Про С.О. Бера можно добавить, что на рубеже XIX и XX веков он занимал пост старшего архитектора Управления строительной и дорожной частями. Кроме выполнения своих прямых должностных обязанностей Самуил Осипович, имея образование инженера-механика, также преподавал в железнодорожном техническом училище.
К слову, в начале XX века здесь же находилась дворовая церковь Реального училища: открыли ее в 1902 году, а закрыли – в 1922.
Как можно видеть, со стороны двора бывшее Реальное училище производит куда более мрачное и утилитарное впечатление, чем парадный фасад. Думаю, однако, что все упирается не столько в архитектурный проект, сколько в окружение здания. Слишком велик контраст между «вылизанной» площадью с аккуратными елями и разбитым асфальтом неопрятного двора.
Авторами проекта являются уже упомянутый выше С.О. Бер и гражданский инженер Иван Александрович Шатилов (?–1902). Последний в 1900 году занял должность старшего архитектора в Управлении строительной и дорожной частями при приамурском генерал-губернаторе, видимо, и сменив на этой должности Бера. Впрочем, некоторые источники свидетельствуют, что Самуил Осипович проектировал здание в одиночку. В частности, в фондах Краеведческого музея им. Градекова сохранился проект почтово-телеграфной конторы, где в нижнем углу чертежа имеется надпись с авторской подписью: «проектировал гражданский инженер С. Бер». Закончено строительство было к 1903 году.
Уже в 1900-х годах площадь стала центром притяжения городской жизни. Здесь находились ресторан Меллера, модный магазин и мастерская А.К. Коппеля, магазин П.С. Потуржанского по продаже пишущих машинок и промышленных товаров, магазин И.А. Олегурского по продаже кондитерских изделий, контора Московского страхового общества и другие учреждения.
К сожалению, полюбоваться зданием училища не получится, так как оно было снесено при строительстве правого крыла так называемого Белого дома, о котором я расскажу ниже. Фотография же была взята мною из книги Николая Крадина «Старый Хабаровск».
Стоит добавить, что после завершения проекта в здании открылась коммунальная гостиница. Позднее дом передали общежитию медицинского института, а сейчас в нем располагается детская музыкальная школа №1.
Многие могут помнить, что еще сравнительно не так давно в городах и селениях СССР считалось буквально неприличным не иметь памятника вождю мирового пролетариата. Тем не менее зачастую экономии и поточности ради на постаменты водружали плоды массовой штамповки. Памятник в Хабаровске в этом смысле можно назвать достаточно уникальным. Во-первых, из-за самого проекта, во-вторых, потому что он был создан в первые годы после смерти Ленина.
Конкурс на памятник, призванный украшать площадь Свободы (как переименовали Николаевскую после Февральской революции), был объявлен в январе 1925 года. Через два месяца определился победитель – 35-летний скульптор Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Тогда он был еще малоизвестен, признание придет к нему в конце 1930-х годов. Впоследствии Матвей Генрихович будет трижды удостоен Государственной премии СССР, станет народным художником СССР и действительным членом Академии художеств. Скульптура высотой 3,2 метра отливалась в Москве, а на Дальний Восток ее доставили по железной дороге.
Одновременно с объявлением конкурса в торжественной обстановке был заложен постамент ближе к центру площади, по сути напротив правого крыла бывшего Реального училища. Поскольку в то время площадь Свободы представляла собою возвышение с остатками давно закрытого кладбища, в течение лета и начала осени 1925 года ее выравнивали и благоустраивали в силу имеющихся возможностей. К осени был готов высокий постамент, выполненный из гранитных блоков и по высоте почти в два раза превосходящий скульптурную фигуру. Над тремя ступенями платформы размещалась небольшая площадка-трибуна, с которой произносились речи в дни праздников, демонстраций и митингов.
Здесь можно видеть еще деревянную застройку площади. Я бы датировал это фотографию или второй половиной 1940-х, или началом 1950-х годов.
Лишь после окончания Великой Отечественной войны замостили булыжниками проходящую через площадь улицу Пушкина, что сделало возможным проведение здесь военных парадов с привлечением боевой гусеничной техники. В одном из источников, впрочем, я прочитал, будто брусчатку уложили только в начале 1950-х годов. Не исключено, что она сохранилась под современным асфальтовым покрытием.
