«Морякам-амурцам, проявившим героизм на защите дальневосточных рубежей нашей Родины».
Ниже рассказывается:
«Катер участвовал в Великой Отечественной войне в составе Днепровской флотилии. Принял участие в освобождении городов Лунинец, Пинск, а в апреле 1945 г. – в Берлинской операции».
Построен этот бронекатер под номером 302 был в 1944 году на одном из заводов Урала. По другим источникам (об этом писала газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 5 мая 2005 года), катер довоенной постройки и до начала Великой Отечественной охранял пограничные рубежи близ Хабаровска. Первая версия кажется мне более вероятной, так как довоенные БКА для Дальнего Востока строили в 1934–1936 годах и на них никак не могло быть башни вроде той, что установлена на носу 302-го. Фантастической мне представляется гипотеза, чтобы катер прошел в тылу глубокую модернизацию вплоть до изменения проекта.
Водоизмещение БКА проекта 1125 составляло 29,2 тонны, габариты: 22,65 на 3,55 на 1,5 метра, скорость 35-37 узлов. Броня, конечно, защищала только от пуль и осколков, противоснарядное бронирование имела только башня.
«Светлой памяти начальника с/ч А КАФ с 07.31 по 05.32 Василий Владимирович Полищук (1901–1938). Расстрелян 4.05.38 в день приговора Военкол. Верхсуда СССР, Владивосток. Реабил. той же Военкол. в 1957.
С 04.37 по 08.38 военврач I ранга Владимир Викторович Вирен (1893–1942) Особсовещ. при наркоме Внудел СССР – 8 л ИТЛ с 18.08.38. Реабил. Опред. ВТ ДВО в 1965.
С 05.33 по 04.37 полк. медслужбы Александр Анатольевич Юшков (1899–1946). Приг. ВТ ЗакВО – 10 л ИТЛ с 18.06.38. Опр. Военкол. Верхсуда от 17.01.40 Освоб. за недоказ. обв.»
Конечно, упомянутые офицеры не могли служить на борту этого бронекатера. Но все они тоже были моряками-дальневосточниками. Почти наверняка эта табличка появилась тут значительно позже даты открытия памятника.
Вообще же данный класс судов оказался в условиях Второй мировой очень удачным и востребованным. Низкобортные и плоскодонные они могли буквально вплотную подходить к берегу, а ночью на малом ходу с выхлопом под воду БКА ухитрялись проникать сквозь кордоны противника незамеченными. Катера были способны наносить неожиданные удары практически в упор, тайно высаживать десанты и доставлять грузы. Все эти качества войска в полной мере оценили еще в первые месяцы войны, а особенно важную роль БКА сыграли в ходе Сталинградской битвы, когда любой ценой нужно было осуществлять перевозки с левого берега Волги на правый под сильным огнем противника и ударами штурмовой авиации.
Вторая вещь, бросающаяся в глаза, – это искусство архитектора постамента В.П. Буркина. При всей простоте материала и формы нельзя не отметить сходство бетонного основания с рассекаемой форштевнем волной.
Третье же наблюдение – самое грустное. Это, конечно, следы вандализма. Кое-где на приведенных выше снимках я стирал наиболее мерзкие надписи в графическом редакторе. К сожалению, не так давно я убедился, что вандальские традиции в Хабаровске куда сильнее, чем казалось ранее. Хотя бы памятники могли бы не уродовать, «благодарные потомки»!..
Journal information