dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Памятник-бронекатер

Я уже показывал два из четырех памятников, установленных в Хабаровске к 30-летию победы в Великой Отечественной войне: это истребитель-бомбардировщик Су-7Б и средний танк Т-34/85. Сегодня продолжаю этот рассказ зарисовками о третьем памятнике – бронекатере (БКА) проекта 1125. После этого из городских мемориалов того года, построенных с использованием военной техники, останется показать еще орудие у завода «Дальдизель».


Установлен памятник-бронекатер в северной части города на улице Тихоокенской чуть дальше остановки Трехгорная. Официальное его открытие состоялось 9 мая 1975 года.


По левому борту у основания укреплена мемориальная плита, к которой возлагают цветы. Текст на ней гласит:
«Морякам-амурцам, проявившим героизм на защите дальневосточных рубежей нашей Родины».
Ниже рассказывается:
«Катер участвовал в Великой Отечественной войне в составе Днепровской флотилии. Принял участие в освобождении городов Лунинец, Пинск, а в апреле 1945 г. – в Берлинской операции».
Построен этот бронекатер под номером 302 был в 1944 году на одном из заводов Урала. По другим источникам (об этом писала газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 5 мая 2005 года), катер довоенной постройки и до начала Великой Отечественной охранял пограничные рубежи близ Хабаровска. Первая версия кажется мне более вероятной, так как довоенные БКА для Дальнего Востока строили в 1934–1936 годах и на них никак не могло быть башни вроде той, что установлена на носу 302-го. Фантастической мне представляется гипотеза, чтобы катер прошел в тылу глубокую модернизацию вплоть до изменения проекта.
Водоизмещение БКА проекта 1125 составляло 29,2 тонны, габариты: 22,65 на 3,55 на 1,5 метра, скорость 35-37 узлов. Броня, конечно, защищала только от пуль и осколков, противоснарядное бронирование имела только башня.


По правому борту маленький металлический квадрат рассказывает о другой трагической странице истории нашей страны, о которой сейчас почему-то модным становится забывать. Текст на небольшой табличке из-за нехватки места выгравирован с многочисленными сокращениями. Я перепечатал его здесь близко к оригиналу, расставив лишь кое-где точки. Мне показалось, что расшифровывая и вникая в смысл рубленных лаконичных фраз, можно лучше понять запечатленные в металле судьбы.
«Светлой памяти начальника с/ч А КАФ с 07.31 по 05.32 Василий Владимирович Полищук (1901–1938). Расстрелян 4.05.38 в день приговора Военкол. Верхсуда СССР, Владивосток. Реабил. той же Военкол. в 1957.
С 04.37 по 08.38 военврач I ранга Владимир Викторович Вирен (1893–1942) Особсовещ. при наркоме Внудел СССР – 8 л ИТЛ с 18.08.38. Реабил. Опред. ВТ ДВО в 1965.
С 05.33 по 04.37 полк. медслужбы Александр Анатольевич Юшков (1899–1946). Приг. ВТ ЗакВО – 10 л ИТЛ с 18.06.38. Опр. Военкол. Верхсуда от 17.01.40 Освоб. за недоказ. обв.»

Конечно, упомянутые офицеры не могли служить на борту этого бронекатера. Но все они тоже были моряками-дальневосточниками. Почти наверняка эта табличка появилась тут значительно позже даты открытия памятника.


Вот оно – основное оружие БКА – 76-мм орудие. Нетрудно заметить идентичность башни с устанавливаемой на танки Т-34/76. Отсюда ясно, что данный катер постройки уже 40-х годов. Не зря эти корабли называли речными танками!
Вообще же данный класс судов оказался в условиях Второй мировой очень удачным и востребованным. Низкобортные и плоскодонные они могли буквально вплотную подходить к берегу, а ночью на малом ходу с выхлопом под воду БКА ухитрялись проникать сквозь кордоны противника незамеченными. Катера были способны наносить неожиданные удары практически в упор, тайно высаживать десанты и доставлять грузы. Все эти качества войска в полной мере оценили еще в первые месяцы войны, а особенно важную роль БКА сыграли в ходе Сталинградской битвы, когда любой ценой нужно было осуществлять перевозки с левого берега Волги на правый под сильным огнем противника и ударами штурмовой авиации.


Две такие спаренные зенитные пулеметные установки (на рубке и на корме) служили защитой катера от атак вражеской авиации.


Вид катера с кормы. Здесь хорошо видно несколько вещей. Во-первых, удивительно малую осадку БКА – не более 80 см! Неудивительно, что в подпалубных помещениях команда и разогнуться-то в полный рост не могла. Осадка, конечно, сильно ограничивала мореходные качества судна, оно считалось исключительно речным, до войны пределом для БКА указывали волну в три балла. Между тем в 1944 году был зарегистрирован случай, когда четыре бронекатера, на буксире следовавшие из Азовского моря в Одессу, попали в шторм. Когда буксирные тросы порвались при волнении в шесть–семь баллов катера своим ходом пошли к берегу. В дальнейшем три из них благополучно дошли до Одессы, самостоятельно совершив 220-мильный переход по открытому морю.
Вторая вещь, бросающаяся в глаза, – это искусство архитектора постамента В.П. Буркина. При всей простоте материала и формы нельзя не отметить сходство бетонного основания с рассекаемой форштевнем волной.
Третье же наблюдение – самое грустное. Это, конечно, следы вандализма. Кое-где на приведенных выше снимках я стирал наиболее мерзкие надписи в графическом редакторе. К сожалению, не так давно я убедился, что вандальские традиции в Хабаровске куда сильнее, чем казалось ранее. Хотя бы памятники могли бы не уродовать, «благодарные потомки»!..


Свой боевой путь, начатый под Пинском, бронекатер номер 302 закончил на Одере. Благодаря размерам и весу, БКА большинства проектов сравнительно легко можно было перебрасывать по железной дороге, и после окончания Великой Отечественной войны этот катер был доставлен на Амур, где и вошел в состав Амурской флотилии.


В другой, северной части этот же сквера, выходящего на улицу Тихоокеанскую, установлен еще один памятник. Он посвящен уже 50-летию событий октября 1917 года (пусть каждый именует их по-своему). Хоть я такие монументы и не люблю да и невеликой эстетической ценности сей памятный знак, пусть уж для полноты картины будет тут и эта фотография.
Tags: Дальний Восток, Хабаровск, военная история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments