В общем, если кому-то попадется на глаза труд Джека Уайта «Рыцари света, рыцари тьмы» (в оригинале Jack Whyte «Knights of the black and white»), рекомендую обойти его восьмой дорогой. Художественная ценность тут аргумент десятый, может быть, кому-то понравятся тяжеловесные диалоги, скупое описание сцен и реальных событий, а также весьма занудное повествование. Сильнее всего мне резанула глаз крайне некачественная проработка исторической составляющей. Да, старик Дюма любил безжалостно перекраивать хроники в угоду сюжетной линии. Но здесь же имеют место быть банальные ошибки от неграмотности. По стилю же (как и по аудитории) Уайту до Дюма, скажем так, путь надлежит проделать очень неблизкий, причем едва ли имеются перспективы сию дорогу осилить.
Вкратце содержание на первый взгляд выглядит интригующе. Орден Воскрешения, основанный потомками тайной секты ессеев, бежавших когда-то из разрушенного римлянами Иерусалима, преследует одну цель – поведать миру о подлинном происхождении Иисуса Христа. Неопровержимые свидетельства их правоты уже тысячу лет хранятся в основании Храмовой горы в Иерусалиме, под развалинами храма Соломона. Чтобы до них добраться, магистр ордена Гуг де Пайен и славный рыцарь Стефан Сен-Клер вместе с отрядом единомышленников участвуют в Крестовом походе и, преодолевая многочисленные преграды, открывают завесу тайну. И все это только первая книга трилогии.
Я бросил сие чтиво после первой сотни страниц. Сначала меня насторожила образность мышления главного героя, сравнившего происходящее с ним в одной из сцен с попаданием в лапы инквизиции. Дело в том, что речь там идет о 1088 годе, а инквизиция, как широко известно, была учреждена папой Григорием IX только в 1231 году. Конечно, пытливый читатель может предположить, что герой мог знать о так называемой епископской инквизиции. Одна первое упоминание ее в письменных источниках относится только к 1139 году, о чем можно найти данные в декретах Второго Латернского собора. Впрочем, реально механизм епископской инквизиции заработал позднее – в начале XIII столетия в ходе Альбигойских войн (1209–1229 гг.).
Вторая деталь – прибытие в 1089 году дочери Стефана Сен-Клера Маргариты из Англии во Францию через порт Гавр. Это тоже было бы возможно лишь при использовании машины времени, так как указанный порт основали только в 1517 году, причем свое современное имя он получил еще позже.
В общем, побарахтавшись немного в книге Джека Уайта, я поспешил убрать ее подальше, жалея о потраченных впустую времени и деньгах. Грела меня лишь мысль о том, что я все-таки не стал счастливым обладателем всей указанной трилогии. Если же мне захочется почитать хорошую книжку с нетривиальными взглядами на происхождение Иисуса Христа, я лучше возьму с полки «Пелагею и красного петуха» Бориса Акунина. Что всем и рекомендую. :)
Journal information