dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Останкино и второй московский монорельс

Этот небольшой альбом я решил соорудить вчера, когда почитал на Lenta.ru о закрытии в Москве эксперимента по созданию монорельсовой дороги. И хоть сам я по ней ни разу не ездил, но почти сразу после пуска дороги в эксплуатацию выбрался посмотреть вблизи на Останкинскую башню, а заодно познакомился и с монорельсом.


Вот она, красавица. Сейчас эта телевизионная и радиовещательная башня при своих 540 метрах является вторым по высоте сооружением в мире после «Си-Эн Тауэр» в Торонто. Впрочем, при нынешних темпах строительства небоскребов этот титул она долго не удержит.
Строительство Останкинской башни началось в 1963 году и продолжалось четыре года. На тот момент это было высочайшее сооружение рук человеческих. Авторство проекта принадлежит инженеру Николаю Никитину и архитекторам Л. Баталову и Д. Бурдину.
В основе его лежат остроумные идеи использования так называемого преднапряженного железобетона, сжатого стальными тросами, и обеспечение устойчивости башни за счет колоссальной разницы между массами основания и мачтовой конструкции. Благодаря последнему решению не потребовался мощный фундамент, глубина его составляет всего-навсего 4,6 метра.


Как известно, 27 августа 2000 года в Останкинской башне произошел сильный пожар. Очаг возгорания находился на высоте 460 метров. В результате полностью выгорело три этажа и лопнули десятки тросов, обеспечивающих преднапряжение бетонной конструкции, не обошлось без человеческих жертв. Однако вопреки вполне обоснованным опасениям башня тогда устояла. За последние годы последствия пожара были в основном устранены.


Рядом с телебашней находится усадьба Останкино – памятник русской архитектуры XVIII века. Вообще первые сведения об Останкино относятся еще к середине XVI века.
Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени – графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. Над проектом дворца работали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов, а воплощали его в жизнь крепостные архитекторы графа А. Миронов и П. Аргунов. Строительство началось в 1792 году и длилось шесть лет. Несмотря на монументальный внешний вид, выстроен дворец целиком из дерева, однако оштукатуренные стены его кажутся каменными. Весьма распространенная архитектурная хитрость того времени, позволяющая сэкономить время и деньги! Правда, не приходится удивляться, почему в 1812 году Москва полыхала, как спичка.


Самым старым из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников является церковь Живоначальной Троицы конца XVII века. Это пятиглавый храм, возведенный в стиле так называемого московского узорочья из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами. Построен он был князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века.
Внутри, если верить источникам, находится девятиярусный резной иконостас. Два нижних его яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные – к концу XVIII столетия.


Пятикилометровая монорельсовая дорога из шести станций («Улица Сергея Эйзенштейна», «Тимирязевская», «Выставочный центр», «Улица академика Королева», «Телецентр» и «Улица Милашенкова») была запущена в эксплуатацию еще в ноябре 2004 года. Правда, сначала только в экскурсионном режиме. Летом 2005 года монорельс был переведен на пассажирский режим.
Здесь на фотографии фигурирует, конечно, расположенная недалеко от Останкинской башни станция «Телецентр».


Трассу монорельса, проходящую по эстакаде на высоте в среднем около шести метров, обслуживает восемь поездов. Каждый состав включает в себя по шесть вагонов и может вместить до 150 пассажиров. Скорость движения поезда откровенно мала для выделенной трассы – всего-навсего 40 километров в час.


Однако почти сразу стало понятно, что монорельс – решение неудачное. Во-первых, он баснословно дорог. Хотя разовый билет и стоит 50 рублей, что делает регулярные поездки на этой виде транспорта просто неоправданными, все равно, если верить Forbes, в 2005 году убыточность перевозок составляла порядка 2 тыс. долл. на одного пассажира в год. Более того, швейцарская система, взятая за основу проекта, оказалась неприспособленной даже к достаточно умеренной московской зиме: технические отказы были нормой, а порой просто-напросто обледеневала ходовая балка, очистку которой банально не предусмотрели.


И вот 20 августа 2007 года начальник московского метрополитена Дмитриев Гаев (тот самый, что прославился пьяным дебошем и избиением стюардессы на токийском рейсе «Аэрофлота») заявил о завершении эксперимента по созданию монорельсовой дороги в Москве. «Скоростная монорельсовая система в столице не будет развиваться. Это был экспериментальный проект», – сообщил он. Ранее, кстати, тот же Дмитрий Гаев уже говорил, что московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится, потому что «это опытный проект, а опытные полигоны не окупаются никогда».
Один мой хороший знакомый, работающий в смежной отрасли и, судя по всему, несколько ориентирующийся в хитросплетениях московской экономической политики, высказал мне интересную мысль. Поскольку большинство подобных смет составляется на основе смет аналогичных проектов, то лучший способ раздуть расходы – это выбрать нечто, не имеющее отечественных аналогов. Монорельс в этом плане ну просто находка. Конечно, эксперимент действительно имел место, но ведь многие эксперты изначально предрекали московскому монорельсу полное фиаско. Тут, кстати, нельзя не ориентироваться на зарубежный опыт: подумать, почему монорельсовая сеть, мягко говоря, слабо развита в Западной Европе или в Штатах.
Кстати, я читал, что это не первый опыт создания московского монорельса. Еще в XIX веке механик И. Эльманов вроде бы соорудил под Москвой монорельсовую дорогу на конной тяге. На том все и заглохло.
Tags: Москва, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments