Попасть туда легко, выйдя на одноименной станции зеленой ветки метро, в подземных переходах следуя указателям «Музей-заповедник Коломенское», а затем пройдя несколько сотен метров по нечетной стороне проспекта Андропова на юг.
Перед входом на фотографии можно видеть школьную экскурсию, где детям рассказывают об истории этого места музейные сотрудники в хорошо стилизованных под старину костюмах. На мой взгляд, практика очень позитивная, так проще привить подрастающему поколению любовь к истории. Прием это, конечно, не новый. В частности, я наблюдал подобный подход в лондонском Тауэре, а в музее «Витославлицы» под Великом Новгородом, музейные сотрудники вообще стараются имитировать видимость жизни русской деревни.
Надо сказать, что в довольно-таки холодное по московским меркам февральское утро людей в Коломенском было немного. За исключением пары–тройки школьных экскурсий я встретил не более десятка праздно гуляющих, подобных мне самому.
На этом плакате рассказывается о том, что ранее тут находилась юго-западная часть комплекса Государева двора.
Надпись на табличке гласит, что тут пекли хлеб и другие мучные изделия для государева обихода и раздачи придворным. Здесь работали хлебники, калачники и пирожные мастера.
Выглядит все это настоящими коломенскими Помпеями!
Археологические изыскания на территории Хлебенного и Кормового дворов были поведены в 1999–2002 годах. В ходе работ нашли свыше четырехсот артефактов XVII–XVIII веков и удалось восстановить оригинальную планировку XVII столетия.
Дело в том, что в 1923 году в Коломенском был основан музей, куда со временем стали перевозить даже весьма монументальные сооружения из разных уголков страны. Столб-часовня, ранее известный как Межевой столб, был доставлен в музей в 1980 году. Последний раз его реставрировали в 2005 году и, как видно, для сохранности заботливо установили над ним крышу для защиты от осадков.
В тот день я решил пройти не канонической главной аллеей, а западнее ее. Эта дорожка идет по сути там, где в прошлом находился царский дворец.
Первым в Коломенском построили обширный деревянный дворец Алексея Михайловича. Царь любил это место и ежегодно в течение тридцати лет приезжал сюда на летний отдых. Постепенно к концу его правления усадьба превратилась в парадную загородную резиденцию.
Перенос столицы в Санкт-Петербург означал для Коломенского временное забвение. Деревянный дворец ветшал и в XVIII веке был разобран, так как стал просто небезопасен.
Если верить преданию, село было основано в XIII веке жителями города Коломна, бежавшими от ордынского хана Батыя (р. 1205 – 1255). Первое письменное упоминание Коломенского относится к 1336 году, это селение фигурирует в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты (р. 1288–1340). Уже тогда это была вотчина великих князей Московских и их летняя резиденция.
К объектам, изображенным на снимке, я лучше вернусь позднее, когда смогу их показаться в более выгодных ракурсах. Скажу лишь, что это Садовые ворота XIX века и домик Петра I. И хотя последний был также привезен издалека, сам первый российский император нередко жил в Коломенском. В частности, недалеко отсюда, на Кожуховском поле, он устраивал свои известные так называемые потешные бои.
Здесь было уже совсем безлюдно, и я некоторое время бродил тут по аллеям, наслаждаясь полным одиночеством и покоем.
Церковь в Дьяково считается предшественницей Покровского собора на рву (более известного как храм Василия Блаженного) на Красной площади, наметившей переход от столбообразных храмов с шатровыми главами к новым формам. Тем не менее вокруг датировки строительства этой церкви не утихают многочисленные споры ученых; называются разные года от конца 1520-х и до 1570-х. Понятно, что если верить более поздним датам, то храм в Дьяково никак не мог являться переходной архитектурной формой к Покровскому собору. Впрочем, официально принято расплывчато указывать на середину XVI века.
Кстати, где-то тут, у подножья Дьяковского холма не так давно археологами были найдены остатки древнерусской деревни XI–XII веков.
Возведена церковь была 1529–1532 годах предположительно итальянским архитектором Петроком Малым. Возможно, строительство храма было осуществлено в ознаменование рождения наследника царского престола – будущего Иоанна IV Грозного (р. 1530–1584, прав. 1547–1584).
Церковь Вознесения выполнена в виде центрического храма-башни, ее высота составляет 62 метра, а в плане она представляет собою равноконечный крест. На основной крестообразный объем поставлен восьмигранник, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле. Тем не менее общий облик церкви сочетает в себе готические элементы (как столпообразность храма, так и декор) с ренессансными. В частности, углы на фасадах оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения, в то время как между ренессансными пилястрами выполнены остроконечные готические вимперги. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.
До 1990-х годов церковь Вознесения Господня в Коломенском было принято считать первым каменным шатровым храмом на Руси, однако в итоге выяснилось, что эта честь принадлежит церкви Троицы в Александровской слободе, построенной более чем десятью годами ранее.
Вдали, на правом берегу реки, подобно белым скалам, возвышаются однообразные жилые башни района Нагатино.
В 1606 году Коломенское служило ставкой предводителя повстанческой армии (ее часто в советской истории называли крестьянской, хотя это не вполне так) Ивана Болотникова, а четырьмя годами позже – и царя-самозванца Лжедмитрия II, известного также как Тушинский вор.
К слову, в 1994 году церковь Вознесения в Коломенском была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время по договору с Патриархией храм находится в общем пользовании музея и патриаршего подворья.
Справа виднеется Георгиевская колокольня.
Первоначальный облик колокольне вернул в 1929 году создатель музея в Коломенском архитектор П.Д. Барановский. Последний раз башня реставрировалась в 2004 году.
В 1675 году мастер Богдан Пучин установил на башне насос, поднимающий воду в резервуары, откуда она разводилась по трубам. До сих пор в восточном крыле здания сохранился белокаменный сводчатый бассейн с колодцами и двумя трубами, отходящими в сторону церкви Вознесения и села Дьяково.
Долгое время башня являлась проездной, она служила воротами в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. Последняя реставрация ее проводилась в 2007 году.
В 2004–2006 годах в ходе научной реставрации была выявлена сложная калориферная система отопления храма XIX века.
Большая часть зданий Сытного двора была отреставрирована и воссоздана в 2007 году.
Слева находится Челобитный столбик. Изначально он был установлен у главного фасада царского дворца. В XVII веке его использовали для передачи челобитных грамот лично царю. Позднее на столбике был укреплен мраморный циферблат солнечных часов.
В музей домик доставили в 1934 году.
В 1666–1671 годах деревянный храм заменили каменным. Церковь имеет два предела: Святых Аверкия Иеропольского и Дмитрия Солунского. В XVII веке это была домовая церковь царского дворца. В настоящее время храм является действующим.
Как мне подсказали, сейчас недалеко от станции метро «Каширская» ведется «воссоздание» этого дворца. Правда, из железобетона и совсем не факт, что более или менее исторически достоверно.
Journal information