?

Log in

No account? Create an account
Памятник-бронекатер - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Памятник-бронекатер [Mar. 27th, 2008|03:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Я уже показывал два из четырех памятников, установленных в Хабаровске к 30-летию победы в Великой Отечественной войне: это истребитель-бомбардировщик Су-7Б и средний танк Т-34/85. Сегодня продолжаю этот рассказ зарисовками о третьем памятнике – бронекатере (БКА) проекта 1125. После этого из городских мемориалов того года, построенных с использованием военной техники, останется показать еще орудие у завода «Дальдизель».


Установлен памятник-бронекатер в северной части города на улице Тихоокенской чуть дальше остановки Трехгорная. Официальное его открытие состоялось 9 мая 1975 года.


По левому борту у основания укреплена мемориальная плита, к которой возлагают цветы. Текст на ней гласит:
«Морякам-амурцам, проявившим героизм на защите дальневосточных рубежей нашей Родины».
Ниже рассказывается:
«Катер участвовал в Великой Отечественной войне в составе Днепровской флотилии. Принял участие в освобождении городов Лунинец, Пинск, а в апреле 1945 г. – в Берлинской операции».
Построен этот бронекатер под номером 302 был в 1944 году на одном из заводов Урала. По другим источникам (об этом писала газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 5 мая 2005 года), катер довоенной постройки и до начала Великой Отечественной охранял пограничные рубежи близ Хабаровска. Первая версия кажется мне более вероятной, так как довоенные БКА для Дальнего Востока строили в 1934–1936 годах и на них никак не могло быть башни вроде той, что установлена на носу 302-го. Фантастической мне представляется гипотеза, чтобы катер прошел в тылу глубокую модернизацию вплоть до изменения проекта.
Водоизмещение БКА проекта 1125 составляло 29,2 тонны, габариты: 22,65 на 3,55 на 1,5 метра, скорость 35-37 узлов. Броня, конечно, защищала только от пуль и осколков, противоснарядное бронирование имела только башня.


По правому борту маленький металлический квадрат рассказывает о другой трагической странице истории нашей страны, о которой сейчас почему-то модным становится забывать. Текст на небольшой табличке из-за нехватки места выгравирован с многочисленными сокращениями. Я перепечатал его здесь близко к оригиналу, расставив лишь кое-где точки. Мне показалось, что расшифровывая и вникая в смысл рубленных лаконичных фраз, можно лучше понять запечатленные в металле судьбы.
«Светлой памяти начальника с/ч А КАФ с 07.31 по 05.32 Василий Владимирович Полищук (1901–1938). Расстрелян 4.05.38 в день приговора Военкол. Верхсуда СССР, Владивосток. Реабил. той же Военкол. в 1957.
С 04.37 по 08.38 военврач I ранга Владимир Викторович Вирен (1893–1942) Особсовещ. при наркоме Внудел СССР – 8 л ИТЛ с 18.08.38. Реабил. Опред. ВТ ДВО в 1965.
С 05.33 по 04.37 полк. медслужбы Александр Анатольевич Юшков (1899–1946). Приг. ВТ ЗакВО – 10 л ИТЛ с 18.06.38. Опр. Военкол. Верхсуда от 17.01.40 Освоб. за недоказ. обв.»

Конечно, упомянутые офицеры не могли служить на борту этого бронекатера. Но все они тоже были моряками-дальневосточниками. Почти наверняка эта табличка появилась тут значительно позже даты открытия памятника.


Вот оно – основное оружие БКА – 76-мм орудие. Нетрудно заметить идентичность башни с устанавливаемой на танки Т-34/76. Отсюда ясно, что данный катер постройки уже 40-х годов. Не зря эти корабли называли речными танками!
Вообще же данный класс судов оказался в условиях Второй мировой очень удачным и востребованным. Низкобортные и плоскодонные они могли буквально вплотную подходить к берегу, а ночью на малом ходу с выхлопом под воду БКА ухитрялись проникать сквозь кордоны противника незамеченными. Катера были способны наносить неожиданные удары практически в упор, тайно высаживать десанты и доставлять грузы. Все эти качества войска в полной мере оценили еще в первые месяцы войны, а особенно важную роль БКА сыграли в ходе Сталинградской битвы, когда любой ценой нужно было осуществлять перевозки с левого берега Волги на правый под сильным огнем противника и ударами штурмовой авиации.


Две такие спаренные зенитные пулеметные установки (на рубке и на корме) служили защитой катера от атак вражеской авиации.


Вид катера с кормы. Здесь хорошо видно несколько вещей. Во-первых, удивительно малую осадку БКА – не более 80 см! Неудивительно, что в подпалубных помещениях команда и разогнуться-то в полный рост не могла. Осадка, конечно, сильно ограничивала мореходные качества судна, оно считалось исключительно речным, до войны пределом для БКА указывали волну в три балла. Между тем в 1944 году был зарегистрирован случай, когда четыре бронекатера, на буксире следовавшие из Азовского моря в Одессу, попали в шторм. Когда буксирные тросы порвались при волнении в шесть–семь баллов катера своим ходом пошли к берегу. В дальнейшем три из них благополучно дошли до Одессы, самостоятельно совершив 220-мильный переход по открытому морю.
Вторая вещь, бросающаяся в глаза, – это искусство архитектора постамента В.П. Буркина. При всей простоте материала и формы нельзя не отметить сходство бетонного основания с рассекаемой форштевнем волной.
Третье же наблюдение – самое грустное. Это, конечно, следы вандализма. Кое-где на приведенных выше снимках я стирал наиболее мерзкие надписи в графическом редакторе. К сожалению, не так давно я убедился, что вандальские традиции в Хабаровске куда сильнее, чем казалось ранее. Хотя бы памятники могли бы не уродовать, «благодарные потомки»!..


Свой боевой путь, начатый под Пинском, бронекатер номер 302 закончил на Одере. Благодаря размерам и весу, БКА большинства проектов сравнительно легко можно было перебрасывать по железной дороге, и после окончания Великой Отечественной войны этот катер был доставлен на Амур, где и вошел в состав Амурской флотилии.


В другой, северной части этот же сквера, выходящего на улицу Тихоокеанскую, установлен еще один памятник. Он посвящен уже 50-летию событий октября 1917 года (пусть каждый именует их по-своему). Хоть я такие монументы и не люблю да и невеликой эстетической ценности сей памятный знак, пусть уж для полноты картины будет тут и эта фотография.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: vlad_hunrider
2008-04-29 12:16 pm (UTC)
Наш фроде бы лучше сохранился. Правда его и поставили через 10 лет после хабаровского
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-29 12:20 pm (UTC)
Ваш ухитрился еще и японцев погонять в нынешнем Хейхэ, насколько я знаю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vlad_hunrider
2008-04-29 12:27 pm (UTC)
Стрельнул пару раз, не более того
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-29 01:07 pm (UTC)
Японцам тогда уже было по большому счету не до драки. :) Но все же факт остается фактом. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2015-05-10 01:23 pm (UTC)
Благовещенский тоже привезли с Дуная.Он если воевал,то на фронтах ВОВ.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 75c
2008-04-29 05:42 pm (UTC)
постамент покрасили как-то пошленько. Без этой наивной голубизны смотрелось как-то солиднее, чистый камень все-таки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-29 08:32 pm (UTC)
Согласен! Но мне кажется, что постамент таким образом покрасили не слишком давно. Едва ли это цвет, предусмотренный первоначальным проектом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fkrolik
2008-04-29 10:06 pm (UTC)
Раньше постамент был серым, если мне не изменяет память. (Старость - не радость)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-29 10:08 pm (UTC)
Да, очень сомнительное решение... Кто-то проявил "креатив". :\
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 75c
2008-05-01 01:19 am (UTC)
я не могу быть очень уж точной в датах, но, по крайней мере, 2 года назад все было нормально - чистый камень. Я лет 8 прожила в 100 метрах от этого памятника (в одной из башен через дорогу, д.№222). Переехав 3 года назад, наблюдаю Хабаровск через Ваш журнал :)
By the way, особенное спасибо за этот пост. Моё детство/юношество прошло как раз по соседству :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-01 09:33 am (UTC)
Рад, что мой журнал смог доставить вам удовольствие. :) А я вот северную часть города знаю довольно-таки плохо, хотя в детстве, гуляя с дедушкой, предпринимали даже пешие марш-броски от района "Железки" до телебашни. Правда, последнюю треть пути проделывали уже на трамвае. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-05-14 06:25 am (UTC)
Два года назад он был покрашен серебрянкой. Просто не всегда у организации, памятник охаживающей, есть достаточное количесвто денег.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2015-05-10 01:25 pm (UTC)
Исходно серый цвет цемента)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fkrolik
2008-04-29 10:05 pm (UTC)
А ведь действительно волна! Никогда не обращал внимания.
Кстати, об автобусных остановках. Совсем рядом есть еще одна, которая так и называется - "Памятник морякам-амурцам"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-29 10:07 pm (UTC)
Просто Трехгорную лучше знают, вот я ее указал и в качестве ориентира. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-04-30 01:50 am (UTC)
В разговорах её иногда называют просто «Катер» или «Корабль».
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fkrolik
2008-04-30 07:15 am (UTC)
Ну да, ну да. "На корабле сзади на выход есть?!"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panzer_papa
2008-04-30 05:57 am (UTC)
В Каневе бронекатер-памятник разгромили практически полностью :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-04-30 10:51 am (UTC)
Увы, сейчас так нередко случается. :( Хуже, когда историю рушат не вандалы, а вполне сознательные личности. Очень жалко, к примеру, Ту-114, уничтоженный в "Домодедово" для расширения платной автомобильной стоянки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2015-05-10 01:34 pm (UTC)
В Ха Ту-104 убили,тот что стоял как памятник в аэропорту.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-04-15 08:20 pm (UTC)

Бронекатер в Каневе жив

был неделю назад в Каневе, нашел катер, все с ним нормально, ну не крашен 20 лет, ну оторваны части обшивки и палубы, ну засунута в ствол пушки бутылка... но ведь еще стоит !!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panzer_papa
2009-04-15 08:40 pm (UTC)

Re: Бронекатер в Каневе жив

стакан наполовину полон или наполовину пуст?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2015-05-10 01:30 pm (UTC)
В Ха. внешне только хорошо смотрится.В своем блоге рассказал о современном состоянии катера.Еще и основание начало разваливаться.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bilbohobbit
2008-04-30 10:57 am (UTC)
Он клёпанный. А монитор Железняков, постройки 1935 года, киевский завод "Ленинская кузница" - сварной. http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/9/b/a/e/3/9bae3aa0351e91b7809e21b33931f9f5.jpg
Вряд ли на Уральских заводах в годы войны, где варили те же т-34, не могли сварить бронекатер. Вероятнее, прежде, чем попасть на постамент, он был полностью разоружён (как и Железняков, поработавший причалом в послевоенные годы), а потом восстановлен "из того, что было". Так что корпус, похоже, годов двадцатых - начала тридцатых. Если не дореволюционный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-01 09:29 am (UTC)
Уверен, что корпус и башня были изготовлены на разных предприятиях. Судя по обводам корпуса (специально в Сети фотографии искал), это именно проект 1125. Таким образом, его изготовили далеко не в начале 30-х. Во время войны нередко одни и те же образцы техники на разных заводах производились по разным технологиям и на разной оснастке. Все зависело от возможностей конкретного предприятия. Понятно, что сварка дешевле и эффективнее, но не везде были необходимое оборудование и квалифицированные кадры.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-10-08 08:25 pm (UTC)
Клепка - нормальная практика для судовых конструкций 30-х годов.
Корпус оригинальный, однозначно. Единственное, что меня немного смущает это кормовая зенитная установка. Точно такие же применялись на послевоенных торпедных катерах проекта 123, с пулеметами Владимирова. Хотя, они могли перейти им по наследству от 1125-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egor_13
2010-11-02 06:32 am (UTC)
>для судовых конструкций 30-х годов.
... и даже для начала 40-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2015-05-10 01:33 pm (UTC)
Катер продолжал службу в 60-70-х,потому и такие зенитные установки.
(Reply) (Parent) (Thread)