dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Детинец Великого Новгорода

Северо-Западная Русь долгое время выделялась из прочих областей обширного государства, даже потеряв свою независимость под напором более молодого и агрессивного соперника – Московского княжества. Край этот не знал монголо-татарского игра, здесь возникла первая на Руси республика, тут были остановлены многочисленные скандинавские и немецкие захватчики, в течение долгих веков стремящиеся завладеть новгородскими землями. В XII-XV веках Новгород двадцать шесть раз воевал со шведами и одиннадцать раз – с Ливонским орденом. В эти годы новгородские владения простирались от Пскова до Уральских гор, от Великих Лук до Белого моря. О богатстве неразоренного Новгорода складывали легенды: редкий его житель даже из бедняков не имел сапог, а из-за лаптей, в которых ходила большая часть населения Руси, тут могли поднять на смех. Здесь уже в XIII-XV веках значительная часть горожан были грамотными: владели счетом, умели читать и писать, образование было общедоступно. Именно в Великий Новгород в 862 году прибыл Рюрик – родоначальник династии, правившей Русью в течение семи столетий. Сам город впервые был упомянут в «Повести временных лет» в 859 году. Уже тогда он имел важное торговое значение, так как через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Европы к Константинополю и дальше в Азию. Купцы следовали из Балтики по Неве в Ладожское озеро, затем по реке Волхов, на которой и стоит Новгород, в озеро Ильмень, потом по реке Мсте, от нее волоком до Волги, а по Волге в Каспийское море. По Днепру же путь приводил к Черному морю.


На месте современного Новгорода в пору становления древнерусского государства располагалось три поселка. Один из них находился на правом берегу реки Волхов и был населен словенами. В двух других – на левом берегу – жили кривичи и нерева. Последние относились к угро-финским племенам, пришли они от реки Нарва. Об этом первоначальном разделении свидетельствует и установившееся с глубокой древности название городских районов (концов) – Славенский и Неревский.
Поселения быстро росли, и в X веке была сооружена крепость. Построили ее на до того времени незаселенном участке. Его не трогали, потому что здесь находилось кладбище, а в языческие времена культ предков был чрезвычайно высоко почитаем. Возможно, по этой же причине кладбища также служили местом сбора совета старейшин или веча. Северную часть построенного тут кремля, кстати, и поныне называют Буевищем, в старину это слово обозначало кладбище.
Вновь встроенную крепость стали называть Новым городом, а спустя какое-то время это имя распространилось и на всю городскую территорию. Собственно, точное происхождение названия Новгорода неизвестно, я тут изложил общепринятую гипотезу. Сам же кремль, кстати, называли также Детинцем.


Около столетия крепость на высоком берегу Волхова была деревянной. Первый каменный град был заложен в 1044 году князем Ярославом. Однако сохранившиеся до наших времен стены относятся к гораздо более позднему периоду – царствованию Ивана III (р.1440–1505), покорившего Новгородскую феодальную республику и присоединившему ее к Московскому государству. Хотя стены частично перестраивались, в основном они сохранили вид с конца XV века. Свое военное значение крепость утратила только в 1721 с окончанием Северной войны, когда граница России была отодвинута далеко на северо-запад.
Тут видна Златоустовская башня, названная в честь уже несуществующей церкви Ивана Златоуста. Башня перестраивалась, и восстановить ее первоначальный облик не представляется возможным. В XVIII веке она носила имена Темнишней и Чертовой. Эта неблагозвучность легко объясняется тем, что тогда во внутренних помещениях башни находились тюрьма и застенки для пыток. В XIX веке башню перестраивают для нужд Новгородского музея древностей.


Слева Покровская башня далеко выступает перед стеной, как бы образуя бастион. Впрочем, в обороне она выполняла такую же функцию, то есть предназначалась для ведения фланкирующего огня – вдоль стены, простреливая «мертвую зону» у ее подножья. Шесть боевых ярусов башни оснащены 29 бойницами. К тому же мощность сооружения объясняется тем, что раньше башня была проездной, то есть защищала ворота. Да и название свое она получила в честь надвратной церкви Покрова. Толщина стен тут достигает трех метров, что являлось серьезной преградой для артиллерии позднего Средневековья. В XIX веке тут размещалась женская тюрьма, а чуть позже – богодельня. В настоящее время башне работает ресторан «Детинец», который называют одним из лучших в городе. Прокомментировать это утверждение не могу, так как я туда не попал, несмотря на план поужинать именно там: оказалось, что ресторан закрывается довольно рано.
Правее возвышается башня Кокуй. Она является самой высокой (41 метр) в новгородском кремле, а заодно и самой молодой: построили ее уже в XVIII веке для размещения наблюдательного поста. Подобно немецкой слободе в Москве XVII столетия, башня получила свое имя от голландского слова «смотри», звучащего для русского уха как «коке». Изначально в подвале башни находился винный склад, на втором этаже – приказная палата, еще два этажа занимали жилые помещения (светлицы), верхние этажи использовались для хозяйственных нужд.


В центре кадра находится Спасская башня. Названа она была опять-таки созвучно несохранившейся надвратной церкви Спаса. В древности именно через эту башню проходила главная улица Детинца – Пискупля (Епископская).
Наружный фасад Спасской башни выглядит не так, как в XV веке: амбразуры и бойницы были заложены, вместо них появились декоративные розетки и орнаментальный пояс.
Если внимательно присмотреться, видно, что форма зубцов стен слева и справа от башни отличается. Слева зубцы имеют вид «ласточкиного хвоста», это явное веяние Москвы – такие же венчают стены московского Кремля. Справа же зубцы имеют привычную для новгородского зодчества простую прямоугольную форму.


…что с охотой демонстрируют чайки. :)


Дворцовая башня получила свое название от житного двора (дворца), который в древности находился рядом. Верхняя часть этой башни была восстановлена в XVII веке, вероятно, после повреждений, вызванных военными действиями при оккупации города шведами в 1611 году и его освобождении шестью годами позже. К слову, после возвращения Новгорода России в нем осталось не более восьми сотен мужчин и пятисот дворов, то есть город был практически разрушен и обезлюдел.


Обходя Детинец по периметру по часовой стрелки, я вышел на аллею, идущую вдоль берега Волхова, и мое внимание привлек весьма запоминающийся памятник. Строго говоря, мне не стоило бы включать его в альбом по кремлю, поскольку он находится за пределами крепости, но я не удержался.


Монумент Победы. Он был заложен 9 мая 1965 года. Несмотря на знаковую дату, создатели его подразумевали не только победу в Великой Отечественной войне, но также ратные подвиги более давних войн и сражений.


Неподалеку тоже в качестве памятника навечно установлен легкий танк Т-70М из числа тех, что освобождали Новгород в ночь на 14 января 1944 года. Как известно, в отличие от Пскова, этот город немцы не щадили, и он сильно пострадал от военных действий. Тем не менее на случай отступления гитлеровское командование приняло решение полностью уничтожить Новгород как носитель русского культурного наследия. Все, что можно было восстановить в дальнейшем, было заминировано.
План уничтожения города сорвало внезапное наступление частей советской 59-й армии с юга, там, где Вермахт не ожидал серьезного удара. Лед на Ильмене и реках и в январе был тонким, и немцы не опасались на этом участке быстрой переброски тяжелого вооружения, а против легковооруженной пехоты были выставлены достаточные заслоны, не обладавшие, однако, серьезными противотанковыми средствами. Советское командование пошло на большой риск, придав оперативной группе генерал майора Т.А. Свиклина танковые части. Таким образом, удар 58-й отдельной стрелковой бригады, 229-го стрелкового полка 225-й дивизии, лыжного и двух аэросанных батальонов при поддержке танков Т-70 оказался успешным и привел к быстрому прорыву и опрокидыванию обороны противника. За эту победу, спасшую древний город, танкистам пришлось заплатить высокой ценой: лед нередко проваливался даже под легкими танками (весом менее 10 тонн), и они тонули со своими экипажами.


