?

Log in

No account? Create an account
Останкино и второй московский монорельс - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Останкино и второй московский монорельс [Dec. 22nd, 2004|03:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Этот небольшой альбом я решил соорудить вчера, когда почитал на Lenta.ru о закрытии в Москве эксперимента по созданию монорельсовой дороги. И хоть сам я по ней ни разу не ездил, но почти сразу после пуска дороги в эксплуатацию выбрался посмотреть вблизи на Останкинскую башню, а заодно познакомился и с монорельсом.


Вот она, красавица. Сейчас эта телевизионная и радиовещательная башня при своих 540 метрах является вторым по высоте сооружением в мире после «Си-Эн Тауэр» в Торонто. Впрочем, при нынешних темпах строительства небоскребов этот титул она долго не удержит.
Строительство Останкинской башни началось в 1963 году и продолжалось четыре года. На тот момент это было высочайшее сооружение рук человеческих. Авторство проекта принадлежит инженеру Николаю Никитину и архитекторам Л. Баталову и Д. Бурдину.
В основе его лежат остроумные идеи использования так называемого преднапряженного железобетона, сжатого стальными тросами, и обеспечение устойчивости башни за счет колоссальной разницы между массами основания и мачтовой конструкции. Благодаря последнему решению не потребовался мощный фундамент, глубина его составляет всего-навсего 4,6 метра.


Как известно, 27 августа 2000 года в Останкинской башне произошел сильный пожар. Очаг возгорания находился на высоте 460 метров. В результате полностью выгорело три этажа и лопнули десятки тросов, обеспечивающих преднапряжение бетонной конструкции, не обошлось без человеческих жертв. Однако вопреки вполне обоснованным опасениям башня тогда устояла. За последние годы последствия пожара были в основном устранены.


Рядом с телебашней находится усадьба Останкино – памятник русской архитектуры XVIII века. Вообще первые сведения об Останкино относятся еще к середине XVI века.
Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени – графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. Над проектом дворца работали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов, а воплощали его в жизнь крепостные архитекторы графа А. Миронов и П. Аргунов. Строительство началось в 1792 году и длилось шесть лет. Несмотря на монументальный внешний вид, выстроен дворец целиком из дерева, однако оштукатуренные стены его кажутся каменными. Весьма распространенная архитектурная хитрость того времени, позволяющая сэкономить время и деньги! Правда, не приходится удивляться, почему в 1812 году Москва полыхала, как спичка.


Самым старым из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников является церковь Живоначальной Троицы конца XVII века. Это пятиглавый храм, возведенный в стиле так называемого московского узорочья из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами. Построен он был князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века.
Внутри, если верить источникам, находится девятиярусный резной иконостас. Два нижних его яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные – к концу XVIII столетия.


Пятикилометровая монорельсовая дорога из шести станций («Улица Сергея Эйзенштейна», «Тимирязевская», «Выставочный центр», «Улица академика Королева», «Телецентр» и «Улица Милашенкова») была запущена в эксплуатацию еще в ноябре 2004 года. Правда, сначала только в экскурсионном режиме. Летом 2005 года монорельс был переведен на пассажирский режим.
Здесь на фотографии фигурирует, конечно, расположенная недалеко от Останкинской башни станция «Телецентр».


Трассу монорельса, проходящую по эстакаде на высоте в среднем около шести метров, обслуживает восемь поездов. Каждый состав включает в себя по шесть вагонов и может вместить до 150 пассажиров. Скорость движения поезда откровенно мала для выделенной трассы – всего-навсего 40 километров в час.


Однако почти сразу стало понятно, что монорельс – решение неудачное. Во-первых, он баснословно дорог. Хотя разовый билет и стоит 50 рублей, что делает регулярные поездки на этой виде транспорта просто неоправданными, все равно, если верить Forbes, в 2005 году убыточность перевозок составляла порядка 2 тыс. долл. на одного пассажира в год. Более того, швейцарская система, взятая за основу проекта, оказалась неприспособленной даже к достаточно умеренной московской зиме: технические отказы были нормой, а порой просто-напросто обледеневала ходовая балка, очистку которой банально не предусмотрели.


И вот 20 августа 2007 года начальник московского метрополитена Дмитриев Гаев (тот самый, что прославился пьяным дебошем и избиением стюардессы на токийском рейсе «Аэрофлота») заявил о завершении эксперимента по созданию монорельсовой дороги в Москве. «Скоростная монорельсовая система в столице не будет развиваться. Это был экспериментальный проект», – сообщил он. Ранее, кстати, тот же Дмитрий Гаев уже говорил, что московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится, потому что «это опытный проект, а опытные полигоны не окупаются никогда».
Один мой хороший знакомый, работающий в смежной отрасли и, судя по всему, несколько ориентирующийся в хитросплетениях московской экономической политики, высказал мне интересную мысль. Поскольку большинство подобных смет составляется на основе смет аналогичных проектов, то лучший способ раздуть расходы – это выбрать нечто, не имеющее отечественных аналогов. Монорельс в этом плане ну просто находка. Конечно, эксперимент действительно имел место, но ведь многие эксперты изначально предрекали московскому монорельсу полное фиаско. Тут, кстати, нельзя не ориентироваться на зарубежный опыт: подумать, почему монорельсовая сеть, мягко говоря, слабо развита в Западной Европе или в Штатах.
Кстати, я читал, что это не первый опыт создания московского монорельса. Еще в XIX веке механик И. Эльманов вроде бы соорудил под Москвой монорельсовую дорогу на конной тяге. На том все и заглохло.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: helengl
2007-08-22 03:20 pm (UTC)

Ну и правильно,что закрыли проект,по хорошему, этот дурацкий монорельс никому не был нужен,кроме власть имущих(ну,у них свои причины). Во-первых медленно,неустойчиво и очень дорого.Никто не ездил по этой дороге,нет смысла, полно автобусов и троллейбусов,что бы проехать эти несколько километров.
Если Вам близок архитектурный вкус графа Шереметева съездейте в Кусково (усадьба графа),вот,где раскрывается вся красота и величие архитектуры этого периода.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-22 03:34 pm (UTC)
Да, высказывания о полезности монорельса я слышал только из уст столичных градоначальников, а вот простые жители или смеялись, или плевались... Смех, впрочем, тоже сквозь слезы - ведь сии маниловские прожекты всегда оплачиваются налогоплатильщиками. Разумеется, без их согласия и желания.

Кусково... много читал, но все не собрался съездить. На самом деле я с 2002 года планирую посетить ту же Кубинку (вызывающую у меня самый горячий интерес), но как-то не складывается... :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: tvguide_khv
2007-08-22 03:26 pm (UTC)
лучше бы трамвай построили современный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-22 03:28 pm (UTC)
Трамвай как раз местами идет прямо под линией монорельса. :) Но, увы, современным он может считаться только по отечественным меркам...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: artvedun
2007-08-22 03:37 pm (UTC)
при все своих недостатках, дороговизне и малых скоростях монорельс доставляет вас от м.Тимирязевская до ВДНХ за 11 (!!!) минут. Тот же маршрут можно преодалеть на метро - 7 остановок с двумя пересадками, либо на нескольких видах наземного транспорта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tvguide_khv
2007-08-22 03:42 pm (UTC)
но представьте что вместо этой хени там было бы низкозакопанное метро с выходами к двум обозначенным станциям... тот же трамвай в конце концов тупо спрятанный под землю...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mongwu
2007-08-22 05:28 pm (UTC)
Все об общественном транспорте... :) Много интересных фактов, особенно о башне, спасибо. Фундамент в 4.6 метра восхитил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-23 02:01 am (UTC)
Скажу по секрету, я сам вчера был поражен, узнав про глубину фундамента. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bopobyc
2007-08-22 07:01 pm (UTC)
В Сиэттле тоже хотели сделать монорельс, но потом посчитали, покумекали и поняли что надземное метро в 10 раз дешевле...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-23 02:04 am (UTC)
Ну так в Сиэтле сначала думали, а потом делали. ;) В Штатах за такие эксперименты, как я понимаю, можно не только с треском с должности слететь, но и небо в клеточку созерцать. Особенно если речь идет о деньгах не акционерного общества, а налогоплательщиков. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: homaaxel
2007-08-22 07:07 pm (UTC)
Ура! Слава богу, что этих дурацких линий, портящих и без того жесткий урбанистический пейзаж, больше не будет. У нас (Тропарево0-Никулино) собирались такую же ветку от м. Юго-Западная до Солнцева тянуть. Как представили себе эти ужасные столбы и постоянный гул поездов под окнами... Фуф! Пронесло!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-23 02:06 am (UTC)
С одной стороны, могу только поздравить, а с другой... все равно новые коммуникации городу нужны. Однако делать их нужно с головой, конечно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: victorborisov
2007-08-22 09:11 pm (UTC)
первый монорельс появился в подмосковном мячково, на деревянных балках над землей с конной тягой в 1820 году. потом долгое время ничего не было, и в 1899 году в гатчине появился электрифицированный монорельс.

а у текущего монорельса беда со скоростью из-за того, что профиль балки в поворотах не сделали наклонным, в результате быстрее 20 км\ч он на изгибах ездить не может.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-23 02:48 am (UTC)
Спасибо за дополнения! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: espenwald
2007-08-23 05:44 am (UTC)
Ай-ай! 4,6 метра!
Монорельс, видимо, разберут? То есть ещё N-ная сумма условных единиц вылетит в трубу?
Про Гаева я бы сказала, да в чужом журнале матюгаться нехорошо))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-23 06:35 am (UTC)
Думаю, не разберут. Подозреваю, что оставят и дальше прожирать бюджетные деньги ультраубыточной эксплуатацией.

А про Гаева наслышан. :) Ему после упомянутого случая в воздухе москвичи хорошо косточки на авиафоруме промыли. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: tvguide_khv
2007-08-23 11:36 am (UTC)
хех. не думаю. прожект родили бы в любом случае... просто тему под него подтянули...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: waldkrahe
2007-08-23 04:48 pm (UTC)
Пару раз из любопытства ездила на монорельсе- как-нть вскоре выложу фото. Виды хорошие. Но медленность его удивила. А ещё часть дороги проходит перед окнами моего инста, и хорошо, что монорельс более-менее бесшумен! Будете запечатлевать процесс разбора?
Да, и спасибо большое за исторические справки!
Башня также шикарно смотрится в ночном освещении, но, думаю, это вы и так знаете:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-08-27 10:46 am (UTC)
Спасибо. :)
Однако еще не факт, что дорогу разберут... А телебашню, увы, в ночном освещении вблизи не видел ни разу, только издалека...
Кстати, современные трамваи (да и метро) тоже очень малошумны. Однако, увы, шумный городской транспорт вообще присущ России, толком не занимающейся его модернизацией.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kventz
2007-09-04 04:22 pm (UTC)
В транспортный режим он не был переведён, до сих пор работает в экскурсионном.

Состав вмещает 200 пассажиров при заполняемости 5 чел./кв. м.

Максимальная скорость у него 60 км/ч а не 40, но сейчас поезда разгоняются максимум до 42 км/ч.

Компенсация убытков гораздо скромнее, чем писал Форбс, даже тогда она была порядка 2000, но не долларов, а рублей, сейчас ещё в несколько раз меньше.

Монорельс прекрасно приспособлен для русской зимы, все его отказы не из-за погоды, а из-за плохого качества сборки, лёд с балки счищать не нужно в принципе, он ему не мешает. Только раз в день в начале смены чистят снег, для чего соответствующая техника, кстати, есть.

Ну и самое главное. Ни о каком прекращении эксперимента Гаев не говорил. Гаев на самом деле в эфире радио "Маяк" сказал дословно следующее: "Пока эта линия не будет иметь продолжения. Она экспериментальная, эксплуатируется в опытном, экспериментальном экскурсионном режиме. А монорельс имеет право на жизнь и на территории города Москвы имеет право на жизнь, но вот данное конкретное направление пока к развитию не планируется". Это совершенно не помешало радиостанции переврать стенограмму данного интервью и написать, что эксперимент прекращён, что и скопировали дружно все СМИ. А некоторые ещё и отсебятину добавили.
(Reply) (Thread)