dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

День города. Авиашоу

Когда я пришел на набережную Амура, людей там находилось хотя и много, но все равно куда меньше, чем можно было предположить. Видимо, далеко не всех заинтересовало авиашоу в исполнении местного клуба ДОСААФ. Согласно расписанию мероприятий празднования Дня города, начало приходилось на 17:00, затем через час должны были выступать гости – пилотажная группа «Соколы России» на истребителях Су-27СМ.


Однако клуб ДОСААФ начал свою программу даже раньше срока: еще без двадцати минут пять над стадионом им. Ленина крутился спортивно-тренировочный самолет Як-52. Эта тихоходная (скорость горизонтального полета всего-навсего 285 км/ч), но маневренная машина выписывала кольца преимущественно в горизонтальной плоскости. Для зрелищности под плоскостью крыла укрепили что-то типа дымовой шашки.


Потом появился еще более тихоходный (не более 190 км/ч, а на практике обычно порядка полутора сотен километров в час) Ан-2, в обиходе часто называемый кукурузником (вообще-то это имя было им унаследовано от У-2). Такие неприхотливые рабочие лошадки, выпускавшиеся с конца 1940-х без малого полвека (правда, в СССР их производство было свернуто еще в 1960 году) до сих пор используются многочисленными аэроклубами, а кое-где по-прежнему выполняют и пассажирские рейсы. В частности, существует даже VIP-модификация, своего рода летающий лимузин. Впрочем, куда чаще Ан-2 стоят и ветшают на дальних стоянках аэродромов местных воздушных линий. Я уже как-то показывал такие грустные картины в альбоме по хабаровскому Малому аэропорту.


Стрекот «кукурузника» людям на набережной быстро наскучил, и к небу были прикованы взоры лишь немногих. Большинство находили развлечения на земле.


Хотя, может быть, запуск мыльных пузырей может считаться не самым приземленным досугом? :)


Но даже эта девочка забыла обо всем, когда над набережной раскрылось с десяток парашютов.


Вот полдюжины из них. Все за исключением одного спортсмена выбрали яркие цвета.


Парашютист с куполом, явно стилизованным под российский триколор, взорвал в небе что-то вроде сильной петарды.


На этом зрелищная часть выступления клуба ДОСААФ закончилась.


Спортсмены обошлись без воздушных кульбитов, тихо и спокойной приземлившись на площадку перед футбольным стадионом.


Напрасно собравшиеся ждали нового появления парашютистов. Исчезли и самолеты. Шоу завершилось буквально к 17:05. Сразу возник вполне логичный вопрос, зачем же было делать почти часовую паузу до следующего мероприятия. Хоть ответа на этот вопрос и не последовало, тема паузы получила неожиданное развитие.


Около половины шестого мужчина, находившийся на пляже недалеко от меня, позвонил своему другу, судя по разговору, проходящему службу в войсках ПВО. Из отдельных фраз стало ясно, что ПВОшникам еще утром дали знать, что авиашоу с участием Су-27 состоится не в 18, а в 19 часов. Я сначала не очень-то этому поверил, списав все на армейский юмор.


Однако время шло, солнце на набережной припекало. Некоторые потенциальные зрители стали разоблачаться совсем по-пляжному.


В назначенное время истребители не появились.


Как выяснилось позже, проведению авиашоу в 18:00 помешало расписание международных рейсов, выполняемых из Большого аэропорта. В итоге все сдвинулось на час. Однако организаторы не сочли нужным оповещать хабаровчан и гостей города об изменениях в программе (не говоря уже о безответственности, проявленной при подготовке расписания). Впрочем, точно так же не объявлялось о том, что не будет обещанной демонстрации ретро-автомобилей с 13 по 16 часов (собственно, я только из-за нее и выехал из дома задолго весьма рано, так как хотел пофотографировать автомобильные раритеты до начала авиашоу).


Единственное, о чем сообщили уже непосредственно 31 мая, так это о переносе фейерверка на один час назад. Но и то это было сделано уже тогда, когда большинство людей выключили телевизоры и пошли гулять. Все ориентировались на праздничные программы, загодя напечатанные во многих местных газетах и выложенные в Интернете. Впрочем, в России ли удивляться такому отношению к рядовым налогоплательщикам и вообще к гражданам?.. Зато мэр приехал на авиашоу вовремя, не томился лишний час под палящим солнцем, а сразу прибыл на отреставрированный к праздник Утес, куда кроме него и свиты больше никого не пустили.


Ругань в адрес городских властей над набережной в начале седьмого часа вечера висела плотным почти осязаемым пологом. Многие стали уходить, особенно семьи, пришедшие с детьми. Им на смену стали подходить совсем другие зрители. Несмотря на некий запрет на продажу алкогольных напитков, торговля пивом явно била ключом. Кто-то подходил с банками, бутылками или большими одноразовыми стаканами пива, а кто-то уже явно успел употребить свою дозу и был хорошо навеселе. Тут видна трогательная картина: полубезнадзорные дети играют пустыми пивными бутылками, бросая их в сток городской канализации.


Девочка обстоятельно подготовилась к встрече с самолетами. :)


К 19 часам на песчаной полоске пляже было не повернуться от обилия зрителей. Боюсь представить, что в это время творилось непосредственно на набережной.


В самом начале восьмого наконец-то раздался долгожданный многоголосный гул мощных реактивных двигателей, и с юга к стадиону устремилась шестерка истребителей Су-27.


Четкость и уверенность, с которыми пилоты выдерживали крошечную дистанцию между самолетами, вызывает уважение и восхищение. Это наверняка плоды многочасовых тренировок.


Конечно, маневрировали эти тяжелые истребители на довольно низких скоростях, видимо, в пределах 600 километров в час. Вообще же Су-27 способен в горизонтальном полете разгоняться до 2500 км/ч. Другой вопрос, что едва ли кому-то из зрителей пришелся бы по вкусу сверхзвуковой полет в непосредственной близости от них. :)


Су-27 – самолет весьма современный, на вооружение он поступил менее двух десятков лет назад.


Между тем проектирование перспективного истребителя четвертого поколения, конечным плодом которого стало появление Су-27, началось еще в 1969 году.


Здесь хорошо видно, что второй член экипажа ведет видеосъемку из кабины.


Плохо только, что большую часть полетов «Соколы России» выполняли в западной полусфере, то есть наблюдать их приходилось в основном в контровом свете, что не особенно комфортно не только для фотолюбителей. Понятно, что выступление над Амуром было продиктовано соображениями безопасности. Правда, в 2006 году для полетов выбрали военный аэродром в черте города, но тот район далеко не столь параден, как набережная.


Сначала, насколько я знаю, приглашали пилотажные группы «Стижи» и «Русские витязи», но что-то не сложилось. В итоге вместо них выступали военные летчики из Липецкого авиационного центра. Насколько я слышал, они же принимали участие в авиашоу на подмосковном салоне МАКС-2007.


Сначала программа отрабатывалась в Комсомольске-на-Амуре с аэродрома «Дзёмги», а днем 29 мая проводилась генеральная репетиция уже на месте над Амуром в районе Хабаровска.


Даже рейсовые речные теплоходы на время авиашоу легли в дрейф. Их палубы были усыпаны зрителями-пассажирами.


Шестерка самолетов готовится к эффектному трюку…


…вот они начали расходиться веером (кажется, это называется роспуском строя)…


…и очень быстро разлетелись в разные стороны, охватить всех их взглядом было уже невозможно. Центральный же самолет (бортовой номер 45) в строю начал вращение вокруг продольной оси.


Видимо, его экипаж является самым опытным. Большую часть шоу на себе вытянул именно этот борт. Как мне подсказали, пилотировал его лично генерал-майор Александр Харчевский – начальник 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России.


Из шести боевых машин четыре являлись «линейной» модификацией Су-27СМ, такие истребители стоят на вооружении отечественных ВВС. Два других самолета были учебно-боевыми Су-27УБ.
Именно на этих машинах в 1996 году летчики Липецкого центра посрамили американцев с их хвалеными F-15. Используя лишь минимальный форсаж и максимальную бесфорсажную тягу, Су-27УБ без труда висел на хвосте F-15D, двигатели которого постоянно работали на максимальном форсажном режиме. Во время другого условного воздушного боя эта же «сушка» легко ушла от F-15C и за полтора виража вышла ему в хвост.


Все-таки я в итоге не пожалел, что полдня таскал на боку сумку с тяжелым телевиком. :)


К сожалению, знаменитую «кобру» (ее еще называют иногда коброй Пугачова) я в этот день так и не увидел. А между тем это коронный трюк Су-27. Заключается он в том, что истребитель в полете, не меняя направление движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120 градусов, и некоторое время летит хвостом вперед.


Самое название этой фигуры высшего пилотажа придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолета с угрожающей стойкой кобры.


Зато был продемонстрирован «колокол» – что-то вроде стойки на хвосте, когда самолет буквально замирает в воздухе, проходя через нулевую скорость. Это тоже известная фигура пилотажа, по совместительству являющаяся противоракетным маневром.


Крутой вираж…


…и, видимо, кратковременный форсаж двигателей.


Красивый все-таки самолет!.. :)


Очень зрелищно выглядел отстрел тепловых ловушек.


Конечно, это еще один элемент защиты от ракет противника. Здесь самолет как бы падает хвостом вниз…


… а потом разворачивается носом.


Издалека кажется, что самолет сбит. Но на самом деле это военная хитрость. :)


Эффектно – ничего не скажешь.


Завершал программу групповой полет в четверке.




Подозреваю, что это была имитация воздушного боя.


Еще один красивый «веер».




Получасовое авиашоу подошло к концу.


Вот, собственно, и все. Да, было красиво, но признаться, я ожидал большего. Честно говоря, не уверен, что стал бы сидеть на пляже в общей сложности три часа, если бы знал о том, что программа выступления будет столь лаконичной. Показательные полеты в августе 2006 года мне запомнились более интересными. Особенно огорчило то, что не показали «визитную карточку» Су-27 – «кобру». Впрочем, все равно это был один из самых ярких и интересных пунктов программы празднования 150-летия Хабаровска. Возможно, впечатления были бы более позитивными, кабы не чехарда с расписанием.

Остался последний альбом о Дне города, в нем я расскажу о параде военных судов на Амуре. А потом прерву на время, возможно, многим поднадоевшую тему Хабаровска и сделаю несколько зарисовок о других городах и странах.
Tags: Дальний Восток, Хабаровск, авиа
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →