?

Log in

No account? Create an account
День города. Памятник Якову Дьяченко - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

День города. Памятник Якову Дьяченко [May. 31st, 2008|04:15 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Продолжаю рассказ о дне 150-летия Хабаровска.

Найти место для машины ближе к набережной Амура после 16 часов оказалось малореальным. Удобные площадки напротив военного госпиталя на улице Серышева или у академии физической культуры на Амурском бульваре оказались не просто заняты, но еще и блокированы сотрудниками ГИБДД. Забиты оказались также параллельные набережной улицы и даже дворы. В итоге все же удалось найти место в «кармане» на Комсомольской улице чуть ниже Муравьева-Амурского. Дальнейшие передвижения осуществлялись уже исключительно пешком.


Тем же, кто рискнул сунуться на машине дальше, пришлось несладко. Толпа, плотно запрудившая тротуары, текла через проезжую часть, совершенно игнорируя сигналы светофора. Кое-где сотрудники ГИБДД пытались призывать людей к порядку («Граждане, правила дорожного движения и светофоры еще никто не отменял! Пропустите машины!»). Но в большинстве же случаев фигуры в синей форме оставались безучастны.
Когда уже после окончания авиашоу и парада кораблей я ехал домой, из-за сплошного вала пешеходов оказался полностью блокирован выезд с Комсомольской на Серышева. Постояв минут по десять–пятнадцать, машины просто кое-как разворачивались и уходили вниз, к бульвару. Их примеру пришлось последовать и мне.


Очередной целью моего любопытства был памятник Якову Дьяченко, установленный на пересечении улиц Шевченко и Арсеньева, напротив Краеведческого музея.
Остается только удивляться, почему такой памятник появился только в начале XXI века. Дело в том, что Яков Васильевич Дьяченко (1817–1871) является одним из, если можно так выразиться, отцов-основателей Хабаровска. Как я уже упоминал, сама идея поставить военный пост в стратегически важном месте у слияния Амура и Уссури принадлежала адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому (1813–1876). Приказ об этом отдал генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809–1881). Ну а непосредственным исполнителем стал капитан (впоследствии полковник) Яков Дьяченко, командовавший 13-м Сибирским линейным батальоном (с конца декабря 1858 года – 3-й Восточно-Сибирский линейный батальон), высадившимся у Амурского утеса 31 мая 1858 года.


Долгое время о Якове Дьяченко на карте города вобоще ничто не напоминало, лишь в 1983 году его имя дали расположенному недалеко набережной тихому переулку (до этого, как мне подсказали, он назывался Парковым). Но вот пару лет назад объявили о сборе денег на памятник, а в мае прошлого года в торжественной обстановке официально заложили камень на выбранной для установки монумента площадке. Всего на памятник горожанами было собрано немногим менее 1,9 миллиона рублей. Официально открытие монумента состоялось 30 мая – за день до 150-летия города.


Постамент с четырех сторон украшают металлические панно. На главной (западной) грани монумента показан сплав переселенцев со всем скарбом на плотах по реке.


Южную сторону украшает панно, изображающее высадку переселенцев на берегу Амура и встречу с местными народностями.


С востока укреплено панно, на котором вновь прибывшие жители военного поста Хабаровска строят первые дома будущего города.


На северной стороне изображено уже полное жизни селение, которому впоследствии суждено стать столицей всего Дальнего Востока.


К сожалению, фотографий Якова Дьяченко не сохранилось, поэтому в основу его статуи (как и статуи Ерофея Хабарова на Привокзальной площади) лег собирательный образ русских землепроходцев.
Статуя была изготовлена столичным скульптором Александром Руковишниковым (видимо, при участии сына). Ее высота составляет не то четыре, не то пять метров, а весит она 2,7 тонны. Постамент же был спроектирован известным хабаровским архитектором Александром Мамешиным (сыном Ефима Дмитриевича Мамешина, которого я неоднократно упоминал в альбоме, посвященном площади Ленина) при участии Мамешина А.А. (возможно, сына Александра Ефимовича) и Сергейчук С.В.
На мой взгляд, памятник получился весьма удачным, отнюдь не «для галочки».


Неподалеку у входа на стадион им. Ленина установили очередную сцену, где шел концерт. Из-за плотной толпы пробиться туда было сложно, но кое-что удавалось наблюдать сбоку, со склона холма парка им. Н.Н. Муравьева-Амурского, чем многие горожане и пользовались, вольготно расположившись на траве.


Видимо, какие-то танцы народов Приамурья.


За сценой артисты отдыхали, дожидаясь своей очереди выступать.


Очень понравился этот колоритный дедушка. :)

Ну а дальше я покажу два авиашоу: местного клуба и липецких «Соколов России».
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
From: (Anonymous)
2008-06-04 02:52 am (UTC)

Sasha

Первый раз на моей памяти про Дьяченко вспомнили в 1983 году, к 125-й годовщине города. По этому случаю переименовали переулок Парковый в переулок Капитана Дьяченко, на Утёсе установили памятную доску "на этом месте высадились..." (на самом деле на этом месте стояла опора ЛЭП, вдоль всей набережной была ЛЭП - от электростанции, в которой позже Студия Кинохроники находилась, а теперь, наверное, снесли это здание), и вместо Ленина (1983 год!) на постаменте от памятника Муравьёву-Амурскому установили Ладью (интересно, где она теперь?)

Да, а памятник, кажется, неплохой получился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 03:23 am (UTC)

Re: Sasha

Согласен, памятник симпатичный.
И спасибо за дополнения! Я и не знал, что переулок получил имя Дьяченко так поздно. А об установке ладьи знаю от непосредственного инициатора этого события. :) Правда, куда она в итоге делась, информации у меня нет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Re: Sasha - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: evergestis
2008-06-04 03:36 am (UTC)
1) Памятник симпатичный, жаль только -- образ собирательный. Неужели даже портрета не смогли найти -- офицер же, наверняка не из "простых". Вдруг у потомков остался -- где-нибудь в Париже?

2) Что за народы Приамурья -- кто там, кроме русских живет? Гольды, вроде, в Приморье...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 03:45 am (UTC)
1) Про парижские архивы ничего сказать не могу, однако начинал свою службу Дьяченко унтер-офицером, так что лапа у него за спиной была отнюдь не самая "мохнатая". :) Семья была дворянская (из Полтавской губернии), но не более того.

2) Малых народностей на Амуре хватает: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены... :) И это только среднее и нижнее течения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evergestis
2008-06-04 03:46 am (UTC)
Ничего себе (про народы)! Как в Дагестане :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Sasha - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2008-06-04 08:47 am (UTC)

Re: Sasha

Гольды — это другое название нанайцев. Точнее так: нанай, нани — самоназвание этого народа, гольды — устаревшее русское.
И если бы они не жили на Амуре, ниже Хабаровска по его течению не было бы Нанайского района с центром в селе Троицком.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: greatzanuda
2008-06-04 04:21 am (UTC)
Спасибо большое за репортажи!
Если бы не вы - я бы и забыл о 150-летии родного города...
Вы - наши глаза в Хабаровске!!!
Поправьте пожалуйста опечатки (глаз о них спотыкается):
"Приказ об этом отдан генерал-губернатор"
"не то четыре, но то пять метров"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 04:34 am (UTC)
Спасибо, поправил опечатки. К сожалению, не всегда получается сочетать работу и ведение LJ, часто отнимающее немало времени. Вот порою и спешу, делая в итоге ошибки. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transia
2008-06-04 06:39 am (UTC)
Поддерживаю, огромное спасибо за Ваши посты. По дому очень соскучилась и приятно лицезреть хотя бы фотки родного города))))))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 07:20 am (UTC)
:) Благодарю за отзыв! Хоть Хабаровском темы моих альбомов не ограничиваются, его фотографии появляются на страницах журнала регулярно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-06-04 07:44 am (UTC)
Хороший памятник, хоть и "собирательный". Вот таким трудягам-пионерам-первопроходцам и надо их ставить. И место мне очень понравилось, там очень кстати.
А первую доску Я.Дьяченко поставили в мою студенческую бытность на набережной, в 1983, внизу утёса (или очень вблизи его). Не знаю, осталась ли она сейчас.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 07:48 am (UTC)
Доска сохранилась. Только Дьяченко на ней не упоминается вообще, лишь солдаты 13-го батальона. Так что новый памятник объективно является первым, посвященным этому капитану.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-06-04 07:50 am (UTC)
Да? Видимо, я неточно помню - мне казалось, что он там упоминаем. Дома в архиве есть фотка, надо посмотреть, освежить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2008-06-04 10:04 am (UTC)
Спасибо за очередной репортаж. Не подскажете, куда делся памятник Невельскому из парка после реконструкции?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-06-04 11:04 am (UTC)
После того, как скульптуру повредили вандалы, Виктор Иванович пообещал восстановить памятник, скульптуру увезли - и все. Больше я об ничего не слышал.
(Reply) (Parent) (Thread)