01 – Белый дом (администрация Хабаровского края) на площади Ленина в предрассветном освещении выглядит синим и таинственным.
02 – Перекресток улиц Муравьева-Амурского и Шеронова.
03 – В здании с характерным эркером уже долгие годы находится кинотеатр «Совкино». В нем же до революции был открыт и первый в Хабаровске кинотеатр «Гранд-Иллюзион». В правой части кадра за улицей Волочаевской виднеется фрагмент здания управления ДВЖД.
04 – Перекресток Муравьева-Амурского и Фрунзе. На мой взгляд, реконструкцию фасадов домов начала XX века тут можно назвать исключительно удачной.
05 – Взгляд на главное здание гостиничного комплекса «Парус» с Комсомольской площади. Виднеется только верхняя часть трехэтажного корпуса, так как он расположен на улице Шевченко, спускающейся на Уссурийский бульвар, то есть заметно ниже уровня площади.
06 – Парадная лестница на набережную тогда еще была только-только сдана. Если тщательно присматриваться, можно обнаружить ряд недоработок вроде торчащих прутов арматуры.
07 – Кусок Комсомольской площади с собором Успения Божьей Матери, построенным в 2002 году. Слева виднеется угол комплекса Дома офицеров Российской армии (ОДОРА).
08 – В этом здании находятся Дальневосточный художественный музей (с весьма представительной коллекцией полотен и рисунков, включая даже уникальные работы художников Возрождения, в частности Дюрера, Рембрандта, фламандских живописцев, и концертный зал Краевой филармонии. Само здание по меркам Хабаровска отличается древностью своей истории: построили его в конце XIX века. В ту пору здесь размещалось Офицерское собрание.
Ниже виднеется главный корпус Краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, строительство его заняло 1896–1900 гг.
09 – Между упомянутыми выше музеями расположен четырехэтажный особняк с небольшой башенкой. К сожалению, информацию о нем я сходу не нашел, а рыться в своих архивах, как и упоминал во вступлении к альбому, сегодня не буду.
10 – Дульнозарядное орудие второй половины XIX века, входящее в наружную экспозицию Краеведческого музея.
11 – Еще одно, кажется, немецкое. Иногда меня удивляет, почему их не передали Военно-историческому музею, когда он открылся в 1984 году. Там самые ранние экспонаты тяжелого вооружения относятся только к 20-м годам XX века, хотя музейные экспозиции захватывают даже XVI столетие.
12 – «Визитную карточку» города – Утес, думаю, постоянным читателям особо представлять уже не надо. :)
13 – Рассвет наступает позже, чем следовало бы: солнцу оказалось мало подняться над горизонтом, пришлось также преодолевать и завесу снежных туч. Слева можно видеть строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора. Сдадут его в том же году, только осенью.
14 – Вид на будущий (то есть современный) парк им. Муравьева-Амурского. Основная масса деревьев, вырубленных в 2006 году, тут еще жива. Над их голыми кронами виднеются крыша Дальневосточного художественного музея и купола Успенского собора.
15 – Таким тогда выглядел Спасо-Преображенский храм с улицы им. Павла Морозова (более известной как Пионерская). От массивного куба здания еще не убраны подъемные краны, а стены пока не отштукатурены. Сейчас этот же ракурс предстает глазам совсем иным: по правую руку за четыре года вырос целый лес жилых башен.
16 – Дом постройки 90-х годов на улице Ленина. В начале 2000-х глобальная реконструкция города и масштабная застройка до этого места еще не добрались, так что данная башня в 2004 году выглядела вполне современной.
17 – Та же улица Ленина в районе Гидрометеоцентра. Слева виден главный купол собора.
18 – Пересечение с улицей Волочаевской. Обшарпанный фасад сейчас просто режет глаз, от таких картин на главных улицах жители центра города за последние годы уже начинают отвыкать.
19 – И опять перспектива улицы Ленина. Бросается в глаза, что проезжая часть еще не расширена (эти работы были произведены в 2007 году). Спасо-Преображенский собор расположен так, что шпиль, венчающий его купол, виднеется практически на протяжении всей улицы. Видно, как город постепенно просыпается и оживает.
20 – Главная городская новогодняя елка на площади Ленина.
21 – Одна из многих традиционных для Хабаровска ледяных скульптур. По наружной рекламе заметно, что в ту пору «Билайн» еще не купил своего местного партнера – компанию DTI.
22 – Симпатичное конструктивистское (правда, с более поздним декором) здание на улице Карла Маркса.
23 – Как ни странно, это троица вместе выглядит достаточно органично, хотя все три здания относятся к разным архитектурным стилям: конструктивизм конца 20-х годов, неоклассицизм (видимо, еще довоенный) и 14-этажная башня 80-х, к счастью, не утилитарная.
24 – Общежитие Железнодорожного техникума (уж и не вспомню, как он сейчас называется) на улице Дикопольцева. Кстати, его контингент – одна из причин, почему в этом районе в темное время суток гулять не рекомендуется. Не знаю, когда было построено это здание, но я бы предположил, что в самом конце 30-х годов или во второй половине 40-х.
25 – Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) на улице Серышева. В прошлом это был Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. На фотографии представлен только главный корпус, а вообще университет включает в себя целый городок, раскинувшийся далеко за пределами квартала. Этот корпус был построен, если мне не изменяет память, в конце 50-х годов.
Высокая ограда появилась только в 2003 году, а вот многочисленные клумбы на прилагающей территории к январю 2004 года устроены еще не были.
26 – Однако будущий университет начинался отсюда – с со старого корпуса постройки конца 30-х годов, выходящего фасадом не на Серышева, а на улицу Яшина. После сдачи в эксплуатацию показанного выше корпуса, здесь долгое время находилось студенческое общежитие. И только в конце 90-х в здание опять вернули учебные аудитории (ранее там сохранялась лишь военная кафедра), а также перевели часть кафедр из главного корпуса, где к тому времени стало тесно разросшемуся административному аппарату. Как это было у классика: «Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нужды разрастающейся бюрократии». Кстати, первый выпуск Железнодорожного института, обучавшийся в этих стенах, почти весь ушел на фронт в Великую Отечественную.
27 – Воронежское шоссе – трасса, огибающая северную часть города с востока. За лесистым холмом виднеется игла телевизионной вышки, венчающей собою крупный Северный микрорайон.
28 – Рядом расположен построенный в начале десятилетия пивоваренный завод «Балтика». Я удивился, недавно узнав из телепрограммы, что это крупнейший налогоплательщик Хабаровского края. А на втором месте стоит Хабаровский ликероводочный завод. Интересно, а как же тяжелая промышленность, в частности авиастроительный и судостроительные гиганты Комсомольска-на-Амуре?.. Примета времени, как в Арканаре?.. Правда, значительная часть продукции хабаровской «Балтики» уходит на экспорт: в соседнем Китае российское пиво очень популярно у нарождающегося среднего класса. Видимо, срабатывает штамп, что иностранное всегда лучше. Впрочем, судить объективно не могу, я вовсе не любитель этого напитка.
29 – У поворота на объездную трассу высится приметная гора. Мне рассказывали, что летом там проезжать можно только с забором воздуха из салона машины, так как напротив расположена благоухающая полустихийная свалка. Гору это, кстати, можно видеть и из центральной части города, она отлично просматривается с улицы Большой.
30 – Краевой онкологический центр. Идущая вдоль него дорога ведет к Воронежским сопкам. Ну а я повернул в сторону моста через Амур.
31 – О нем самом я уже рассказывал много раз, повторять не хочу). Сейчас мост уже завершают расширять, но в 2004 году ко второй очереди реконструкции еще не приступили (первая пришлась на границу XX и XXI столетий).
32 – Тут показан правый берег Амура в сторону от города. Видна опора ЛЭП (220 кВ?), идущей на левый берег, а также сохраненный в качестве памятника пролет старого моста начала XX века.
33 – Левый берег относится к Еврейской автономной области. До областного центра отсюда около 160 километров, и не исключено, что автобус направляется именно туда. Слева видна контактная сеть над путями Транссибирской магистрали, уходящими на нижний уровень моста.
34 – Левый берег Амура напротив Хабаровска низинный, поэтому практически каждый год тут случаются более или менее неприятные наводнения – привычная беда для местных дачников.
35 – Длина автомобильной части моста составляет без малого четыре километра. Сейчас, кстати, этой таблички уже нет, видимо, вандалы постарались.
36 – Северная часть города скрыта в снежной дымке.
37 – В 2004 году здесь еще можно было останавливаться на обочине и фотографировать, но сейчас с этим строго.
38 – Стела у въезда в город.
На этом пока все. К теме хабаровского квази-ретро я еще вернусь, но позже. В ближайшие же недели хочу продолжить рассказы о Корее и, возможно, прогулки по Лондону. Владелец моего любимого книжного магазинчика обещал оставить очень любопытную книжку о британской столице, содержащую информацию об истории наиболее интересных зданий центральной части города. Если это так, моя библиотечка сегодня пополнится еще одним полезным томом.
Journal information