dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Город Юности - Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре является вторым по величине городом Хабаровского края (население составляет около 275 тыс. человек) и, пожалуй, крупнейшим на Дальнем Востоке страны промышленным центром. Подобно Хабаровску, он расположен на берегу Амура, только в 354 километрах севернее, ниже по течению.

Комсомольск возник на месте села Пермское (Пермское-на-Амуре), основанного всего на два года позднее Хабаровска – в 1860 году – крестьянами-переселенцами из Пермской губернии.
В начале 30-х годов прошлого века стране потребовалось создание на дальневосточных рубежах судостроительного завода преимущественно оборонного значения. И Хабаровск, и Владивосток для этого располагались слишком близко к границе, а побережье Охотского моря не имело в ту пору адекватных путей сообщения. Тогда было принято решение о строительстве в нижнем течении Амура нового промышленного центра и сооружения к нему ответвления от Транссибирской магистрали.
Правительственная комиссия, возглавляемая начальником Политического управления РККА Яном Гамарником, зимой 1931–1932 годов обследовала течение Амура от Хабаровска до Николаевска и уже в феврале выбрала для размещения судостроительного завода район села Пермского. Тогда же было намечено и строительство рядом авиационного завода.
Имя свое новый город получил неслучайно: он был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Первые его молодые строители высадились здесь 10 мая 1932 года. Первый «десант» состоял не только из комсомольцев и вольнонаемных рабочих, но и из заключенных (о чем любят умалчивать). На берег около села Пермское строителей доставила небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», выполнявший роль ледокола, на буксире у него была баржа – бывший плавучий дом отдыха амурских речников – «Клара Цеткин», в кильватере – пароход с весьма символическим названием «Колумб».
Строительство велось в тяжелейших условиях. Приехавшие в дикий таежный край добровольцы жили в бараках и шалашах, в армейских палатках. Работая при лютых морозах, утопая в болотах и облаках таежного гнуса, испытывая нехватку практически всего — техники и механизмов, инструментов и инвентаря, продовольствия и одежды, первостроители упрямо возводили новый город и огромный завод.
По существу датой рождения Комcомольска-на-Амуре является 10 декабря 1932 году, когда село Пермское было объединено с лежащим чуть севернее нанайским стойбищем Дзёмги и преобразовано в город. Правда, сейчас днем его рождения принято считать 12 июня 1933 года, когда в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода.
Здесь на фотографии приведен монумент первостроителям, открытый 9 июня 1982 года и приуроченный к 50-летию города. Тут хорошо видны только две фигуры скульптурной группы. Слева строитель указывает вперед на землю и как бы говорит, что здесь будет новый город. Правее стоит крестьянский паренек с лопатой в руках. Также тут есть девушка, демобилизованный солдат, геодезист и гитарист.


Рядом с памятником расположен речной вокзал. Ракурс не слишком удачный, но даже так видно, что здание стилизовано под многопалубный пассажирский теплоход. Хороший и символичный проект. К слову, у столицы Дальнего Востока – Хабаровска – речного вокзала как такового вообще нет…


По другую сторону площади в июне 1967 года была установлена 21-тонная глыба кварцевого диорита. Везли ее из Солнечного района. На камне выбит текст: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы – строители города».
Справедливости ради хочу отметить, что, как оно и было принято в те и последующие годы, большая часть тягот и труда легла все-таки на плечи заключенных. В некоторых источниках приводятся цифры, говорящие, что последние составляли не менее 70% рабочей силы, задействованной в 30-50-х годах при строительстве Комсомольска-на-Амуре.


Вдалеке виднеется железнодорожный и автомобильный мост через Амур, соединяющий берега реки чуть выше по течению города южной границы города. Строительство его было завершено только в 1975 году, хотя проходящий тут участок железной дороги между Комсомольском-на-Амуре и портом Ванино, расположенным на берегу Татарского пролива, был сдан в эксплуатацию еще 20 июля 1945 года.


Участок набережной около речного вокзала.


Подобно Хабаровску, Комсомольск вытянулся вдоль берега Амура. Длина его между пойменными озерами Мылки и Харпи составляет более трех десятков километров.


Широкая площадь перед речным вокзалом, за полосой зеленый насаждений виднеются стандартные четырнадцатиэтажки.


Проспект Ленина – главная городская магистраль. Если летом 2005 года тут еще попадались дома в несколько запущенном состоянии, то, попав в Комсомольск полутора годами позже, я увидел, что реставрация затронула уже больший район центра города. Правда, все фотографии в этом альбоме относятся именно к 2005 году, так как во вторую свою командировку в эти края я отдал предпочтение поездке на расположенные относительно недалеко отсюда горнолыжный курорт Холдоми и горное озеро Амут.
Что поражает в перспективах проспектов и улиц, так это почти полное отсутствие наружной рекламы. Мне рассказывали, что согласование щита или растяжки в городской администрации – задача весьма нетривиальная.


В Комсомольске можно встретить здания архитектурных стилей от сталинского ампира и унылых блочных параллелепипедов до современных сооружений из стекла и металла. Последние, правда, меня интересовали в значительно меньшей степени.
К сожалению, попытка приобрести в книжных магазинах города толковые подробные книги об истории Комсомольска и его архитектуре потерпела неудачу - я их просто не нашел. К слову, точно так же не повезло мне в свое время и во Владивостоке. Складывается такое ощущение, что из дальневосточных городов разве что Хабаровск избалован вниманием авторов и издателей.


Жизнь в Комсомольке-на-Амуре труднее, чем в Хабаровске: зарплаты ниже, а цены на большинство товаров выше. Сравнительно дешевы разве что услуги и местная продукция. К примеру, цены в ресторанах примерно на треть более умеренные, чем в краевом центре.
Немалая часть продукции комсомольских предприятий пищевой промышленности уходит в Хабаровск: сметана, мороженое, даже хлеб.
Как и почти везде на Дальнем Востоке, для Комсомольска актуален отток населения. В 1985 году тут жило около 300 тыс. человек, видимо, в 1991 году это число было еще больше. Сейчас, как я уже писал выше, численность населения не превышает 275 тыс. человек. Вероятно, ситуация была бы еще хуже, если бы не миграция из мелких районных населенных пунктов.


Город, конечно, живет в основном за счет тяжелой промышленности. Когда крупнейшие заводы стояли, жилось тут очень нелегко. Но вот уже несколько лет, как флагманы индустрии – градообразующие предприятия – загружены работой.
Крупнейшие заводы – это, конечно, Комсомольское авиапромышленное объединение им. Гагарина (КнААПО) и Амурский судостроительный завод (АСЗ, бывший завод им. Ленинского комсомола). Также развиты нефтепереработка, машиностроение, черная металлургия, производство стройматериалов и т.д.
В городе имеются два университета – технический и педагогический.


Площадь Ленина. Запоминающуюся «сталинскую высотку» (уникальное сооружение для Дальнего Востока, подобных нет ни в Хабаровске, ни во Владивостоке) уже можно было видеть двумя кадрами выше.


Церковь Ильи-пророка, в первой половине текущего десятилетия построенная в парке перед авиационным заводом.


Еще один новый храм (а старых тут никогда и не было). Иногда задаю себе вопрос, неужели небогатому в общем-то городу больше деньги девать было некуда? Впрочем, в Хабаровске тоже новых церквей появилось иррационально много.


Вид с моста через Амур. Река в районе Комсомольска не раскидывает свое русло по многочисленным протокам, как близ Хабаровска, а идет одним мощным потоком.
Чуть ниже по течению, говорят, изредка можно видеть атомные подводные лодки, под видом барж сплавляемые в Охотское море. :)


Мост тут был вполне режимным объектом (не на словах) и в 2005 году. Фотографировать запрещают даже на подъезде к нему. Чтобы поснимать тут, нагло инсценировалась поломка машины. Охрана, конечно, все прекрасно поняла, минут тридцать помотала нервы и отпустила. Но реакция все равно была довольно серьезной: два охранника прошли пешком вдоль всего моста, изучая, не заминировал ли я чего.
К слову, сам город, основу которого составляла оборонная промышленность, до 1993 года имел статус закрытого, то есть гражданам иностранных государств дорога туда была заказана. Судя по рассказам знакомых, «хватательные» повадки у ряда местных жителей (видимо, специфических профессий) старшего поколения тут сохранились.


Начало заката.


Вдалеке виднеется уже показанный выше речной вокзал. Конечно, таким с моста его можно увидеть только через мощный телеобъектив.


Что в Комсомольске поражает, так это широченные проспекты с крошечным автомобильным трафиком. Конечно, не Пхеньян, но что-то общее просматривается. Основу автопарка, как и в Хабаровске, составляют подержанные японские машины. В массе своей они несколько более пожилые, чем те, что бегают по дорогам Хабаровска, хотя иногда попадаются и новенькие джипы «хозяев жизни».
Раньше, рассказывают, город был очень криминализированный, но в последние годы оргпреступность крепко прижали.


Небольшая стела, видимо, посвященная комсомольчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.


У проходной завода КнААПО в районе Дзёмги установлен памятник Ю.А. Гагарину. 12 июня 1967 года этому первому в мировой истории космонавту было присвоено звание почетного гражданина Комсомольска-на-Амуре. Четырьмя днями позже он принимал участие во Всесоюзном слете молодых передовиков производства и встречался с коллективом авиационного завода. 7 апреля 1977 года заводу было присвоено имя Гагарина.
Памятник же был открыт в 1982 году, когда отмечалось 50-летие города. Скульптура принадлежит работе Р.Х. Муродян. В левой руке космонавт явно сжимает планшет с космическими картами. :) Кстати, скульптура изготовлена из красного гранита, привезенного из Днепропетровской области.
Перед памятником разбит парк, который, кажется, считается лучшим в городе.
К слову, на КнААПО производят истребители Су-27, Су-30, Су-33 и Су-35. Здесь был построен и первый экземпляр пассажирского регионального самолета SSJ (Sukhoy SuperJet), призванного прийти на смену устаревшему Ту-134. Тут же предполагается наладить его массовое производство (дай то бог).
Ну а сам авиационный завод ненамного младше судостроительного, он был заложен 18 июля 1934 года.


Барельеф на одном из зданий в центре города.


Вечный огонь в парке у набережной. Когда я туда подошел, то увидел, что местные подростки на нем жарили сосиски. :(


Текст можно разобрать с трудом, но в общем понятно, что это часть мемориального комплекса, посвященного памяти павшим в годы Великой Отечественной войны.


Конечно, хватает тут и откровенного депрессивных развалин, но вот только снимать их мне не захотелось. Плохо все-таки их вид сочетается с неофициальным именем Комсомольска-на-Амуре – город Юности.
Tags: Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, история
Subscribe

promo dkphoto 九月 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →