В начале 30-х годов прошлого века стране потребовалось создание на дальневосточных рубежах судостроительного завода преимущественно оборонного значения. И Хабаровск, и Владивосток для этого располагались слишком близко к границе, а побережье Охотского моря не имело в ту пору адекватных путей сообщения. Тогда было принято решение о строительстве в нижнем течении Амура нового промышленного центра и сооружения к нему ответвления от Транссибирской магистрали.
Правительственная комиссия, возглавляемая начальником Политического управления РККА Яном Гамарником, зимой 1931–1932 годов обследовала течение Амура от Хабаровска до Николаевска и уже в феврале выбрала для размещения судостроительного завода район села Пермского. Тогда же было намечено и строительство рядом авиационного завода.
Имя свое новый город получил неслучайно: он был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Первые его молодые строители высадились здесь 10 мая 1932 года. Первый «десант» состоял не только из комсомольцев и вольнонаемных рабочих, но и из заключенных (о чем любят умалчивать). На берег около села Пермское строителей доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполнявший роль ледокола, на буксире у него была баржа – бывший плавучий дом отдыха амурских речников – «Клара Цеткин», в кильватере – пароход с весьма символическим названием «Колумб».
Строительство велось в тяжелейших условиях. Приехавшие в дикий таежный край добровольцы жили в бараках и шалашах, в армейских палатках. Работая при лютых морозах, утопая в болотах и облаках таежного гнуса, испытывая нехватку практически всего — техники и механизмов, инструментов и инвентаря, продовольствия и одежды, первостроители упрямо возводили новый город и огромный завод.
По существу датой рождения Комcомольска-на-Амуре является 10 декабря 1932 году, когда село Пермское было объединено с лежащим чуть севернее нанайским стойбищем Дзёмги и преобразовано в город. Правда, сейчас днем его рождения принято считать 12 июня 1933 года, когда в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода.
Здесь на фотографии приведен монумент первостроителям, открытый 9 июня 1982 года и приуроченный к 50-летию города. Тут хорошо видны только две фигуры скульптурной группы. Слева строитель указывает вперед на землю и как бы говорит, что здесь будет новый город. Правее стоит крестьянский паренек с лопатой в руках. Также тут есть девушка, демобилизованный солдат, геодезист и гитарист.
Справедливости ради хочу отметить, что, как оно и было принято в те и последующие годы, большая часть тягот и труда легла все-таки на плечи заключенных. В некоторых источниках приводятся цифры, говорящие, что последние составляли не менее 70% рабочей силы, задействованной в 30-50-х годах при строительстве Комсомольска-на-Амуре.
Что поражает в перспективах проспектов и улиц, так это почти полное отсутствие наружной рекламы. Мне рассказывали, что согласование щита или растяжки в городской администрации – задача весьма нетривиальная.
К сожалению, попытка приобрести в книжных магазинах города толковые подробные книги об истории Комсомольска и его архитектуре потерпела неудачу - я их просто не нашел. К слову, точно так же не повезло мне в свое время и во Владивостоке. Складывается такое ощущение, что из дальневосточных городов разве что Хабаровск избалован вниманием авторов и издателей.
Немалая часть продукции комсомольских предприятий пищевой промышленности уходит в Хабаровск: сметана, мороженое, даже хлеб.
Как и почти везде на Дальнем Востоке, для Комсомольска актуален отток населения. В 1985 году тут жило около 300 тыс. человек, видимо, в 1991 году это число было еще больше. Сейчас, как я уже писал выше, численность населения не превышает 275 тыс. человек. Вероятно, ситуация была бы еще хуже, если бы не миграция из мелких районных населенных пунктов.
Крупнейшие заводы – это, конечно, Комсомольское авиапромышленное объединение им. Гагарина (КнААПО) и Амурский судостроительный завод (АСЗ, бывший завод им. Ленинского комсомола). Также развиты нефтепереработка, машиностроение, черная металлургия, производство стройматериалов и т.д.
В городе имеются два университета – технический и педагогический.
Чуть ниже по течению, говорят, изредка можно видеть атомные подводные лодки, под видом барж сплавляемые в Охотское море. :)
К слову, сам город, основу которого составляла оборонная промышленность, до 1993 года имел статус закрытого, то есть гражданам иностранных государств дорога туда была заказана. Судя по рассказам знакомых, «хватательные» повадки у ряда местных жителей (видимо, специфических профессий) старшего поколения тут сохранились.
Раньше, рассказывают, город был очень криминализированный, но в последние годы оргпреступность крепко прижали.
Памятник же был открыт в 1982 году, когда отмечалось 50-летие города. Скульптура принадлежит работе Р.Х. Муродян. В левой руке космонавт явно сжимает планшет с космическими картами. :) Кстати, скульптура изготовлена из красного гранита, привезенного из Днепропетровской области.
Перед памятником разбит парк, который, кажется, считается лучшим в городе.
К слову, на КнААПО производят истребители Су-27, Су-30, Су-33 и Су-35. Здесь был построен и первый экземпляр пассажирского регионального самолета SSJ (Sukhoy SuperJet), призванного прийти на смену устаревшему Ту-134. Тут же предполагается наладить его массовое производство (дай то бог).
Ну а сам авиационный завод ненамного младше судостроительного, он был заложен 18 июля 1934 года.
Journal information