) И зашёл, и прокомментировал :D
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2019-08-17 04:55 am (UTC)
Я не думаю, что зеленые насаждения появятся непосредственно на самой дамбе, а вот за ней - надеюсь. Иначе тут будут постоянные свирепые ветра.
Что касается трамвая, то он ходит по краю соседнего микрорайона (на Флегонтова, я его упоминал) по улице Краснореченской (на карте она не подписана, но тянется параллельно улице Павла Морозова). Реально жителям "Строителя" от трамвая ни тепло, ни холодно - слишком далеко. Так что только автобусы. Но большинство, насколько я могу судить по забитым дворам, обходятся личным транспортом. Из-за этого выезд из микрорайона по утрам - жуткий стресс. Я изредка заезжаю туда по работе - настоящий фильм ужасов. Да и в целом из-за обоих микрорайонов на двух из трех основных трасс, соединяющих центр и южную часть города, в часы пик и ближе к ним постоянные пробки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2019-08-17 05:42 am (UTC)
Ну я так и думал про транспорт
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2019-08-17 06:07 am (UTC)
О комплексном развитии, к сожалению, никто не думает. Вот тот же "Броско-молл", который вообще-то должен был быть аквапарком. Там рядом еще целый ряд высоток лепят. Чтобы разгрузить транспортный узел, предполагалось одновременно довести до Павла Морозова тупиковую улицу Блюхера. Ага, как же! Насколько я знаю, предназначавшуюся для этого землю продали застройщикам. То есть проблема только усугубляется.
Чем дальше, тем больше я радуюсь, что переехал в центр и могу дойти до работы пешком. Что, чаще всего, и делаю - машину беру в редких случаях. И никакой тебе нервотрепки с пробками и автооленями!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2019-08-24 02:29 pm (UTC)
"Реально жителям "Строителя" от трамвая ни тепло, ни холодно - слишком далеко." - Это Вы зря.Далеко- это смотря с какой стороны микрорайона относительно Павла Морозова. До того же Лерура от Краснореченской идти 5-7 минут. При необходимости проживающие в микрорайоне могут пользоваться транспортом проезжающим о Краснореченской или по Павла Морозова. Притом трамваи в час пик идут стабильнее,если трамвайные пути на Шеронова отдельные лоси не перекроют своими машинами...А так,да- личным транспортом в микрорайоне все дворы забиты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladikoms
2019-08-17 09:20 am (UTC)

Хорошие фото. Я иногда бываю на набережной, дальше как то не ходил.  Не раз видел прогулочный теплоход, он где то примерно от указанной дамбы отправляется?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: etodlamena
2019-08-17 04:16 pm (UTC)
Хотелось бы узнать, как вас найти в Инстаграм.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2019-08-17 11:21 pm (UTC)
Его адрес прописан на каждой фотографии. :) https://www.instagram.com/dmitrydkphoto/
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: napev
2019-08-18 03:23 pm (UTC)
Отлично
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: orbicraft
2019-08-18 04:42 pm (UTC)
Буду в Хабаровске - прямяком на дамбу!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: melekhin
2019-08-18 09:56 pm (UTC)
супер прогулка!! класс, спасибо! перепостил к себе в жж
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2019-08-24 02:11 pm (UTC)
Хорошее продолжение репортажей 2013 года!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nadush61
2019-09-01 01:35 am (UTC)
Like
(Reply) (Thread)