dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Хитровка: к Третьему Мясницкому участку

Итак, прогулка по московской Хитровке продолжается. В первой части альбома было показано самое ее сердце – Хитровская площадь. Целью второй же является поиск бывшего Третьего Мясницкого участка городской полиции, располагавшегося неподалеку еще в начале XX века.


Однако сначала я захотел-таки попасть во двор здания, где раньше находился трактир «Каторга», куда путь с Хитровской площади мне преградила железная калитка. Но сначала я бросил взгляд объектива вдоль не по-хитровски ухоженного в наши дни Петропавловского переулка, перспектива которого увенчана церковью в Серебряниках. До Яузского бульвара отсюда буквально пара минут ходьбы.


Мой путь начался вдоль западной стороны площади, образованной уже ранее показанным Г-образным домом Ярошенко, чей второй фасад тянется по Подколокольному переулку.


Здесь на каждом шагу встречаются любопытные нагромождения эпох и архитектурных стилей.


Тут мое внимание привлекла индустриально-лаконичная пожарная лестница.


Хитровский дворик. Видно, что здание изначально было одноэтажным. Подозреваю, что надстраивали его еще в довоенные годы.


Сам я так и не смог опознать марку этого автомобиля, стоящего в одном из дворов. Меня смутил руль, находящий слева, в то время как по внешнему виду машину легко принять за гостя с Британских островов, стиль очень близок к лондонским ситкэбам. Однако как мне подсказали, это и в самом деле «бритиш» – Austin FX4/FL2.


Вскоре я выяснил, что во двор дома Ярошенко попасть иным путем, кроме как с Хитровской площади, не получится. Но я все же нашел точку, откуда можно сфотографировать часть этого двора.
Чтобы попасть сюда, мне пришлось презреть свою законопослушность, перебраться через огороженный веревкой газон и свеситься со строения с крышей вровень двору, где стоит английский автомобильчик, одновременно перегнувшись за угол.


В этом дворовом флигеле дома Ярошенко проживала хитровская интеллигенция: опустившиеся дворяне, спившиеся литераторы и переписчики пьес. По свидетельствам, приходили сюда Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко, когда готовились к постановке горьковской «На дне».
Кстати, я читал, что это самый старый дом в данном дворе. Некогда он являлся барской усадьбой, а в первом его этаже сохранилась кладка XVII столетия. Со второй половины XIX века строение превратилось в доходный дом, вдоль заднего фасада тянется открытая галерея, на которую выходят двери отдельных квартир.


Я вернулся к площади, здесь открывается вид вниз по Хитровскому переулку. Вдалеке виднеется высотка на Котельнической набережной по другую сторону Яузы.


Хитровский переулок, взгляд вверх. Как я уже говорил, в советское время он носил имя Максима Горького, переименование произошло в 1935 году, то есть еще при жизни писателя. Историческое название XIX века переулку вернули в 1994 году.
Впереди уже видны дома перпендикулярного Малого Трехсвятительского переулка, где и находился искомый полицейский участок.
Кстати, здесь проходит маршрут, которым Сенька Скорик в акунинском «Любовнике Смерти» убегал от Масы.
Сначала пролетел Скорик по всему Подколокольному, потом по Подкопаю, по Трехсвятке, по Хитровскому, через площадь, снова свернул в Подколокольный.
Отмахивал Сенька шустро, как только каблуки не отлетели, но китаец не отставал, да еще, пузырь толстомордый, на ходу уговаривал:
- Сенька-кун, не беги, упадесь, рассибесься.


На углу переулков стоит церковь Трех святителей (то есть во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого) на Кулишках. Этимологию слова «Кулишки» я уже освещал ранее, повторяться не буду.
Хотя первый храм на этом месте появился еще в XIV веке, существующую церковь построили в 1670–1674 годах на средства состоятельных прихожан. Она была двухэтажной, колокольня располагалась на углу, что в общем-то не было свойственно тогдашней московской архитектурной школе. В нижнем этаже находились теплые приделы – Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм Святой Живоначальной Троицы. Фасады были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. До сих пор на стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII и начала XVIII веков.
Первая крупная перестройка храма состоялась в 1770-х годах. Тогда разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито основное убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм после этого приобрел классицистический облик.
В 1812 году церковь сильно пострадала как от пожара, так и от грабежей. Спустя шесть лет здание вновь перестраивалось, получив новый, на этот раз ампирный декор фасадов. Территория храма была обнесена оградой на каменных столбах.
В 1858 году по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая опять стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную.


Перспектива Малого Трехсвятительского переулка в сторону Покровского бульвара.
Понятно, что переулок был назван в честь упомянутой церкви. В 1924 году новые власти переименовали его в Малый вузовский, старое имя было возвращено только семьдесят лет спустя.


Грустные зарисовки современной Хитровки.


Очень своеобразное здание, сочетающее в себе элементы ампира и раннего классицизма. Центральные окна второго этажа, как мне кажется, выбиваются из общей картины, на первый взгляд в них есть даже что-то от так называемого псевдорусского стиля. Любопытно, плод ли это фантазии современных реставраторов или решение еще дореволюционного архитектора.
Как мне подсказали, уже долгое время здание занимает церковь евангельских христиан-баптистов.


