?

Log in

No account? Create an account
Собор Парижской богоматери - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Собор Парижской богоматери [May. 22nd, 2004|04:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]


Традиционно соборы в глухие средневековые времена сооружались долго. Впрочем, главный храм Парижа, собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), может похвастаться: он был возведен всего лишь чуть менее чем за полтора столетия – с 1163 года по конец XIII века. Можно сказать, образчик скоростного строительства, если его сравнивать, к примеру, с собором Святого Вита в Пражском Граде.



Историки склоняются к мнению, что в Средние века было не принято изначально создавать подробный проект, а строили по сути по наитию: архитекторы сменяли друг друга на протяжении целых веков, в своих работах руководствуясь лишь некой общей идеей. Неудивительно, что в Европе существует масса храмов, которые закладывали как романские, потом продолжали возводить как готические и завершали в еще более поздних стилях вплоть до барокко. Notre-Dame de Paris избежал подобной участи, но историки подозревают, что собор все-таки не вполне достроен: существует ряд свидетельств, говорящих о том, что на башнях главного фасада предполагалось построить еще и высокие островерхие шпили, подобные тем, которые венчают знаменитый собор Богоматери в Шартре.


Notre-Dame de Paris являет собой образец ранней готической архитектуры: подчеркнутая почти всеми элементами устремленность вверх, основную нагрузку свода несут не стены, как в романских храмах, а вынесенные контрфорсы, на которые вес сооружения передается при помощи арок-аркбутанов. Это позволило зодчим сделать стены тонкими и прорезать в них большие окна и розетки. Впрочем, тут окна все же не такие большие, как в соборах, возведенных в эпоху так называемой пламенеющей готики.


Несколько «неклассический» вид на восточный фасад. Он нередко фигурировал в сериале «Красная капелла»: в фильме рядом проходил маршрут, по которому Жан Жильбер, глава советской агентурной сети, имел обыкновение прогуливаться со своей собакой.


Вид с набережной.


Это отдельно стоящее здание служило хранилищем ценнейших реликвий собора: чаще всего святых мощей, оправленных в бесценные золотые раки, украшенные крупными драгоценными камнями. Также здесь жили высокопоставленные служители Notre-Dame de Paris.


В Средние века грамотность даже на уровне элементарного умения читать была в Европе редкостью. Основная масса людей изучала библию только на проповедях и церковных службах, а также по скульптурам и росписи фасадов соборов. Последние часто изображали целые главы из Нового и Ветхого заветов. Для лучшего восприятия и для пущей привлекательности многочисленные барельефы и статуи расписывались яркими красками, в том числе и позолотой. Но со временем эта мода ушла, и до наших дней такие росписи не сохранились. «Историческая справедливость» не восстанавливается, так как точных данных о том, какими именно были эти росписи, нет. Так и стоят сейчас многочисленные европейские соборы со стенами естественного цвета камня: строгие и суровые, вовсе не похожие на те яркие храмы, какими они были более полутысячи лет назад.


Notre-Dame de Paris изнутри. Хорошо видны многочисленные окна, украшенные витражами. В отличие от вышеупомянутого Шартрского собора, здесь витражи – это лишь относительно современные реплики. Время не пощадило подлинные стекла и переплеты. Например, в XVIII веке витражи заменили обычными прозрачными стеклами, чтобы в соборе стало светлее.


В годы Французской революции собор был превращен в «храм Разума», внутреннему его облику при этом был нанесен огромный ущерб.


Самое удивительное, что в XIX веке городскими властями на полном серьезе строились планы полного сноса Notre-Dame de Paris, и тогда этот выдающийся собор спасла лишь защита ряда деятелей культуры, в том числе и Виктора Гюго. Говорят, что одним из мощных средств, спасших эту архитектурную реликвию Франции, был роман «Собор Парижской Богоматери», вызвавший рост интереса к истории города.


Приятно, что внутри собора разрешено фотографировать, однако использовать штатив при этом запрещено. Видимо, чтобы о его лапы не спотыкались другие посетители, которых днем очень много. Почти все, конечно, туристы.


Резная внутренняя стена, окружающая алтарь. К слову, в православных храмах алтарь обычно вплотную пристраивают к восточному порталу, и в крошечное изолированное заалтарное пространство (если оно вообще остается) допускаются лишь священники. В соборах Западной Европы, как правило, алтарь не примыкает ни к одной из внешних стен, и прихожане могут его обходить со всех сторон.


Статуя святой Жанны д’Арк. Взошедшая на костер в Руане по приговору суда инквизиции (с подачи английских оккупационных властей и при негласном согласии французского короля) в 1431 году, она была посмертно реабилитирована девятнадцатью годами спустя, а в 1920 году – и канонизирована. Любопытно, что после казни легендарной французской патриотки еще несколько десятилетий подряд объявлялись авантюристки, выдававшие себя за чудом спасшуюся Жанну…


Своей безлюдностью этот участок собора обязан исключительно небольшой ограде. :)


Узкая винтовая лестница, ведущая на колоннаду. Эти истертые ступени из мягкого белого камня могли бы знать Квазимодо, существуй он в действительности. Иногда по мере подъема можно видеть закрытые двери, ведущие в различные внутренние помещения собора, всегда скрытые от глаз прихожан.


