Однако клуб ДОСААФ начал свою программу даже раньше срока: еще без двадцати минут пять над стадионом им. Ленина крутился спортивно-тренировочный самолет Як-52. Эта тихоходная (скорость горизонтального полета всего-навсего 285 км/ч), но маневренная машина выписывала кольца преимущественно в горизонтальной плоскости. Для зрелищности под плоскостью крыла укрепили что-то типа дымовой шашки.
Потом появился еще более тихоходный (не более 190 км/ч, а на практике обычно порядка полутора сотен километров в час) Ан-2, в обиходе часто называемый кукурузником (вообще-то это имя было им унаследовано от У-2). Такие неприхотливые рабочие лошадки, выпускавшиеся с конца 1940-х без малого полвека (правда, в СССР их производство было свернуто еще в 1960 году) до сих пор используются многочисленными аэроклубами, а кое-где по-прежнему выполняют и пассажирские рейсы. В частности, существует даже VIP-модификация, своего рода летающий лимузин. Впрочем, куда чаще Ан-2 стоят и ветшают на дальних стоянках аэродромов местных воздушных линий. Я уже как-то показывал такие грустные картины в альбоме по хабаровскому Малому аэропорту.
Стрекот «кукурузника» людям на набережной быстро наскучил, и к небу были прикованы взоры лишь немногих. Большинство находили развлечения на земле.
Хотя, может быть, запуск мыльных пузырей может считаться не самым приземленным досугом? :)
Но даже эта девочка забыла обо всем, когда над набережной раскрылось с десяток парашютов.
Вот полдюжины из них. Все за исключением одного спортсмена выбрали яркие цвета.
Парашютист с куполом, явно стилизованным под российский триколор, взорвал в небе что-то вроде сильной петарды.
На этом зрелищная часть выступления клуба ДОСААФ закончилась.
Спортсмены обошлись без воздушных кульбитов, тихо и спокойной приземлившись на площадку перед футбольным стадионом.
Напрасно собравшиеся ждали нового появления парашютистов. Исчезли и самолеты. Шоу завершилось буквально к 17:05. Сразу возник вполне логичный вопрос, зачем же было делать почти часовую паузу до следующего мероприятия. Хоть ответа на этот вопрос и не последовало, тема паузы получила неожиданное развитие.
Около половины шестого мужчина, находившийся на пляже недалеко от меня, позвонил своему другу, судя по разговору, проходящему службу в войсках ПВО. Из отдельных фраз стало ясно, что ПВОшникам еще утром дали знать, что авиашоу с участием Су-27 состоится не в 18, а в 19 часов. Я сначала не очень-то этому поверил, списав все на армейский юмор.
Однако время шло, солнце на набережной припекало. Некоторые потенциальные зрители стали разоблачаться совсем по-пляжному.
В назначенное время истребители не появились.
Как выяснилось позже, проведению авиашоу в 18:00 помешало расписание международных рейсов, выполняемых из Большого аэропорта. В итоге все сдвинулось на час. Однако организаторы не сочли нужным оповещать хабаровчан и гостей города об изменениях в программе (не говоря уже о безответственности, проявленной при подготовке расписания). Впрочем, точно так же не объявлялось о том, что не будет обещанной демонстрации ретро-автомобилей с 13 по 16 часов (собственно, я только из-за нее и выехал из дома задолго весьма рано, так как хотел пофотографировать автомобильные раритеты до начала авиашоу).
Единственное, о чем сообщили уже непосредственно 31 мая, так это о переносе фейерверка на один час назад. Но и то это было сделано уже тогда, когда большинство людей выключили телевизоры и пошли гулять. Все ориентировались на праздничные программы, загодя напечатанные во многих местных газетах и выложенные в Интернете. Впрочем, в России ли удивляться такому отношению к рядовым налогоплательщикам и вообще к гражданам?.. Зато мэр приехал на авиашоу вовремя, не томился лишний час под палящим солнцем, а сразу прибыл на отреставрированный к праздник Утес, куда кроме него и свиты больше никого не пустили.
Ругань в адрес городских властей над набережной в начале седьмого часа вечера висела плотным почти осязаемым пологом. Многие стали уходить, особенно семьи, пришедшие с детьми. Им на смену стали подходить совсем другие зрители. Несмотря на некий запрет на продажу алкогольных напитков, торговля пивом явно била ключом. Кто-то подходил с банками, бутылками или большими одноразовыми стаканами пива, а кто-то уже явно успел употребить свою дозу и был хорошо навеселе. Тут видна трогательная картина: полубезнадзорные дети играют пустыми пивными бутылками, бросая их в сток городской канализации.
Девочка обстоятельно подготовилась к встрече с самолетами. :)
К 19 часам на песчаной полоске пляже было не повернуться от обилия зрителей. Боюсь представить, что в это время творилось непосредственно на набережной.
В самом начале восьмого наконец-то раздался долгожданный многоголосный гул мощных реактивных двигателей, и с юга к стадиону устремилась шестерка истребителей Су-27.