Кстати, сейчас мало кто знает, что в начале прошлого века от железнодорожного вокзала до тогда еще Николаевской площади – уже тогда считавшейся главной – была проложена узкоколейка. Изначально сооружена она была для нужд выставки Приамурского края 1913 года). По линии ходил пассажирский состав буквально из одного–двух вагонов, приводимый в движение маленьким паровозом. Учитывая, что твердое покрытие улиц тогда было экзотикой, в распутицу городская узкоколейка являлась спасительным средством, позволяющим легко попасть от тогда сравнительно удаленного вокзала к центру. К слову, имелась и вторая подобная дорога: она вела от завода «Арсенал» (ныне «Дальдизель») до набережной Амура в районе судоверфи. Тем не менее до организации в Хабаровске трамвая дело дошло очень нескоро. А вообще очень интересно, как именно проходил рельсовый путь до площади. На этот счет у меня информации, к сожалению, нет.
Здесь на фотографии можно видеть перспективу улицы Муравьева-Амурского, какой она открывается с западной части площади.
Выполнено здание в стиле парадной послевоенной неоклассики. Нижние три этажа напоминают рустованный цоколь; от верхних они отделены промежуточным карнизом. В капителях присутствует советская атрибутика: пятиконечная звезда, серп и молот, а также раскрытая книга с надписями «Ленин» и «Сталин».
В настоящее время здесь расположена Дальневосточная академия государственной службы (ДВАГС).
Кстати, в начале прошлого века здесь находился участок М.Н. Макарова с двумя деревянными домами, амбаром, конюшней и тремя лавками. Как я понял, застройка этого угла площади оставалась деревянной до середины XX века.
Левее, через улицу Карла Маркса можно видеть построенное также в середине века (точный год, увы, не знаю) жилое здание. Книжный магазин и парикмахерская внизу сохранились еще с советских времен.
Он получил другие пропорции, так как стал основным композиционным элементом праздничных трибун. Четырехметровый двухступенчатый цоколь и статуя были подняты над трибунами. В нижней части укреплено изображение государственного герба СССР, выполненное в технике чеканки по бронзе. В средней части трибун, под постаментом памятника в нишу вмонтировали чугунную плиту с изречением В.И. Ленина: «Коммунизм есть высшая степень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».
Сейчас у большинства горожан эта цитата, конечно, способна вызвать разве что улыбку. Тем не менее иногда даже не в праздничные дни у памятника можно наблюдать цветы. Герб Советского Союза, как здесь хорошо видно, также сохранился до наших дней. Думаю, это весьма разумный шаг, свидетельствующий об уважении к истории собственной страны.
Когда эти работы были завершены, Хабаровск получил вторую по размерам в СССР площадь. Насколько я понимаю, в то время она уступала лишь московской Красной. Как ситуация с рекордами обстоит сейчас, увы, не осведомлен.
Кстати, за год то 100-летия города площади дали имя Ленина, с тех пор оно уже не менялось.
Тем не менее окончательное закрепление оси произошло только четвертью века спустя, когда на южной (юго-восточной) стороне площади возвели здание крайкома КПСС. К 1980 году было принято решение о превращении площади в главный административно-политический центр города.
Эскизный проект поначалу разрабатывали местные архитекторы, в конкурсе одержал победу Е.Н. Семенов, но окончательную проработку отдали столичным специалистам. Здание поначалу было лишено левого крыла. На в целом симметричной площади это был очевидный и грубый просчет: ассиметричное в плане здание вызывало явный геометрический диссонанс.
Тогда к существующему зданию телеграфа с отступом от его фасада на три метра пристроили стенку, облицованную таким же мрамором, что и новое административное здание. Эти работы были произведены по проекту Ефима Дмитриевича Мамешина. Пусть крылья здания получились разной длины, фасад тем не менее стал хоть и не симметричным, но уравновешенным. Шаг это был в общем-то неизбежный, но жаль, что исправления ошибки московских архитекторов пришлось замуровать здание, представляющее собою историческую ценность.
Кстати, из-за облицовки горожане быстро окрестили крайком Белым домом.
В дальнейшем я планирую продолжать рассказы такого формата о разных улицах и площадях Хабаровска, хотя, сказать по правде, работа с источниками отнимает немало сил, куда больше, чем сами прогулки с фотоаппаратом и обработка снимков. На очереди окончание альбома по улице Серышева, хотя, положа руку на сердце должен признать, стоило бы основательно дополнить уже сделанные зарисовки по улице Ленина.
Journal information