Лично у меня этот снимок опять-таки вызывает в воспоминаниях известный мюзикл.


А вообще различных химер (их же называют еще горгульями) на колоннаде – масса. Вот, например, одна из них как раз пристально вглядывается в души беззаботно гуляющих внизу туристов. :)


Это вид с еще более высокой точки – с верхней галереи одной из башен.
Справа от протекающей в каменном обрамлении набережной Сены находится остров Ситэ (Ile de la Cite). Именно здесь и возникло во II веке до н.э. селение кельтских рыбаков племени паризиев, а потом и строения древнеримской Лютеции – прародительницы Парижа. Слева расположен знаменитый Латинский квартал. В Средние века здесь селились студенты, школяры и профессура. Позже тут жили дипломаты, тогда квартал считался одним из самых престижных в городе. Сейчас это хоть и до сих пор относительно престижный из-за близости к центру, но все-таки не слишком респектабельный район.
Вдалеке возвышается знаменитая Эйфелева башня (Tour Eiffel), про которую многие почему-то думают, что она украшает центр Парижа. Это, конечно, не так. Когда башню возводили в 1889 году в качестве экспоната Всемирной выставки, то место строительства считалось практически окраиной города.
Справа на горизонте видна группа совершенно нехарактерных для Франции, тем паче для Парижа, высотных зданий района Дефенс (La Defense).


В центре кадра известный холм Монмартр (Montmartre) с венчающей его вершину базиликой Сакре-Кёр (Basilique du Sacre-Coeur) . К слову, я особой романтики этого места не уловил: мрачноватый район с узкими крутыми улочками и не всегда приятной публикой. Такси там вечером не то что поймать, просто увидеть – и то сложно. Такси – это для того, чтобы уехать оттуда в более уютные уголки Парижа, которых в этом романтическом городе хватает.


Опять бесконечное море крыш. На переднем плане все тот же Латинский квартал. Выделяющийся массивный купол – это Пантеон (Pantheon), возведенный во второй половине XVIII века. Изначально в здании предполагалось разместить церковь св. Женевьевы, но в итоге Пантеон стал усыпальницей великих людей Франции. Первым в 1885 году тут был погребен Виктор Гюго.


Видны многочисленные мосты через Сену в старой части города. Вдоль правого берега тянется длинное здание Лувра (Louvre). Широкая зеленая улица, уходящая к виднеющейся вдали Триумфальной арке (Arc de Triomphe), – это знаменитые Елисейские поля (avenue des Champs Elysees).
На горизонте возвышается упомянутый выше «ультрасовременный» деловой район Дефанс. Он был построен в 60-х годах и, строго говоря, не является частью Парижа: расположен он даже не в самом городе, а через один маленький городок – Нейли-на-Сене (Neuilly sur-Seine). Это лишний раз иллюстрирует утверждение, что Париж сам по себе весьма мал – примерно как Москва в пределах Садового кольца.
Центром композиции Дефанс является огромная белая стилизованная арка. Она находится на одной прямой с аркой Карузель (Arc de Triomphe du Carrousel), расположенной между Лувром и парком Тюильри, и Триумфальной аркой на Елисейских полях. Все три вместе они образуют так называемый триумфальный путь.


Взгляд на восток.


Здесь очень хорошо видны арки-аркбутаны.


Внутренний дворик расположенного неподалеку жилого дома. С таким плющом летом и кондиционер не нужен!


Notre-Dame de Paris ночью.


Ночами на Ситэ относительно безлюдно, но бывают и исключения. Например, мне встретилась группа людей, жонглирующих горящими факелами.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: bam_77
2007-01-18 02:59 pm (UTC)
Месье не умеет держать слово?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-01-18 03:27 pm (UTC)
Пардон за коряво работающий кат, уже все пофиксил. Это было не со зла, пока еще не привык к коду. :) До открытия ЖЖ к HTML не имел никакого отношения.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-05-12 08:08 am (UTC)
Кстати, как часто мы не замечаем абсурдности многих словосочетаний.

Собор Парижкой богоматери. Была, значит, парижская богоматерь, и есть собор в честь неё. Раз богоматерь парижская, значит и другие должны быть богоматери (что, кстати и подтверждается наличием всяких казанских, владимирских и какие там есть ещё). А раз другие богоматери, значит и отпрыск у каждой из них свой. Ну не может же быть множество богоматерей у одного ребёнка (бога). Ребёнков, т.е. богов, значит, много, и у каждого своя богоматерь. Политеизм, натурально. Или, если угодно, ересь.
Но еретичности этой не замечает почти никто, включая и тех, кому, казалось бы, по убеждениям и/или по должности следовало бы её замечать.

Хочу подчеркнуть, что главная моя мысль здесь не богословского толка, а лингвистического. Или филолгического. В общем, с языком связана моя главная мысль тут, а не с религией.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: de_groseille
2007-05-14 03:18 pm (UTC)
Речь же идет не о самой Богоматери а об иконах с ее изображением, которые действительно былают Казанские, Владимирские, Смоленские и многие другие. Это такой художественный прием, который называется "метонимия" - когда вы заменяете понятие другим на основе связи их значений. Почему бы тогда не возмутиться фразой "Я сегодня весь вечер читал Достоевского"? Не Достоевского же читают, в самом деле, а его произведения.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: de_groseille
2007-05-14 03:22 pm (UTC)
Огромное спасибо, альбом замечательный! Как будто еще раз прогулялась по этим местам :)

А фотографий розеток у вас случайно нет, а то у меня во время пребывания в Нотр Даме был с собой ну очень плохой фотоаппарат :( ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-05-15 09:11 am (UTC)
Спасибо. :)

Розетки я специально, кажется, не фотографировал... Даже если и снимал их, то качество было бы не блеск: на высоких значениях светочувствительности моя тогадшняя камера ощутимо "шумела", а штатив внутри собора устаналивать не разрешали...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: romx
2007-05-26 01:29 pm (UTC)
Интересно, насколько выросло человечество иногда удается понять только по косвенным признакам. Собор, например, строили из расчета, чтобы он вместил на богослужение все население Парижа на момент его постройки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-05-27 09:46 am (UTC)
Далеко не всегда кафедральный собор должен был вмещать все население города, скорее, это исключение, чем правило. В 1100 году численность жителей Парижа была на уровне 3 тысяч человек, но уже в 1220 году она достигла 50 тысяч. Собор начали возводить во второй половине XII столетия, то есть даже на момент закладки он не вместил бы и трети горожан (по приблизительным оценкам уже тогда в Париже проживало порядка 25 тысяч человек). Данные взяты из книги Колина Джонса "Париж. Биография великого города".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: neferjournal
2007-07-08 06:43 am (UTC)
а нет ли у вас вида №4, но ночью?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-08 06:45 am (UTC)
К сожалению, нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nutsh
2007-07-08 07:30 am (UTC)
Спасибо огромное! Я дилетант, конечно, но с Вашей помощью я заново открыла для себя Notre-Dame de Paris.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-08 11:55 am (UTC)
Благодарю. :) Мне приятно, что мой альбом помог взглянуть на этот собор по-иному.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: katyonkin
2007-07-08 07:27 pm (UTC)
прекрасый очерк получился! спасибо, что поделились!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-09 04:35 am (UTC)
И вам спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dr_fred
2007-07-10 10:13 am (UTC)
Эх... как же там хорошо. От Парижа просто сносит крышу. :) Только-только оттуда.
Секнс за ностальджи.
Мои фото еще покоятся на переносном хдд.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-10 10:27 am (UTC)
:) Согласен, посещение Парижа хорошо прописывать от депрессии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tenterro
2007-07-15 03:41 pm (UTC)
Просто великолепно!!! :) Как будто снова там побывал, аж дух захватывает! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-16 02:51 am (UTC)
Приятно слышать. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mashkind
2007-07-16 07:36 am (UTC)
спасибо огромное!!! я так давно мечтаю поехать в Париж, посмотрела ваши фотографии и как будто съездила)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-07-16 08:18 am (UTC)
Польщен. :)
Что касается мечты, то в Париж попасть никогда не поздно. И, мне кажется, это очень хорошо, когда есть такая прекрасная мечта. К тому же в этот город (как и в любой другой) нельзя попасть впервые дважды, и у вас ваш первый вечер в Париже еще впереди. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nelly_sun
2007-09-27 06:38 pm (UTC)
Ну какой же Вы умничка!Кроме отличного качества дивных фотографий еще и масса сведений,которыми Вы поделились с нами(и не захотел,или не смог поделиться гид).Как будто снова там побывала!Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2007-10-09 12:15 am (UTC)
Спасибо. :)
А с гидами - это раз на раз не приходится. Даже во Франции, увы, попадаются весьма некомпетентные или просто ленивые. Но мне с в Париже и в северных провинциях в этом смысле очень повезло. Зато молчу про то, какие "гиды" бывают в Китае. Там ни разу не встречал адекватных.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kuv_lun
2007-12-26 11:49 am (UTC)
очень красиво. Думаю, я бы подружилась с этим городом, надо будет как-нибудь съездить. Не знаю почему, но он мне чем-то напомнил Питер...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 04:55 am (UTC)
Сложно сравнивать Питер с Парижем... Он совсем другой даже не в силу архитектурных отличий, а благодаря атмосфере в целом.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shveculya
2008-09-15 09:55 am (UTC)
сумасшедший город! в том смысле,что от этой красоты можно сойти с ума!:)Notre-Dame показался мне сделанным из кружева....убедилась в том,что одного раза побывать в этом волшебном месте просто недостаточно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-17 06:14 am (UTC)
Вы про собор или про Париж? :) Согласен, в этот прекрасный город хочется возвращаться снова и снова...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)