Четкость и уверенность, с которыми пилоты выдерживали крошечную дистанцию между самолетами, вызывает уважение и восхищение. Это наверняка плоды многочасовых тренировок.
Конечно, маневрировали эти тяжелые истребители на довольно низких скоростях, видимо, в пределах 600 километров в час. Вообще же Су-27 способен в горизонтальном полете разгоняться до 2500 км/ч. Другой вопрос, что едва ли кому-то из зрителей пришелся бы по вкусу сверхзвуковой полет в непосредственной близости от них. :)
Су-27 – самолет весьма современный, на вооружение он поступил менее двух десятков лет назад.
Между тем проектирование перспективного истребителя четвертого поколения, конечным плодом которого стало появление Су-27, началось еще в 1969 году.
Здесь хорошо видно, что второй член экипажа ведет видеосъемку из кабины.
Плохо только, что большую часть полетов «Соколы России» выполняли в западной полусфере, то есть наблюдать их приходилось в основном в контровом свете, что не особенно комфортно не только для фотолюбителей. Понятно, что выступление над Амуром было продиктовано соображениями безопасности. Правда, в 2006 году для полетов выбрали военный аэродром в черте города, но тот район далеко не столь параден, как набережная.
Сначала, насколько я знаю, приглашали пилотажные группы «Стижи» и «Русские витязи», но что-то не сложилось. В итоге вместо них выступали военные летчики из Липецкого авиационного центра. Насколько я слышал, они же принимали участие в авиашоу на подмосковном салоне МАКС-2007.
Сначала программа отрабатывалась в Комсомольске-на-Амуре с аэродрома «Дзёмги», а днем 29 мая проводилась генеральная репетиция уже на месте над Амуром в районе Хабаровска.
Даже рейсовые речные теплоходы на время авиашоу легли в дрейф. Их палубы были усыпаны зрителями-пассажирами.
Шестерка самолетов готовится к эффектному трюку…
…вот они начали расходиться веером (кажется, это называется роспуском строя)…
…и очень быстро разлетелись в разные стороны, охватить всех их взглядом было уже невозможно. Центральный же самолет (бортовой номер 45) в строю начал вращение вокруг продольной оси.
Видимо, его экипаж является самым опытным. Большую часть шоу на себе вытянул именно этот борт. Как мне подсказали, пилотировал его лично генерал-майор Александр Харчевский – начальник 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России.
Из шести боевых машин четыре являлись «линейной» модификацией Су-27СМ, такие истребители стоят на вооружении отечественных ВВС. Два других самолета были учебно-боевыми Су-27УБ.
Именно на этих машинах в 1996 году летчики Липецкого центра посрамили американцев с их хвалеными F-15. Используя лишь минимальный форсаж и максимальную бесфорсажную тягу, Су-27УБ без труда висел на хвосте F-15D, двигатели которого постоянно работали на максимальном форсажном режиме. Во время другого условного воздушного боя эта же «сушка» легко ушла от F-15C и за полтора виража вышла ему в хвост.
Все-таки я в итоге не пожалел, что полдня таскал на боку сумку с тяжелым телевиком. :)
К сожалению, знаменитую «кобру» (ее еще называют иногда коброй Пугачова) я в этот день так и не увидел. А между тем это коронный трюк Су-27. Заключается он в том, что истребитель в полете, не меняя направление движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120 градусов, и некоторое время летит хвостом вперед.
Самое название этой фигуры высшего пилотажа придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолета с угрожающей стойкой кобры.
Зато был продемонстрирован «колокол» – что-то вроде стойки на хвосте, когда самолет буквально замирает в воздухе, проходя через нулевую скорость. Это тоже известная фигура пилотажа, по совместительству являющаяся противоракетным маневром.
Крутой вираж…
…и, видимо, кратковременный форсаж двигателей.
Красивый все-таки самолет!.. :)
Очень зрелищно выглядел отстрел тепловых ловушек.
Конечно, это еще один элемент защиты от ракет противника. Здесь самолет как бы падает хвостом вниз…
… а потом разворачивается носом.
Издалека кажется, что самолет сбит. Но на самом деле это военная хитрость. :)
Эффектно – ничего не скажешь.
Завершал программу групповой полет в четверке.
Подозреваю, что это была имитация воздушного боя.
Еще один красивый «веер».
Получасовое авиашоу подошло к концу.
Вот, собственно, и все. Да, было красиво, но признаться, я ожидал большего. Честно говоря, не уверен, что стал бы сидеть на пляже в общей сложности три часа, если бы знал о том, что программа выступления будет столь лаконичной. Показательные полеты в августе 2006 года мне запомнились более интересными. Особенно огорчило то, что не показали «визитную карточку» Су-27 – «кобру». Впрочем, все равно это был один из самых ярких и интересных пунктов программы празднования 150-летия Хабаровска. Возможно, впечатления были бы более позитивными, кабы не чехарда с расписанием.
Остался последний альбом о Дне города, в нем я расскажу о параде военных судов на Амуре. А потом прерву на время, возможно, многим поднадоевшую тему Хабаровска и сделаю несколько зарисовок о других городах и странах.
Journal information