До наших дней уцелело девять из тринадцати башен Детинца. Шесть башен защищали ворота, остальные усиливали оборону стен. Например тут, где дорога из Детинца выходила на самый старый волховский мост, башня не сохранилась.
Слева на заднем плане виднеется Софийская звонница, о ней я расскажу чуть ниже.


Почти все башни Детинца имеют квадратную форму, кроме двух башен северной части кремля. Здесь видна Митрополичья башня, сохранившая свой облик с XV столетия. Правда, раньше она носила другие имена – Красная и Круглая.
Справа за крепостной стеной устремляется ввысь часозвоня (звонница) XVII века. Часы, конечно, на ней появились гораздо позже, вероятно, только в XIX столетии.
Несмотря на то, что Детинец возводился как крепость, внешность его гораздо менее сурова и аскетична, чем у того же псковского кремля – Крома, гораздо чаще подвергавшегося нападениям.


Нынешние парадные ворота Детинца, аллея от которых выходит к главной площади города – Софийской (в советские годы она носила имя Победы) – напротив областной администрации.
Кстати, общая площадь крепости превышает 12 гектаров, а протяженность стен составляет 1385 метров.


Вечный огонь внутри крепостной стены.


Вид на башню Кокуй с территории Детинца в сгущающихся сумерках (не поужинал в ресторане Покровской башни, так хоть пофотографировал :)).


Внутри новгородского кремля мало напоминаний о том, что раньше это был кипящий жизнью район города. Сейчас от древних кварталов и улиц ничего не сохранилось. К счастью, уцелели или были восстановлены многие памятники архитектуры.
Справа виден главный символ старого Новгорода Великого – Софийский собор. Слева тянется здание областной филармонии.


Первая христианская церковь на этом месте была построена в год крещения Руси – 989-й. Новгородцы с прохладой отнеслись к киевской инициативе, даже вспыхнул бунт, на подавление которого князь Владимир послал своего дядю Добрыню и тысяцкого Путяту. Первый велел поджечь город, а второй с войском учинил избиение его жителей. Отсюда и пошла старая местная поговорка: «Путята нас крестил мечом, а Добрыня – огнем». Славянские языческие идолы были сброшены в Волхов, а в крепости возвели деревянный храм Св. Софии «о тринадцати верхах».
В 1045 году Владимир, сын Ярослава Мудрого (р.ок.978–1054), начал строительство каменного собора с пятью куполами, что положило начало традиционному пятиглавию русских церквей. К слову, в настоящее время у собора шесть куполов; последний венчает башню, пристроенную позднее к юго-западной части храма.
Строительство основной части собора было завершено всего за семь лет. Уже 14 сентября архиепископ Лука освятил его во имя святой Софии Премудрости божьей.
Высота храма превышала 40 метров, протяженность с севера на юг – 40 метров, а с запада на восток – 35 метров. Сейчас собор выглядит менее высоким из-за значительного подъема уровня культурного слоя.
До 30-х годов XII столетия новгородская Св. София была свидетельством могущества князя. Позже собор превратился в главный храм вечевой республики. В нем хранили городскую казну, принимали послов, заключали торговые и военные союзы. Впрочем, ничего необычного в этом нет, я уже рассказывал, что лондонская Круглая церковь тамплиеров служила даже гостиницей для высокопоставленных особ.
Софийский собор долгие века являлся сердцем Детинца и символом Новгорода. В древности выражение «умереть за святую Софию» означало сложить голову а родной город. Именно отсюда, получив благословение патриархов церкви, уходили в походы новгородские дружины.


Парадный вход в собор вполне логично располагался с запада (напротив находящегося на востоке алтаря). Сейчас он закрыт, чтобы сохранить представляющие высокую историческую ценность Магдебургские врата, отлитые, видимо, немецкими мастерами в XII столетии.
В Средние века разбойничьи налеты на дальние страны и даже на ближних соседей считались проявлением молодецкой удали и были в почете. По одной из основных версий, в одном из таких походов на древнюю шведскую столицу Сигтуну новгородские ушкуйники добыли створки металлических ворот и доставили их домой свидетельством собственной доблести. Существует, правда, версия о византийском происхождении врат (их иногда называют Корсунскими).
Кстати, над входом сохранились части старых наружных фресок «Ветхозаветная троица», «Спас нерукотворный» и «София–Премудрость Божия».


Дверные рукояти Магдебургских врат, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикрепленными к их челюстям двуглавыми змеями. Это назидательный образ ада, напоминающий входящему о грядущем Страшном суде. В пастях у масок находятся головы грешников.
Металлическое полотно створок покрыто многочисленными рельефными композициями в основном на библейские сюжеты. Однако есть и исключения. В нижней части врат можно видеть фигуры изготовивших их мастеров-литейщиков Риквина и Вайсмута. Между ними очень нескромно разместил свой «автопортрет» ремонтировавший Магдебургские врата новгородец Авраам. Он не только вырезал русские переводы приведенных над композициями латинских пословиц, но и, видимо, изготовил стилистически не вписывающуюся в общий вид оформления врат фигурку Кентавра (Китовраса) на месте утраченной во время перевозки створок в Новгород «оригинальной» сценки.


До XII века стены храма не были отштукатурены, что было вполне в духе новгородской архитектурной школы тех лет: стены из тесаного дикого камня оставались в первозданном виде, а украшались только ниши. Чтобы дать представление о первоначальном облике собора на апсиде (выступе в восточном части храма, вмещающем в себя алтарное пространство, отделенное от остальной части храма иконостасом) после реставрации оставили фрагмент неоштукатеренной стены.
Впервые храм снаружи был покрыт штукатуркой в 1156 году, а в 1408 году покрыли позолотой центральный купол. К слову, есть серьезные предположения, что и купола до того времени были полусферическими на византийский манер, и только в начале XV века получили современную шлемовидную и луковичную форму. Вообще Софийский собор на протяжении столетий нередко перестраивался в деталях.
На кресте главного купола виднеется свинцовый голубь, как символ Святого духа. Старинная легенда гласит, что если этот голубь слетит с креста, то тут-то Новгороду и настанет конец. В годы Великой Отечественной войны так и произошло: в 1942 году во время артобстрела главный купол Софийского собора был поврежден, и крест с голубем рухнули вниз. В принципе, предание сбылось: город тогда весь лежал в руинах.
Крест быстро прибрали к рукам испанцы из расквартированной в Новгороде 250-й пехотной дивизии. Это была формально добровольческая часть, посланная Франко в помощь Вермахту как знак поддержки государств Оси. Надо заметить, каудильо поступил очень мудро, отказавшись от открытого перехода на сторону Третьего Рейха. Впоследствии это помогло ему сохранить власть тогда, когда победу во Второй мировой войне одержали СССР и Союзники. Сталин, правда, пытался поднимать в Потсдаме испанскую тему, но позиция прочих стран была в общем нейтральной, так что Франко отделался лишь временной изоляцией страны.
Немецкие военные к добровольческой испанской «Голубой дивизии» относились негативно. Вояки в ней были нестойкие, готовые бежать при первых признаках серьезной опасности, зато ее солдаты прославились воровским мастерством. Офицеры расквартированных поблизости от испанцев немецких частей никогда не могли быть спокойны за свое имущество. Видимо, вполне в духе этих традиций был «пригрет» и крест Святой Софии. К слову, немцы в этом плане не сильно-то отличались, тоже обожая пограбить местное население, разве что у своих они обычно не воровали.
Вернуть реликвию, много лет находившуюся в Толедо, удалось лишь в 2004 году.


В Софийском соборе три иконостаса. Тут вдали виднеется главный из них – Успенский. Он представляет собою подлинный шедевр мирового искусства, формировавшийся несколько столетий. Свой окончательный вид он приобрел в 1528 году, когда новгородский архиепископ повелел все иконы поставить «по чину». Пять рядов икон составляют (снизу вверх) местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. Успенский иконостас был похищен немцами во время оккупации Новгорода, но его удалось разыскать и вернуть на прежнее место.
Нарядно украшенный резьбой, росписью и позолотой трон рядом с алтарем является Царским молельным местом, изготовленным в 1572 году по приказу Иоанна IV Грозного (р.1530–1584). Он, кстати, также был похищен в годы оккупации, а вернуть его сумели только в сильно поврежденном виде. Отреставрировать трон и иконостас и установить их в соборе удалось только к 1970 году.


При входе в храм взгляд невольно устремляется ввысь, к куполу. Обычно там находится изображение Вседержителя (Панкратора). Но из-за упомянутого прямого попадания в купол в годы Великой Отечественной войны эта фреска была утрачена. Вообще же Софийский собор изнутри украшен многочисленными фресками, покрывающими почти всю поверхность стен и потолка.
Огромное бронзовое четырехъярусное паникадило (многогнездовый подсвечник), увенчанное двуглавым орлом, было подарено собору Борисом Годуновым (р.1551–1605). Вес его составляет около двух тонн, высота – 4,5 метра, а размах нижнего яруса – 3,5 метра. Оно было изготовлено в Нюрнберге, состоит почти из тысячи деталей и покрыто русским травным узором.
На верхних этажах собора находятся хоры, где во время богослужения располагались князья, бояре и знатные гости. Здесь же находились тайники с новгородской казной. Как написано в летописи, Иоанн Грозный решил эту казну найти, и многих горожан тогда пытали прямо в храме, но новгородцы не выдали секрета. Тогда разгневанный царь велел ломать стену «…и просыпались велие сокровище, древние слитки и гривны».


Слева от Успенского иконостаса в соборе хранится четырехконечный белокаменный Алексеевский крест XIV века. Он был установлен повелением епископа Новгородского Алексия в честь победы на Куликовом поле в 1380 году. Правда, сначала крест стоял в нише западной стены собора.
Хочу заметить, что значение Куликовской битвы в отечественной истории несколько раздуто. Все знают о победе Дмитрия Донского (р.1350–1389) на Куликовском поле над Мамаем (?–1380) – ханом западной части Золотой Орды. Однако не все вспоминают, что уже через два года хан Тохтамыш (?–1406) сжег Москву. При этом князь не сделал ни малейшей попытки защитить столицу, уклонившись от битвы и в общем-то подтвердив свою зависимость от Орды. Сражение с Мамаем вообще можно расценивать как непризнание вассалом сеньора-узурпатора (начать хотя бы с того, что Мамай не был чингизидом), ведь в ту пору у татар было двоевластие. Ситуация, кстати, отнюдь не уникальная: порою Русь платила дань сразу двум ханам.
С другой стороны, и недооценивать итоги Куликовской битвы, как это любят некоторые новомодные историки, тоже не стоит, именно она в конечном итоге была первой крупной вехой на почти столетнем пути освобождения от монголо-татарского ига.
Кстати, забавно, что Русская православная церковь празднует годовщину битвы 21 сентября, так как эта дата по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по юлианскому календарю. Между тем разница между упомянутыми календарями только сейчас составляет 13 дней, а в XIV веке она была меньше – всего восемь дней. Таким образом, в действительности по нынешнему календарю сражение произошло 16 сентября. Однако церковь отмечает годовщину Куликовской битвы в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, что по старому стилю приходится именно на 8 сентября, то есть дату битвы в 1380 году по юлианскому календарю.
Форма Алексеевского креста была выбрана неслучайно. Крест в круге – это христианский символ веры, спасающей мир. В свою очередь, круг является символом гармонии вселенной. В рельефах на ветвях креста представлены четыре великих праздника (сверху против часовой стрелки): Благовещение, Рождество Христово, Воскресение Христово и Вознесение Господне. Когда-то эти рельефные изображения были раскрашены, остатки краски местами видны до сих пор.
Должен сказать, что хотя внутри собора ощущается атмосфера древней истории, ее изрядно портят то ли прихожанки, то ли мелкие служительницы. Эти старушки бросались на мою камеру, как герои панфиловцы под немецкие танки, и начинали шипеть, что фотографировать внутри нельзя. Когда я резонно отвечал, что у кассы висит объявление о возможности любительской фотосъемки за фиксированное пожертвование, старушки всякий раз осведомлялись у меня, а пожертвовал ли я. Учитывая, что никакую бумажку мне при этом на кассе не выдали, приходилось каждый раз подробно рассказывать о том, что я опустил купюру нужного достоинства в щель соответствующего ящика. В итоге, нервы при этом помотали прилично: стоило в поисках выгодного ракурса зайти за очередную колонну, как в атаку бросалась новая старушка (и это при том, что их внутри было в общем-то немного, едва ли больше десятка!). Так что я ограничился буквально дюжиной кадров, и подробнее рассказать о внутреннем убранстве этого интереснейшего собора не смогу. Святую Софию я покинул с чувством облегчения. Вообще хочу с прискорбием констатировать, что давящая атмосфера и агрессивные бабушки – это типичные атрибуты большинства православных храмов; католические или протестантские не в пример им гораздо дружелюбнее к посетителям.


