Надо сказать, что для меня лично Выборг уникален силой притяжения. Так уж сложилось, что каждый раз, попадая в Петербург, я обязательно выбираюсь и в Выборг или как минимум посещаю его проездом. Данный альбом посвящен моей третьей вылазке в этот город, предпринятой золотой осенью 2003 года. Грязная переполненная электричка от Финляндского вокзала, если мне не изменяет память, ползла туда более трех часов. Поездка в полной мере дала вкусить прелести созерцания нетрезвых уже с самого утра бомжеватых личностей, выступлений бродячих артистов с нехитрым репертуаров в стиле «сами мы неместные», неизбежного изучения ассортимента вагонных торговцев, среди неаппетитного вида снеди продающих китайские промтовары, выдаваемые за разнообразные ноу-хау. (Что делать, нашим железным дорогам далеко до британских или французских!) Но этот был как раз тот случай, когда лишения щедро вознаграждаются, и наградой мне стал день, проведенный в Выборге.
И все-таки всю стратегическую важность этого пункта Карельского перешейка, надежно контролирующего торговый путь из Финского залива в водную систему Вуоксы, а дальше в Ладогу, в полной мере первыми оценили шведы. В рамках третьего шведского крестового похода (тогда это называлось просто паломничеством, а термин «крестовый поход», если ничего не путаю, возник в исторической литературе только в XVIII столетии) крупный отряд под предводительством маршала Торгильса Кнутссона высадился на берегу нынешнего Выборгского залива. Как водится, шведы предали огню и мечу расположенное здесь поселение, после чего на небольшом островке заложили первую башню замка. Крепость получила имя Выборг от шведских слов vi (святой) и borg (город). Чтобы не растекаться мыслью по древу, о замке я лучше расскажу в отдельном альбоме, а этот посвящу самому городу, который, конечно, моложе старой шведской твердыни.
Здесь на фотографии видно зеркало небольшого залива Салакка-Лахти. На другом его берегу бросается в глаза приметное здание гостиницы «Дружба», построенной в 1982 году. Левее возвышаются опоры железнодорожного моста, по которому проходит магистраль, ведущая в Финляндию. Любопытно, что в противоположность разводным мостам для пропуска судов главный пролет здесь поднимается целиком, причем прямо вверх, параллельно поверхности воды. Еще левее виднеется пришвартованный тут на вечную стоянку в 1994 году пассажирский теплоход «Короленко» (он, кстати, как-то фигурировал в сериале «Тайны следствия»), превращенный в гостиницу.
Кстати, о киношниках. Если кто-нибудь смотрел замечательный сериал «Пан или пропал» по книге Иоанны Хмелевской «Все красное», то может вспомнить эту местность. Она фигурировала в эпизоде, где польский уголовник Дмитриевич по прозвищу Веласкес (в его роли снялся Сергей Жигунов, кстати, являющийся и продюсером упомянутого фильма) прыгнул с крыши одного из многоэтажных зданий Копенгагена. Его полет на парашюте был снят именно тут, над Выборгом. К слову, в ленте «Пан или пропал» сыграл свою последнюю роль в кинематографе Виталий Соломин. Судя по некоторым сценам, где по логике его герой должен был бы фигурировать, но так и не появился, роль даже не была доиграна до конца. Помню свое потрясение весной 2002 года, когда у театральной кассы, где хотел купить билет в «Сатирикон» на постановку с участием Виталия Соломина, я узнал о внезапной смерти этого выдающегося актера…
В 1993 году я тут с удивлением застал привычный для Хабаровска тех лет обширный китайский «развал». Слава богу, что за десять лет площадь изменилась в лучшую сторону.
Начало Выборгу, как я уже говорил, дал замок, основанный в конце XIII столетия. Очень скоро на берегу напротив замкового островка стали возводить дома поселения, жители которого в основном промышляли торговлей и обслуживанием нужд военных. Городом поселение стало в 1403 году, этот статус был дарован ему шведским королем Эриком XIII Померанским. Тем не менее первый оборонительный пояс вокруг Выборга появился только в 70-х годах XV века. Необходимость в нем была настоятельная: город не раз подвергался нападениям новгородцев. Замок в этих случаях выдерживал осаду (хотя, возможно, в 1322 году он все же был взят, но шведы вернули его себе ценой крупного выкупа), а вот незащищенное поселение нередко сжигалось почти дотла. После того, как город обнесли двухкилометровой многобашенной стеной (по разным источникам, она включала в себя от девяти до десяти башен), земляным валом и наполненным водой рвом, угроза была отведена.
Впрочем, в 1495 году войска великого князя Московского и всея Руси царя Ивана III Святого (1440–1505, прав. 1462–1505) были близки к взятию Выборга, однако отступили под впечатлением мощного взрыва, уничтожившего только что захваченную ими одну из замковых башен (подробнее я расскажу об этом в альбоме, посвященном замку). В истории те события получили название Выборгского грома.
Круглая башня, как уже видно по датам, относилась к следующему этапу усиления городских оборонительных сооружений, начатому по приказу короля Густава I Ваза (Gustav Vasa) (1496-1560, прав. 1523-1560). Эта башня-рондель, довольно характерная для позднеготического крепостного зодчества, была вынесена на 17 метров перед городской стеной для ведения анфиладного огня. Со стеной она соединялась двумя каменными стенами с внутренним проездом. Таким образом получился своего рода бастион, предназначенный для обстрела «мертвой зоны» у линии основных укреплений. Предполагалось, что рядом будет построена еще одна башня-близнец, но этот план остался на бумаге. Тем не менее Круглая башня сама по себе выглядела вполне основательным препятствием для нападающих: толщина стен достигала четырех метров с приступной восточной стороны и трех метров с западной. Получается, что из 21 метра диаметра (на самом деле, несмотря на название, в плане сооружение не являет собой идеальную окружность, а имеет яйцевидную форму) башни у основания треть приходилась на мощную каменную кладку.
В 1561 году Круглая башня была включена в состав так называемой Рогатой крепости – вновь созданной системы городских укреплений. Выступающая башня как нельзя лучше вписывалась в нее, ведь военные зодчие сделали упор на обустройство выступающих бастионов, из-за чего новую оборонительную линию и назвали Рогатой.
Башня была свидетелем и важных исторических событий. В частности, в 1609 году в ней был подписан так называемый Выборгский трактат – договор между шведским королем Карлом IX (Karl IX) (1550–1611, прав. 1604–1611) и московским царем Василием Шуйским (1552-1612, прав. 1606-1610) о военной помощи, которую Швеция обязалась оказать России в борьбе с поляками в обмен на крепость Корела.
Советские власти после возращения Выборга сначала устроили в Круглой башне аптечный склад, но в 1976 году в ней открылось кафе. В настоящее время в былом узле обороны средневекового Выборга работает ресторан.
Впрочем, кое-где сохранились валунные (сложенные из крупных булыжников) жилые дома богатых горожан XVI века. В этом альбоме, к сожалению, я их показать не смогу. В тот раз я специально искал здания, увиденные мною в 1993-94 годах (тогда, естественно, цифровой фотокамеры у меня еще не было :)), но безуспешно. Теперь-то я понимаю, где их следовало искать, однако, увы, как говорится, после фотосессии объективом не машут. :) Самое интересное, что как минимум один из упомянутых раритетов до сих пор является жилым - самым старым в стране жилым домом, построенным еще в 1583 году! Правда, насколько могу судить по посвященному ему репортажу, промелькнувшему на телевидении несколько лет назад, жители уникального здания не особенно счастливы: все-таки комфорт пятисотлетней давности далек от современных представлений об уютном доме.
В XVIII столетии Ратушная башня стала выполнять функции колокольни собора доминиканского монастыря (позднее – церкви Выборгского сельского прихода). Для этих целей башня была перестроена и в значительной степени утратила свой первоначальный облик. Еще позднее, в 1758 году ее увенчал островерхий барочный купол. С тех пор внешний вид сооружения принципиально не менялся. Хотя башня сильно пострадала в последний день Зимней войны – 13 марта 1940 года – позднее она была восстановлена. На фотографии можно видеть примыкающие по бокам прясла – остатки разобранной городской стены. Рядом, кстати, находятся и руины упомянутого чуть выше доминиканского монастыря (точнее, его собора) конца XV века.
Первая церковь за пределами замка была построена в Выборге еще в 1350 году, однако она была деревянной и сгорела при одном из частых в Средние века пожаров. Такая же участь постигла и ее преемниц. Лишь в конце XV века город обзавелся каменным собором. Кстати, дорогим в ту пору кирпичом он был выложен только снаружи и внутри, между этими двумя слоями в качестве забутовки использовали дикий камень. Уже в XVI столетии собор был значительно расширен.
К слову, предполагают, что именно здесь похоронен великий финский просветитель Микаель Агрикола (1510–1557) – монах-реформатор церкви, основатель финского литературного языка, оставивший после себя труды по металлургии, минералогии и другим наукам. Правда, точное место его захоронения археологам установить не удалось.
После захвата Выборга в 1710 году русскими войсками и последующего включения города в состав Российской империи надобность в католическом соборе отпала, и он успел побывать даже складом. Впрочем, потом собору все-таки вернули его функции, но во время Зимней войны его помещения приспособили под госпиталь. В годы Второй мировой собор сильно пострадал и практически выгорел. Я видел фотографии тех лет, как финны восстанавливали храм силами советских военнопленных, но после окончания войны новым властям этот памятник архитектуры в весьма редком стиле так называемой северной готики интересен не был. И вот на фотографии в полной мере можно наблюдать конечный результат.
Любопытно еще отметить, что руины не ориентированы вдоль какой-либо улицы, из составляющих регулярную планировку старой части города. Дело в том, что собор был построен задолго до составления соответствующего городского плана, выработанного только в середине XVII века после очередного крупного пожара. Кроме того, при строительстве собора здание четко ориентировали по оси запад-восток, как это обычно и принято для католических храмов.
Состояние очень многих зданий исторического центра Выборга, увы, очень далеко от идеального (по крайней мере так было в 2003 году). Вероятно, у города нет денег на реставрацию, а привлечь частных инвесторов не получается. В итоге узкие и глубокие улочки несмотря на все очарование старины выглядят печальными и заброшенными. Впрочем, как мне подсказывают, сейчас ситуация исправляется.
К слову, население Выборга сейчас составляет около 78 тысяч человек. Как мне показалось, с хорошо оплачиваемой работой тут непросто, хотя город остается крупным транспортным узлом и в нем функционируют какие-то предприятия. В общем, назвать город процветающим сложно.
После смерти владельца дом приобрел купец из Любека Ханг Хавеман, передавший его своему брату Хенрику Хавеману, проживавшему в Выборге. В начале XVIII века здесь размещался казенный склад, но, видимо, непродолжительное время. По некоторым источникам, вскоре дом отошел М. Пюльсе и находился в весьма хорошем состоянии. Следующим владельцем здания был Йохан Веркруут (еще встречается вариант фамилии Векруут, истину я пока не установил) – один из самых значительных представителей купеческого сословия Выборга XVIII века. Именно по его имени указанный дом часто называют домом Веркруута. По некоторым неподтвержденным данным, здесь бывала и Екатерина II и даже проводила аудиенции для представителей местных аристократических кругов. В конце того же столетия дом отошел к казне, в нем разместили таможню. Затем он был продан частным лицам.
В середине XIX века здание перестроили по проекту К. Лесцига в стиле классицизма. В 1897 году вновь последовала реконструкция по проекту архитектора К. Диппеля, при этом объем и площадь застройки увеличились за счет использования прилегающих строений.
В начале XX века в здании размещается отель «Меллблом», в 20-30-е годы – окружной штаб. В годы войн дом Веркуута практически не пострадал, и в 1945 году здание заняли военные медицинские учреждения. Когда я посетил Выборг в 1993 году, дом выглядел точно так же, как и на этой фотографии – был заброшен и уныл. Недавно я с радостью узнал, что не так давно этот дом отреставрировали и сейчас в нем находится элитное жилье. Судя по обнаруженным в Интернете фотографиям, общий внешний облик при этой переделке не пострадал, зато теперь дом Веркуута выглядит подлинным украшением старого города, как оно и должно было бы быть.
Вот, собственно, и вся прогулка. Как я уже сетовал, за кадром остались интересные дома XVI столетия, бастион Панцерлакс и другие памятники старины. Совсем уж незаслуженно обделены вниманием кварталы первой половины XX века. Что ж, зато я знаю, что буду фотографировать, как вновь попаду в Выборг.
Journal information