Напротив указанного здания и находится искомая мною подворотня. В начале XIX века ее еще не существовало, тут находились ворота Третьего Мясницкого участка городской полиции Москвы. Этот участок считался одним из самых трудных, так как в числе «чистых» кварталов к югу от Маросейки и Покровки он включал в себя также и опасную Хитровку.


Остатки электрической проводки, думаю, образца 30-х годов. Трехфазная воздушная линия подводилась к зданию через подворотню на не особенно высоко поднятых над землей изоляторах. Такую схему подключения уже давно не используют, так как она весьма опасна.


Двор полицейского участка. Здание в центре кадра надстроили уже в советское время. До революции оно было переменной этажности, самой высокой являлась часть у выступающего и сейчас фасада близ входной двери.


Опять процитирую Бориса Акунина.
Проклятое место, тьфу на него. Придумано, чтобы мучить человеков, жизнь им утеснять, и без того не шибко просторную.
У ворот со снятыми шапками стояли несколько извозчиков – нарушители уличного порядка. Пришли снятые с пролеток номера выкупать. Это рубликов семь, да и то, если сильно покланяться. В самом дворе толпились кружком мужики в подпоясанных рубахах. По виду – артель хохлов-плотников, приехавшая в Москву на заработки. Старшой, с вислыми усами, ходил с шапкой по кругу, остальные бережно ссыпали серебро и медь. Понятно: работали у застройщика без нужной бумажки, теперь псы
(полицейские) у них половину денег оттяпают. Обыкновенное дело. Раньше, при прежнем приставе, говорят, тут такого беспардонства не было, но каков поп, таков и приход.
…Сенька толкнул клеенчатую дверь и вошел в темный, заплеванный коридор. Скорик (…) пошел (…) мимо курятника, где отловленные бродяги сидят, мимо запертых камер с ворами-преступниками (те, сердешные, пели про черного ворона – заслушаешься). Потом коридор почище стал, посветлей и привел Сеньку к высокой кожаной двери с медной табличкой «Пристав. Полковник И.Р.Солнцев».



После 1917 года Третья Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, а в расположенном неподалеку Ивановском монастыре устроили концентрационный лагерь.


Еще одно надстроенное с прежних времен здание, отличие первого этажа от двух верхних заметно невооруженным глазом. Последние явно относятся уже в послереволюционному периоду.
До революции здание венчала каланча, именно тут располагался «офис» полицейского участка.


Обитатель двора. Хоть и пес, но отнюдь не полициант. :)


Из двора оказался еще один выход.


Пожалуй, еще более мрачная подворотня выводит на Хитровский переулок прямо напротив церкви Трех святителей.


«Наскальные росписи» лирически настроенных местных жителей. Нецензурные комментарии, начертанные ниже, я закрасил в графическом редакторе.


Оформление крыльца впечатляет своей былой монументальностью. Наверняка это оригинальный элемент, хотя он и вызывает стойкую ассоциацию с использованием декора разрушенной колонны. Нечто похожее я уже наблюдал в пекинском парке Белой пагоды, где находчивые китайцы, не утруждаясь вниканием в детали, использовали при «реконструкции» лестницы подлинные части древних сооружений.


Выход из подворотни к Хитровскому переулку.


Ограда церкви Трех святителей, какой ее соорудили в 1884 году вместо прежней ампирной. По историческим свидетельствам, существующая ограда в художественном отношении значительно уступает старой. Впрочем, то, что можно видеть сейчас, является плодом реконструкции, ведь в 50-х годах прошлого века ограда была разрушена.


Главные ворота, выходящие на Малый Трехсвятительский переулок.
В советский период храм был закрыт в конце 20-х городов и отошел тюремному ведомству (ведь совсем рядом находился переоборудованный под тюрьму бывший полицейский участок). Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В следующем десятилетии церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В здании храма тогда предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. Думаю, жить в бывшей церкви было не особенно уютно. Впрочем, можно вспомнить, что и сейчас в той же Великобритании заброшенные церкви обедневших приходов переоборудуют под жилье. Наверное, это очень стильно – жить в помещении со стенами, возведенными еще в каком-нибудь XVI веке! Правда, мне лично такого счастья не надо. :)
Лишь в середине 60-х годов прошлого века здание было освобождено от жильцов. После этого оно использовалось под нужды разных контор. В 1970-х годах Всесоюзное общество охраны памятников начало реставрацию. Архитектор А.И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Под его руководством восстановили колокольню на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения.
В 1987 году здание заняла мультипликационная студия «Пилот». Пятью годами позже правительство Москвы вернуло храм церкви, но еще четыре года церковные власти подыскивали мультипликаторам новое пристанище. Первая служба в восстановленном храме прошла летом 1996 года.

На этом я заканчиваю вторую часть прогулки по Хитровке. Собственно, следующая часть маршрута будет проходить уже по районам Ивановской горки, не имевшим особого отношения к знаменитым трущобам второй половины XIX века. Тем не менее, учитывая планы городских властей в области застройки этих древних кварталов, я решил получше познакомиться с хитросплетением переулков между Славянской, Хитровской и Хохловской площадями. Этому и будет посвящена следующая часть альбома. Правда, вернусь к этой теме я несколько позже, чтобы разбавить московскую тематику другими городами и странами. Пора бы уже вернуться к теме Сеула.
Tags: Москва, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments