?

Log in

No account? Create an account
Шартрский собор - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Шартрский собор [May. 30th, 2004|11:00 am]
dkphoto
[Tags|, ]

Как и анонсировал ранее, даю ответ на неразгаданную часть географической задачи. На третьей фотографии был изображен Шартрский собор. Правда, чтобы не делать решение слишком простым, я показал часть южного фасада, а не куда более известный западный.


Небольшой, но отличающийся весьма почтенной древностью истории городок Шартр (Сhartres) – административный центр департамента Эр и Луар (Eure-et-Loir) – находится менее чем в сотне километров к северо-западу от Парижа. К слову, это один из первых французских департаментов, образованный на волне революционных преобразований в 1790 году из исторических провинций Шартрен, Орлеане и Перш. Свое название департамент получил от одноименных притоков Луары.
Точная дата основания Шартра, как я понял, неизвестна. Появился он еще до римского завоевания Галлии как главный город кельтской народности карнутов (по-латыни Carnuti), населявших территорию между Сеной и Луарой. Древние римляне называли город именем Аутрицум (Autricum), так как река Эр на латыни звучала как Аутура (Autura). Собственно, само название «Шартр» – это сильно измененная форма слова «карнуты».
В I веке н.э. карнуты попали в зависимость от Рима, восставали, но, потерпев в итоге поражение от легионов Цезаря, вошли со своими землями в состав империи как очередная провинция. Статус главного города карнутов Шартр сохранял до 275 года, когда столицу перенесли в Орлеан (по-латыни Aurelian).
Здесь на фотографии видны отнюдь не работы по благоустройству. Это археологические раскопки. Как мне сказали, незадолго до моего визита в город ученые случайно наткнулись на остатки целого комплекса зданий периода древнеримского владычества. Французы трепетно относятся к своей истории, вот и затеяли раскопки прямо в центре города.


Много испытаний пришлось испытать Шартру и в более поздние времена. В частности, он был практически полностью сожжен норманнами в 858 году, успешно выдержал осаду этих же завоевателей в 911 году. Кстати, с упомянутыми событиями связывают первое чудо так называемого покрова Богоматери – реликвии христианства, по преданию, находившейся на святой Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа.
Согласно одной из версий, покров Богоматери появилась в Шартре во времена правления императора (и первого короля Западно-Франкского королевства) Карла II Лысого (Charles le Chauve) (р. 823—877). К тому времени в городе велась реконструкция четвертого по счету здания главного католического храма (намного раньше на этом месте находилось друидское святилище) в целях превращения его в кафедральный собор. Именно собору и был пожертвован Карлом Лысым покров Девы Марии.
Когда в 911 году под стенами Шартра появились норманны и началась осада, епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил покров на городской стене. Если верить старинной хронике (а я бы ей не слишком доверял в деталях), норманны после этого тотчас обратились в бегство.


Гражданская архитектура Шартра весьма интересна сама по себе. От Средневековья домов осталось сравнительно немного. И все же даже здания конца XIX и начала XX столетий в стиле модерна, как мне показалось, возводили с некоторой оглядкой на окружение и старину.


Памятник жителям департамента, погибшим за Францию (даже мой более чем скверный французский позволил без словаря прочитать надпись «В память о детях Эра и Луара, павших за Родину»). Судя по всему, монумент был установлен после окончания Первой мировой войны. По крайней мере форма на статуях и вооружение наталкивают на мысль, что посвящен памятник в первую очередь сложившим свои головы в упомянутой мировой бойне начала XX века и в Франко-Прусской войне 1870–1871 годов.


Сейчас население Шартра составляет немногим более 40 тысяч человек (с пригородами – почти 90 тысяч). Тем не менее в городе достаточно развиты машиностроение и прочая промышленность, конечно, включая легкую. Первое время меня во Франции удивляло, что основу впечатляющей индустриальной мощи страны составляют отнюдь не города-заводы, как это было принято у нас, а множество небольших городков, разбросанных по всей стране, что, кстати, куда полезнее с экологической точки зрения. Впрочем, на эту тему я уже рассуждал как-то в альбоме по Гавру, считающемуся крупным промышленным центром.


Собор Шартрской Богоматери (Notre-Dame de Chartres), расположенный на холме в центре города, видно издалека, за много километров до прибытия в город. К сожалению, сделать удачный снимок с автотрассы у меня не получилось. Так что пусть уж заглавной будет фотография, каким собор предстает глазам туриста, когда он выныривает из узких улочек старой части города (автобусы близко к храму не пускают, справедливо опасаясь за известняковые стены).


Шартрский собор, пожалуй, является самым значительным из французских храмов Богоматери. Его строительство началось в монументальном суасонском стиле (по базовой структуре интерьер почти неотличим от интерьера Сен-Жерве-э-Проте в Суасоне) после того, как в 1194 году пожар уничтожил большую часть романского храма, возведенного в 1145 году. По западному фасаду, впрочем, видно, что в целом готический облик сочетает в себе заметные элементы реннеготической и даже романской архитекторы: в первую очередь, входной портал и так называемую розетку. Дело в том, что огонь пощадил крипту и западный фасад старого храма, и часть их была «интегрирована» в объем нового собора, наделив его характерными только для него чертами. Впрочем, сохранить можно было куда большее число стен, но власти приняли решение не столько о восстановлении собора, сколько о строительстве нового в ставшем модным тогда стиле готики.
Поначалу горожане воспринимали пожар как страшное бедствие, ибо полагали, что вместе с храмом погибли и все священные реликвии. Однако ларец, в котором хранился покров Девы Марии, успели перенести в крипту и он уцелел. Это событие называют вторым чудом в Шартре. В итоге после находки покрова Богоматери отношение к пожару резко изменилось. Бедствие истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели более величественный храм.
Итак, в плане собор представляет собою трехнефную базилику. С западной стороны к нему примыкают две башни. Сразу бросается в глаза стилистическая разница между ними.


На узкую улочку перед главным входом в собор выходят двух-трехэтажные дома. Некоторые из них сохранились со Средних веков, хоть и надстраивались и реконструировались в более позднее время. Во всяком случае первый этаж дома слева, скорее всего, был построен не позднее XV столетия. Судя по светильникам на третьем этаже, этот дом занимают какие-то административные органы. Зато другие дома на площади являются жилыми.


Здания же к югу от собора более напоминают стилизацию под старину. Здесь находятся многочисленные магазинчики сувениров.


Вглубь кварталов убегают узенькие улочки вполне аутентичного вида.


У площади установлена статуя епископа Фулбера (Fulbert), являющегося одним из отцов-основателей Шартрского собора. Правда, жил он в конце X и начале XI веков, так что под его руководством был построен даже не предшественник современного собора, а еще более древний храм, стоявший на этом месте.


Собор буквально довлеет на площадью, окружающими домами и людьми. Снаружи храм выглядит подлинным воплощением монументальности. Будто огромные контрфорсы нефа служат преимущественно демонстрации могущества, а укрепление стен и поддержка сводов – это лишь второстепенная их функция.
Здесь хорошо видны романские элементы. В частности, над входным порталом располагаются четыре окна со знаменитыми витражами XII столетия, среди которых фигурирует и прославленные композиции «Древо Иесеево».


Северная 114-метровая башня является более ранней.


Она была построена в 1134–1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер был установлен только в XVI веке. Шатер украшает прихотливое каменное кружево, характеризующее эпоху поздней (так называемой пламенеющей) готики. Построен он был в 1507–1513 годах архитектором Жаном Тексие.


Центральная часть раннеготического фасада постройки 1135–1180 годов. Казалось бы, здесь розетке далеко до великолепия окон позднеготического периода, однако лаконичный рисунок резьбы по камню лишь усиливает общее ощущение монументальности, которым веет от всего сооружения.
К слову, строительство нового собора закончилось только в середине XIII века. Впрочем, по средневековым меркам это довольно-таки высокая скорость строительства, свидетельствующая о неплохом уровне финансирования работ. Освящен храм был в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого (Louis IX, Saint Louis) (р. 1214–1270, прав. 1226–1270). Впрочем, строго говоря, собор можно считать неоконченным, ведь по первоначальному замыслу предполагалось возвести восемь башен – по две с каждый стороны света.
Шартрский собор стал первым в истории Франции, посвященным Деве Марии. Главная его ценность состоит не только в сочетании ранней и высокой готики, а также еще и в том, что храм сохранился до наших дней практически нетронутым: войны и катаклизмы обходили его стороной.


Западный вход именуют Королевским порталом из-за того, что он украшен статуями королей и королев. Он наглядно иллюстрирует переход в скульптуре от романского стиля к готике.


Одной из наиболее известных скульптурных композиций является «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены орел, бык, лев и ангел – символы четырех апостолов-евангелистов, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых.


В наглядной и доступной форме эти произведения искусства пересказывали в массе своей неграмотным верующим множество эпизодов из библии. Встречаются также композиции, рассказывающие об истории Франции. В этом смысле скульптура здесь является некоторым аналогом современным комиксам. Как я уже неоднократно упоминал в других альбомах, в Средние века статуи вовсе не были естественного цвета камня: для пущей торжественности и привлекательности их окрашивали в яркие цвета.
Каменные рельефы также украшают северный и южный фасады. Большинство статуй было вырезано из известняка примерно с 1210 по 1240 год, к XII столетию относятся только фигуры, украшающие Королевский портал.


Как видно, у входа в собор примостился местный попрошайка. Что интересно, гиды-французы его, видимо, хорошо знают и даже останавливаются поболтать. Впрочем, этот мужик совершенно не навязчив и раздражения не вызывает. Но думается мне, что вырядись он в костюм на старинный манер, заработок его был бы куда больше хотя бы за счет наивных любителей фотографироваться со всеми «аутентичными элементами» подряд.


Шартрский собор сложен из прочного песчаника. Некоторые каменные блоки в его стенах достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.


Аркады и верхние ряды окон центрального нефа, между которыми расположился трифорий, здесь гораздо выше обычного и приблизительно одинаковы по высоте. Тем не менее за рамками этой общей схемы Шартрский и упомянутый выше Суасонский соборы принципиально отличаются друг от друга. В частности, в Шартре главные колонны куда толще и окружены четырьмя мощными пилястрами. Разница в толщине колонн в Суасоне и Шартре превышает двукратную. Объяснить это общей высотой здания невозможно, так как собор в Шартре лишь ненамного выше суасонского. Кроме того, хотя своды Шартрского собора лишь немногим выше, чем в соборе Парижской Богоматери, они не кажутся ни слишком огромными, ни слишком легковесными. Скорее они производят впечатление массивных и исключительно мощных. В этом, вероятно, и кроется основная задумка зодчих: они желали, чтобы новый храм был не только самым большим из готических соборов того времени, но и самым величественным.
Но, невзирая на массивность, интерьер собора отнюдь не лишен изящества: восьмигранные колонны в центральном нефе чередуются с круглыми. К круглым колоннам примыкают восьмигранные пилястры, а к восьмигранным колоннам – круглые пилястры. Это чередование сохраняется и в пучках пилястров, поддерживающих своды.


Так выглядит изнутри раннеготическая розетка, показанная чуть выше.


Среди витражных блоков в Шартре один из наиболее обширных составляет пояс огромных окон среднего нефа, проходящий через верхнюю часть всего продольного корпуса над трифорием с заходами в ответвления трансепта и в хор. Каждая из травей имеет по обеим сторонам нефа по два окна семиметровой высоты, над которыми, прямо под дугой свода, расположена композиционно объединяющая их малая витражная роза – круг с лепестками, охваченный кольцом круглых клейм.
Шестьдесят восемь таких вертикальных семиметровых окон использованы для монументальных однофигурных изображений библейских персонажей. В нижней части этих витражей помещаются и повествовательные сцены, в том числе с привлечением светских мотивов. Розы над окнами включают в себя малоформатные сюжетные и орнаментальные изображения. Выражаясь научным языком, цветовая гамма витражей среднего нефа основана на преобладании яркой полихромии в окнах и на сгущенных созвучиях с акцентировкой оттенков красного в венчающем поясе малых роз.


Центральное место вреди витражных комплексов по праву занимают большие оконные розы с размещенными непосредственно под ними поясами витражных просветов (так называемых claire-voie) в виде пяти и более узких витражных окон. Такие розы расположены на всех трех фасадах Шартрского собора. Здесь видна южная розетка, западную я уже показывал выше.
«Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии ,– одна из причин красоты Шартрского собора», – писал в свое время французский историк искусства Эмиль Маль (1862–1954). Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Считается, что впервые такое окно, ставшее известным под общим названием «роза», появилось именно в Шартрском соборе. На витражах розетки можно видеть гербы Франции и Кастилии (в честь французской королевы Бланки Кастильской (р. 1188–1252) – матери Людовика IX). Там же фигурируют сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда.


В интерьере собора впервые была применена трехчастная система членений стен главного нефа с аркадами в нижнем ярусе, поясом трифория и верхним рядом окон.
Глубокий хор, завершенный в 1221, окружен двойной галереей деамбулатория (полукругового обхода) с венцом радиально расходящихся капелл.


Одна из многочисленных капелл, принадлежащих тому или иному роду за заслуги перед собором.
На полу собора, кстати, вложен символичный круглый лабиринт, олицетворяющий путь верующего к богу. При диаметре его около 13 метров дорога к центру достигает двух сотен метров. К сожалению, у меня на фотографиях этого лабиринта нет, так как я узнал о нем лишь постфактум (возможно, в тот день он был скрыт под стульями).


В католических храмах в отличие от православных заалтарное пространство может не прилегать к внешней восточной стене. От внутренних помещений, свободно доступных посетителям, оно отделено резной стеной, также представляющей собою впечатляющее произведение искусства, которым можно любоваться буквально часами.


Несмотря на готические элементы в оформлении стены, фигуры явно были вырезаны не ранее эпохи Возрождения, о чем свидетельствует анатомическая достоверность отображения человеческого тела.


Впрочем, я думаю, что работа была проделана куда позднее XVI столетия, ведь к готике в те времена отношение было очень неоднозначным. Сочетание в одном произведении искусства черт готических и ренессансных – явление, на мой взгляд, весьма редкое.
Сам термин «готика» был введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося варварским. А хронологические рамки готики были очерчены еще позднее – только в начале XIX века, когда в Европе стал возникать интерес к неклассическим формам.
Здесь же можно добавить, что готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур и зданий. Особое место в готическом искусстве занимали соборы как высшие образцы сочетания архитектуры, скульптуры и живописи. Можно только попытаться представить, как эмоционально влияли на средневекового обывателя несоизмеримое с человеком пространство собора, стройные вертикальные линии его башен и сводов, многоцветное сияние витражей, если они восхищают и подавляют своим величием даже искушенного современного человека.


Южный фасад собора.
Общая длина храма достигает 130 метров, высота свода главного нефа над полом – 36 метров, центральный и боковые нефы вместе имеют ширину 32 метра при ширине трансепте в 45 метров.


Здесь хороша заметна разница архитектурных элементов башен собора. Южная башня, носящая имя Старой колокольни, выглядит гораздо более строго. Она была построена в 1145–1165 годах и сохранила черты «чистой» готики. Именно эта башня выдержана в едином стиле с основным зданием собора, в отличие от несколько вычурной северной. Высота Старой колокольни после реконструкции 1195 года достигла 106 метров.


В Шартре дважды повторяется мотив фасада ланского собора, но не на западной стороне, где фасад при реконструкции претерпел лишь незначительные изменения, а на фасадах трансепта. Здесь плоскости стен почти растворяются в стрельчатых арках и гигантских окнах-розах.


Вдоль фасада предприимчивые французы катают на «европоезде» американских пенсионеров. Последние буквально визжат от восторга и размахивают флажками. Ей-богу, как малые дети!.. :)


Улочка ведет вдоль южного фасада к восточному склону холма, на котором воздвигли собор.


Лаконичность восточного фасада на первый взгляд имеет больше тяжеловесных и скупых черт романского стиля, чем даже ранней готики. Впрочем, стоит только всмотреться в ажурные окна, и это наваждение исчезает.


На северо-восточной стороне утопают в тени многочисленные капеллы.


Рядом с собором расположено здание, очень напоминающее школу. Судя по облику левого крыла, оно может быть куда древнее основного корпуса школы.


Прощальный взгляд на Шартр со старой стены, проходящей чуть восточнее собора.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: vlad_hunrider
2008-05-18 08:52 am (UTC)
Я даже метку france сделал, а католицизм там давным давно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-18 11:07 am (UTC)
Я альбомы сразу в сообщества не выкладываю, сначала даю им денек-другой "созреть" (ошибки вылавливаю). :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: frederick_taer
2008-05-18 09:13 am (UTC)
Тема лабиринта нераскрыта. Ж.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yulia_m
2008-05-18 10:18 am (UTC)
да, а где же лабиринт?
давно планирую уже туда съездить

Edited at 2008-05-18 10:53 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nina_chatte
2008-05-18 10:34 am (UTC)

chapelle

Я думаю, что chapelle - это часовня, а не капелла. Зачем семье капелла?

С теплым пушистым приветом
Нина
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-18 11:03 am (UTC)

Re: chapelle

Собственно, капелла и часовня - это синонимы. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cecilliya
2008-05-18 11:12 am (UTC)
Пыталась разгадать эту загадку. С первого взгляда на фото подумала - Франция. "Если один из самых знаменитых соборов - подумала я - то может это Шартр?" Крутила и вертела фотку... Сама там не была, по найденным фоткам идентифицировать принадлежность офтозагадки к собору не смогла, а те, кто там были отчаянно не соглашались признать на фотографии Шартрский собор!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-19 06:04 am (UTC)
Тут было только две возможности ответить. Надо было или знать местность, или просто догадаться, отталкиваясь от известности собора. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: homaaxel
2008-05-18 03:49 pm (UTC)
Вот спасибо! Учась в старших классах, после школы часто посещала лекции по средневековью в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Теперь есть возможность путешествовать самой, вспоминая картинки из книжек истории. Правда, до Франции еще пока не добралась.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-19 06:12 am (UTC)
Всегда это говорил вслед за Анри IV и повторюсь вновь: "Париж стоит мессы". :) Ну а Франция одним Парижем не исчерпывается. Завидую тем, кто только попадет туда впервые. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aldalynx
2008-05-18 07:03 pm (UTC)
Здравствуйте! Замечательный рассказ об одном из интереснейших соборов Франции :) Спасибо!
Все-таки есть что-то завораживающее в готической архитектуре - на нее можно любоваться бесконечно, постоянно находить что-то новое.
Особенно здорово, что вы останавливаетесь не только на самом соборе, но и показываете близлежащие дома и улочки, сразу ощущаешь себя там. :)


P.s.: Хочу немного поправить - Христос над порталом окружен не фантастическими животными, а символами 4 апостолов-евангелистов - орлом, быком, агнцом и ангелом. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-19 05:17 am (UTC)
Да, согласен, готика завораживает. Это мой любимый архитектурный стиль, хотя я сам предпочитаю не раннюю и даже не высокую, а пламенеющую готику. :)
За уточнения спасибо, изменения в текст внес. Увы, в христианской символике я разбираюсь довольно слабо. В прочих религиях, впрочем, и того хуже. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2008-05-18 07:39 pm (UTC)
Впечатляющий собор и особенно вход в него!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-19 02:12 am (UTC)
Да, как сейчас помню, я был тогда в полном восторге! :) Одно дело читать о соборе в учебнике истории, совсем другое - стараться впихнуть его фасад в поле зрения объектива. :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lastvolik
2008-05-19 06:19 am (UTC)
Невероятно красиво. Готика меня тоже завораживает. Кстати, надо будет узнать, что такое пламенеющая готика.
А из вредности и зависти скажу, что при Карле Лысом Священной Римской Империи в общепринятом понимании еще не существовало. Её основал Отто фон Великий)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-19 06:49 am (UTC)
Пламенеющей (gothique flamboyant) называют позднюю готику. Образность сравнения вызвана внешним сходством сложных форм ажурного орнамента с языками пламени. Сам этот термин, кстати, появился только в XIX веке, его ввел в обиход французский историк Ланглуа.

Относительно империи де юре возражение принимается, Оттон I ее основал, а не Шарлемань. :) Эх, сложно парой емких слов указать все владения Карла Лысого, а перечислять не хочу, ибо речь в альбоме идет совсем о другом. :)

Edited at 2008-05-19 07:45 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greatzanuda
2008-05-19 08:46 am (UTC)
Спасибо большое за фоторепортаж!
Мы как-то тоже выезжали из Парижа в Шартр на пригородном поезде.
Но почему-то тот визит получился скомканным - вбежали в собор, выбежали, побежали к реке, вернулись и как раз успели на поезд до Парижа:-)
Благодаря вам появилась возможность повторить визит в Шартр!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 04:07 am (UTC)
Мое знакомство с этим городом, увы, и вовсе уложилось в какие-то полтора часа... Кроме окрестностей собора я по сути ничего не не видел.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rusia_12c
2008-05-19 11:12 am (UTC)
Большинство статуй было вырезано из известняка примерно с 1210 по 1240 год. Каменные рельефы также украшают северный и южный фасады.

Вообще да, но немного некорректно получается, когда не поясняется, что статуи Королевского портала, между фотографиями которого помещен данный текст, изготовлены раньше, в XII в.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 05:25 am (UTC)
Слегка подправил логику. У меня при создании альбомы две подрисуночные надписи были перепутаны местами. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: baron_dogger
2008-05-19 01:06 pm (UTC)
Вы ошибочно называете элементы романского стиля ранней готикой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elenaleila
2008-05-19 02:29 pm (UTC)
Мне не кажется, ошибки нет. Чётко отделить нельзя. Или Вы имеете в виду какие-то конкретные "архитектурные элементы", а не элементы стиля?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: elenaleila
2008-05-19 02:37 pm (UTC)
Очень дельная фотография витражей в интерьере. Мало кому удаётся их так качественно снять.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 04:05 am (UTC)
Спасибо! :) Возможно, мне помогло то, что я не поленился таскать штатив. Правда, в соборе Парижской Богоматери он у меня тоже был, но устанавливать его служители не разрешили...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: osyotr
2008-05-19 04:20 pm (UTC)
Только вотъ среди четырехъ животныхъ вы назвали агнца вмѣсто льва.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 04:48 am (UTC)
Пардон, точно, слева внизу лев, а не агнец. Это, как я понимаю, апостол Марк.

Edited at 2008-05-20 05:21 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mongwu
2008-05-20 03:22 am (UTC)
Тот самый!

"- Что вы делаете? - обратился к мастерам незнакомец.
- Обтесываю камень, чтоб ему, - сказал первый.
- Не видишь, глину лопачу, - буркнул второй.
- Я строю Шартрский собор, - отозвался третий."

Впечатлил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-20 05:23 am (UTC)
Это, пожалуй, самый впечатляющий из всех соборов, которые мне довелось повидать. И дело не столько в красоте, сколько в монументальности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rarelena
2008-05-21 01:01 pm (UTC)
Спасибо! Очень красивые фотографии и рассказ увлекательный.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-05-21 11:37 pm (UTC)
И вам спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>