Аллея от Софийского собора ведет к Софийской же звоннице. Слева видны каменные ядра, которыми заряжали древние бомбарды XV века.


Впервые название Софийской звонницы прозвучало в летописях в 1437 году в связи с тем, что во время разлива Волхова обрушилась часть стены Детинца, а вместе с ней и колокольня. Через два года была сооружена новая трехпролетная звонница, хотя тогда она была несколько ниже и венчалась пятью шатрами. Впоследствии ее перестраивали. Стилистическое несоответствие мощного основания и существующей кровли звонницы с маленькой главкой буквально режет глаз.


У подножья звонницы выставлено пять монументальных колоколов. Все они были сняты в августе 1941 года, когда стало понятно, что захват города немцами неизбежен. Часть колоколов закопали в землю, а часть попытались увезти на барже. Последняя попытка успехом не увенчалась, так как после прямого попадания немецкой авиабомбы баржа затонула. Уже после войны все колокола были найдены. Самый крупный из них – Праздничный – весит 26,5 тонн, он был отлит в XVII веке.


Впрочем, наверху уже давно уже висит замена старым колоколам-ветеранам.


Вид с галереи звонницы на Софийский собор.


Ширина стен кремля у основания в среднем составляет четыре метра, таким образом наверху было вполне достаточно места для размещения дульнозарядных пушек.
За неширокой береговой полосой тихо несет свои воды Волхов.


Церковь Андрея Стратилата XVI века является так называемой обетной обыденкой. Это означает, что она была построена во исполнение какого-то обета и всего за один день. Строит она на руинах храма Бориса и Глеба, который в 1167 году выстроил боярин Сотко Сытинич.


Археологические раскопки на территории кремля. Увы, по свидетельству гида, их собирались сворачивать. Удивительно равнодушие властей к историческому наследию, ведь в то же время выгоды от туризма администрация Новгородской области, кажется, все-таки осознает, но почему-то не замечает очевидной связи одного с другим.
Высокая влажность грунтов на территории города позволила сохранить множество артефактов далекого прошлого. Влага препятствует проникновению воздуха в землю и задерживает процесс гниения. Благодаря этому предметы из дерева, кожи и ткани сохранили свои формы, а металлические предметы покрылись только тонкой оксидной пленкой, оберегающей их от дальнейшей коррозии.


Забавный столик. :)


Ныне в старых зданиях кремля располагаются среди прочего административные и хозяйственные структуры. Приоткрытые ворота слева ведут в гараж.
Здание же принадлежало Лихудовому корпусу XVII века, в котором находилась Славяно-греческая гимназия. Свое название корпус получил по фамилии братьев Лихудов. Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды, греки по происхождению, получили образование в Венеции и Падуе. Они приняли монашество и в 1685 году по просьбе царя Федора Алексеевича основали в Москве Славяно-греко-латинскую академию. Интриги в 1701 году привели их в ссылку, откуда братьев вызволили только пятью годами спустя радением новгородского митрополита Иова. По его же велению Лихуды основали на территории Владычного двора новгородского кремля упомянутую гимназию. Тут стоит отметить, что Иов был противником киевского влияния, рассматривая в нем едва ли не проводника идей католического Запада. Митрополит являлся сторонником греческой культуры и в образовании именно ее хотел видеть основой великорусской школы.


Слева видна уже упомянутая выше часозвоня XVII века, справа находится Грановитая палата.
Построена она была немецкими мастерами в готическом стиле по заказу новгородского духовенства в 1443 году. Это первое каменное здание в Новгороде, возведенное для гражданских целей, ведь обычно из камня тогда строились лишь военные и религиозные объекты. Последние полвека существования Новгородской республики здесь заседал Совет Господ. Собственно, и само здание раньше чаще называли Владычной палатой.
Именно здесь в 1478 году был прочитан указ Ивана III о присоединении Новгорода к Московскому государству, а в 1570 году Иоанном Грозным тут был устроен печально знаменитый кровавый пир, положивший начало массовой расправе с новгородским духовенством и купечеством. С XVI по XIX век Грановитая палата использовалась как церковь. Немцы в годы оккупации разместили здесь казино и ресторан, а 20 января 1944 года в этом здании состоялось торжественное собрание, посвященное освобождению города.
К сожалению, время и многочисленные перестройки не так уж много оставили от первоначального готического вида Грановитой палаты…


Слева тянется здание Присутственных мест, построенное в 1783 году. В ту пору аналогичные сооружения возводились во всех губернских и уездных городах для органов административного управления. Сейчас тут помещается исторический музей, об экспозициях которого мне хочется рассказать подробнее в отдельном альбоме. Но дойдут ли до этого руки, – вопрос интересный, ведь я пока даже не сделал альбом по Лувру. :)


В центре Детинца, на главной аллее стоит памятник «Тысячелетие России». Он был сооружен в преддверии тысячелетия образования российской государственности, началом отсчета которой является 862 год – начало царствования Рюрика. Уже в 1857 году в Российской империи был объявлен открытый конкурс и начат сбор пожертвований на памятник «первому русскому государю». В итоге победил проект молодого художника Михаила Осиповича Микешина (1835–1896) – автора памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге.


По форме памятник напоминает одновременно и вечевой колокол – символ Новгородской республики, и шапку Мономаха – символ державной власти. Высота памятника составляет 15,7 метра, диаметр гранитного пьедестала – 9 метров.
Трехярусная композиция памятника воплощает триаду православие–самодержавие–народность. Православие символизирует венчающий монумент ангел с крестом, самодержавие – фигуры самодержавцев, а народность – многофигурная композиция на нижнем горельефе.
Император Александр II (р.1818–1881) лично участвовал в отборе персонажей, запечатленных в металле на монументе. В бронзе отлито 128 фигур деятелей науки, истории, искусства и культуры государства Российского. Говорят, Микешин не собирался туда ставить непопулярного и в общем-то неуспешного императора Николая I (1796–1855), но Александр II по этому поводу даже разгневался и не дал обойти вниманием своего державного отца.
Открыт памятник был 8 сентября 1862 года в присутствии царской семьи.
В годы Великой Отечественной войны немцы неоднократно предпринимали попытки вывезти «Тысячелетие России» в Рейх, но безуспешно: давала о себе знать деятельность партизан, а железные дороги и без того были сверх меры перегружены обслуживанием текущих нужд снабжения армии.

Это все, что я хотел рассказать про кремль Великого Новгорода, но тему этого города я закрытой не считаю. Надеюсь, в будущем я сделаю о нем еще несколько альбомов.
Tags: Россия, военная история, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →