?

Log in

No account? Create an account
Чешский «Виндзор», или замок Глубока над Влтавой - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Чешский «Виндзор», или замок Глубока над Влтавой [Jun. 3rd, 2003|01:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Все это, конечно, очень субъективно, однако мне картины чешской природы кажутся более пасторальными и мягкими, чем виды западной части России.
Любопытно отметить, как рачительные чехи заменяют придорожные столбики деревьями. Конечно, шоссе такими не бывают, только второстепенные дороги. В Чехии их буквально называют замковыми дорогами (hradska). Как мне подсказали, они были очень популярны в межвоенный период и некоторое время сразу после окончания Второй мировой. Несмотря на всю свою красоту, подобные дороги весьма небезопасны.


Замок Глубока над Влтавой лежит чуть менее чем в полутора сотнях километров к югу от Праги. Туда ведет дорога в направлении известного стараниями Ярослава Гашека города Ческе Будейовицы, вокруг которого состоялся знаменитый анабазис бравого солдата Швейка.
За совсем неширокой в южной части страны Влтавой возвышается поросший деревьями холм, увенчанный башнями замка.


У подножья холма раскинулась небольшая деревня, если ничего не путаю, также носящая имя Глубока над Влтавой.
Вообще надо сказать, что жизнь в чешской глубинке заметно отличается от городской. Это касается и ее темпов, и уровня благосостояния. Казалось бы, страна столь мала, что выехать в столицу в выходной день на машине можно практически из каждого уголка Чехии, однако маленькие городки и деревни производят на удивление провинциальное впечатление. Конечно, я едва ли могу рассуждать на эти темы с ученым видом знатока, ведь в Чехию я ездил еще по обычной туристической путевке, соответственно никакого погружения в местную жизнь не было.


За большим жилым домом возвышается колокольня каменной деревенской церкви. В старину Глубока над Влтавой считалась весьма богатой.


Вид на долину от стоянки автобусов (их вполне логично не пускают к самому замку, опасаясь за его состояние). Кстати, деревенские жители тут же продают брошюрки, рассказывающие о замке, громко сообщая на очень неплохом русском языке, что цены у них гораздо ниже, чем в сувенирном магазинчике наверху. Насколько я мог судить, эта реклама вполне правдива, расценки на одни и те же книжки отличались примерно в полтора раза.


Наверх ведет порою относительно крутая тропинка. Чуть в стороне я фотографировал небольшую нишу, в которой, видимо, раньше была установлена статуя какого-то святого.


И вот выше уже видны стены замка. Хотя крепость появилась тут еще в XIII веке, от первоначального ее облика не осталось и следа. Современный вид замок принял в конце XIX века.


В нем нетрудно разглядеть неоготические черты знаменитого Виндзора. Собственно, Глубоку над Влтавой часто напрямую сравнивают с этой резиденцией британских монархов.


История замка достаточно богата событиями. Как я уже сказал, основан он был еще в Средние века. В 1561 году готическую крепость перестроили в стиле ренессанса, а еще сотней лет спустя превратили в барочный замок. Звездой неоготики он стал к 1871 году, причем книги сообщают, что это единственный замок такого рода в Чехии. Правда, не знаю уж, как в этом контексте оценить Сихров, который, как мне показалось, также носит неоготические черты. Впрочем, я могу ошибаться, с 2003 года прошло много времени, а фотографий Сихрова у меня практически нет из-за не вовремя севших аккумуляторов.
За первые четыре века замок и деревня при нем меняли своих хозяев 26 раз!
Каких только причин этому не было! Один владелец замка впал в немилость и был казнен. Другого вынудили отдать замок в качестве мзды за подстреленного не вовремя королевского зайца. Теряли Глубоку над Влтавой и по политическим соображениям. Однако самой частой причиной перехода владений из рук в руки служили банальные долги.
Лишь в XVII столетии Глубока над Влтавой приобрела владельцев на три следующих века. Ими стал знаменитый род Шверценбергов (я уже рассказывал об этом неординарном семействе в альбоме по Ческе Крумлову). Именно они перестроили замок в барочном стиле, а в XIX столетии начали грандиозную реконструкцию (а по сути возведение нового жилого замка) в духе модной тогда неоготики. Эти работы заняли несколько десятков лет – с 1838 по 1871 год – и велись по проекту венского архитектора Франтишека Бера.


Шварценберги владели Глубокой над Влтавой до 1945 года. После освобождения Чехии советскими войсками вся многочисленная недвижимость немецких семей, а также тех, кого сочли приспешниками фашистов, была национализирована.


Замковый комплекс включает в себя сто сорок украшенных резьбой по дереву комнат, одиннадцать башен и два внутренних двора. До недавнего времени Чехия была не в состоянии содержать это обширное хозяйство в порядке, поэтому посетителей пускали в сравнительно небольшую часть замка, а большинство помещений было законсервировано. Диковато тут смотрятся окна, закрытые фанерными щитами. Впрочем, я прочитал, что к концу 2007 года Глубоку над Влтавой все же смогли отреставрировать, затратив на это около двух с половиной миллионов долларов. Однако я не нашел точного указания на то, что ныне восстановлены все комнаты замка.


Надо особо заметить, что замок интересен также собираемой Шварценбергами на протяжении столетий коллекцией фламандских гобеленов, картин (в частности голландской живописи XVI–XVII веков), старинной мебели, оружия, изделий из стекла и фарфора, очень обширна и библиотека. Жемчужинами экспозиции являются массивный 26-тонный гранитный камин и золоченые сани. Увы, я могу только кратко рассказать об этом на словах, ибо фотографировать внутри замка, к сожалению, запрещено.


У парадного входа в замок. Любопытно, что гиды во всех странах обожают использовать зонтики в качестве своеобразных маяков, на которые ориентируются их многочисленные группы. Но по мне так индивидуальный туризм даже с путеводителем на английском языке гораздо интереснее и полезнее группового, неизбежного связанного с нервами и столпотворением. Как показывает опыт, во-первых, гиды далеко не всегда блещут профессионализмом (впрочем, в Чехии мне в этом смысле повезло), а во-вторых, приходится выбирать: или слушать рассказ гида, или фотографировать, ибо третьего не дано.


Очень красивая, хотя и невероятно тесная башенка, возможно, выполнявшая роль сторожки привратника.


Арка, ведущая в первый внутренний дворик. Стоит обратить внимание на украшающие стены многочисленные оленьи рога. Я расскажу связанную с ними анекдотическую легенду в альбоме по пражскому району Градчаны.


Обширная оранжерея.


Второй замковый дворик, явно когда-то предназначенный для отдыха владельцев Глубоки над Влтавой и их гостей.


Вообще вокруг замка разбит английский парк с редкими видами деревьев. В прежние времена здесь насчитывалось одиннадцать тысяч деревьев и две тысячи кустарников. Впрочем, не знаю уж, как раньше, но сейчас этому романтическому парку очень далеко например до Монрепо, также созданного в английском стиле.


Немного о внутренних помещениях. Особо стоит отметить огромную столовую, рассчитанную на 72 гостя, украшенную восточным ковром с буддистскими символами мудрости и вечности. Хозяйская спальня интересна инкрустированной кроватью и уникальной коллекцией икон. Замковая библиотека насчитывает около двенадцати тысяч книг на пяти языках, а стены в ней увешаны голландскими фаянсовыми тарелками. Кухня любопытна передовыми для XIX столетия техническими приспособлениями вроде лифтов для подачи блюд, водопровода с горячей водой, самовращающихся вертелов большого камина и даже механической картофелечистки.


Парк и оранжерея как бы приподняты вместе с замком, от которого их отделяет нечто вроде импровизированного рва.


Отсюда парк у входа в замок представляется крепостной стеной.


Путеводители называют Глубоку над Влтавой настоящей жемчужиной Южной Чехии. Потоки любопытных иностранцев вполне подтверждают этот тезис: в среднем за год тут бывает около 300 тысяч туристов.


Как говорится, и я там был, да пора и честь знать. :)
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: vasisualij
2008-01-01 02:05 pm (UTC)
Надеюсь, что мысль о рачительности относительно придорожных деревьев - не более чем чёрная шутка юмора? У нас рядом в Калининградской области полно таких узких, обсаженных вековыми древами дорог. Все они посажены, когда люди передвигались на каретах. Сейчас же это смертельная опасность! Во первых, когда врезаешься в твёрдое дерево, а не в декоративный столбик, уже чувствешь разницу. Во вторых, деревья, закрывающие вид на крутом повороте, способствуют дезориентации. В результате внезапно открывается сужение дороги, за ним узкий мостик и ты не вписываешься в радиус поворота... Был у меня такой случай в юности. Пришлось валить мотоцикл на бок, дабы не сверзиться в реку...
А в остальном, прекрасная маркиза, пост замечательный и познавательный! Чехия - прелестная, красивая страна...

С наступившим!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-02 09:06 am (UTC)
И вас с наступившим! :)
Относительно эксплуатационных качеств таких дорог рассуждать могу сугубо теоретически: в моих краях ничего подобного нет. Но выглядят это просто очаровательно.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-02 09:23 am (UTC)
The roads with trees beside are vary charmy, I agree with you. And now I know difference between Czech words "hrad" and "zamek". First time I mistaken and visited ordinary mansion houses instead original castles. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vienotuuli
2008-01-01 08:38 pm (UTC)
Я была раньше в этом замке, так что спасибо большое за напоминание о том лете! По-моему, вам очень повезло с погодой, прекрасный солнечный день и фотографии солнечные!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-02 09:09 am (UTC)
О, да, погода была прелестная: не слишком жаркая, как и положено в начале лета.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tanysha_ch
2008-01-02 07:26 am (UTC)
очень красивые фото и рассказ!
Глубока не единственный замок в стиле тюдоровской готики в Чехии - и тот же Сихров и еще одна "жемчужина" чешской Моравии - Леднице, тоже построены в этом стиле.
и еще - он не был ПЕРЕСТРОЕН в стиле готики, Ян Адольф и Элеонора Шванценберги ПОСТРОИЛИ новый замок.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-02 09:04 am (UTC)
Спасибо за отзыв! :)
Однако хочу заметить, что очень часто под перестройкой того или иного сооружения понимают также возведение нового на том же самом месте. Особенно это любят делать с целью привлечения туристов, чтобы показать возраст повнушительнее. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tanysha_ch
2008-01-02 12:36 pm (UTC)
Да, есть такое :-) очень часто рассказывают типа " первый замок был построен в 1132 году, потом его перестраивали, перестраивали, еще раз перестраивали, потом еще раз. Теперешний вид замок приобрел в 1847 году." а на самом деле, если копнуть глубже, в 1132 была построена только башня, а в 1847 разрушили все кроме сторожки привратника и перестроили заново.
зато 1132 звучит гораздо солидней, чем 1847 :-)...

но все таки, если быть точным, то, в отличии от Леднице, где стены остались старыми, Глубоко полностью перестроили.
но от этого замок хуже не стал :-), он все равно остается, как вы правильно заметили, "Жемчужиной" Южной Чехии.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: tanysha_ch
2008-01-02 02:54 pm (UTC)
про обман в моем посте речи не шло - я говорила про разный способ подачи информации, чтоб сделать тот или иной исторический обьект более интересным и привлекательным для туристов.
То что не надо модернизировать замки и другие старые постройки только для того что сохранить стены 1,2,13 и т д веков тоже речь не шла. Глубока, как и большинсво чешских замков, это был ЖИЛОЙ замок и всем понятно, что для удобства своих хозяев делались и лифты, и водопровод с ванными, и электричество проводилось и т п.
Я всего лишь соглашалась с автором поста, что "очень часто под перестройкой того или иного сооружения понимают также возведение нового на том же самом месте. Особенно это любят делать с целью привлечения туристов, чтобы показать возраст повнушительнее. :)" поэтому вашей притензии я не поняла, а рекламу Братиславского замка оценила :-) (если не понятно - то последнее это была шутка)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 07:31 am (UTC)
И все же это распространенная практика, когда указывается возраст первоначального сооружения, и отказываться я от нее не буду. :) Тем более, в тексте упомянуты архитектурные перипетии. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tanysha_ch
2008-01-07 09:10 pm (UTC)
Бог с Вами, вы меня не правильно поняли - я не в коем случае не настаиваю на исправлении ошибки! Я даже не это имела ввиду - я просто рассказала факт, который знаю я и все. Это Ваш ЖЖ и ваш рассказ, каждый волен выражаться и говорить то, что хочет сам и что считает нужным.
Извиняюсь, если внесла немного негатива в ваш рассказ своим занудством :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: annavita
2008-01-02 10:08 am (UTC)
Да... замок Глубоко очень красивый. Была там много лет назад.. до сих пор помню.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 12:01 pm (UTC)
Красивый, но слишком уж кукольный, на мой вкус. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moro
2008-01-02 12:35 pm (UTC)
спасибо за рассказ,
а почему Вы не думаете, что скульптура в нише выполняла религиозную функцию?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 07:16 am (UTC)
Как мне уже подсказали, все же выполняла...
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 07:21 am (UTC)
Thanks for your information, I'll update the text! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elina2106
2008-01-03 09:04 am (UTC)
Вот спасибо, погуляли красиво. Там еще не была, было интересно. Один из красивейших чешских замков.

А в моих краях такие дороги, плотно и узко обсаженные вековыми деревьями - не редкость. И случаи аварий, как не прискорбно, на таких дорогах не редки. Но на фото это смотрится умиротворяюще-бемятежно. Действительно, пасторальные виды.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 11:45 am (UTC)
А мне вот как-то ближе суровые крепости вроде Кривоклата. Наверное, это все дух седой истории виноват. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irisenka
2008-01-03 09:44 pm (UTC)
Красота! Спасибо Вам:)) А насчет провинциальности маленьких чешских городов и деревушек Вы совершенно правы:))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-06 12:00 pm (UTC)
Спасибо за ваш отзыв! :)
Провинциальность ощущается и во французской глубинке, однако она (на мой взгляд, конечно), гораздо менее явная.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: terrih
2008-01-19 02:13 pm (UTC)

Фарфор

Оказывается, раньше фарфор в Китае был зеленоватый, так как посуда из фарфора
являлась заменителем малахитовой посуды.

И только потом фарфор сам стал представлять ценность и без малахита.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-01-20 06:46 am (UTC)

Re: Фарфор

О чем-то подобном я, кажется, когда-то читал, хотя и не уверен, что речь шла именно о малахите. Однако, если не секрет, какое отношение комментарий имеет к теме этого альбома? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cool_polar_fox
2013-08-03 01:54 pm (UTC)
> В нем нетрудно разглядеть неоготические черты знаменитого Виндзора. Собственно, Глубоку над Влтавой часто напрямую сравнивают с этой резиденцией британских монархов.

Конечно нетрудно - заказчик попросил архитекта сделать копию Виндзора ;-)
(Reply) (Thread)