По воде от речного вокзала на отнюдь не скоростном теплоходе до ближайшего китайского города – Фуюаня – идти немногим более часа (обратный путь вниз по течению отнимает еще меньше времени). Собственно, другого вида транспорта тут нет в свете отсутствия железнодорожного и автомобильного мостов на китайскую территорию. Впрочем, сейчас таковым уже можно считать понтонный мост, ведущий в районе поселка Бычиха на упомянутый выше Большой Уссурийский остров. Но так или иначе, а на «китайский берег» по суше можно попасть либо южнее – в Приморье, либо западнее – в Читинской области.
А из Хабаровска путь в Фуюань начинается отсюда – от одного из дебаркадеров речного вокзала.
Хотя смотреть в Фуюане совершенно нечего, потоки хабаровских «туристов» туда сравнительно велики. Кавычки я использовал неслучайно: основная масса едут в этот города ради шопинга, реже – с целью просто сменить обстановку на выходные дни, благо алкоголь, рестораны и дискотеки в Поднебесной обходятся в разы дешевле, чем в родных пенатах. Поскольку в приграничных районах действует безвизовый режим, можно просто купить путевку в Китай (насколько я знаю, отдельно сами билеты на теплоход не продаются – требуется приобрести полный пакет услуг) хотя бы в одном из многочисленных киосков около речного вокзала. Двухдневная поездка с гостиницей и питанием обходится в 4,5 тыс. рублей, стоимость однодневной не помню.
Еще есть такой интересный вариант, как съездить «кирпичом». Идея тут проста: коль за один раз беспошлинно можно провести с собою только 35 килограммов багажа, уцелевшие с 90-х годов «челноки» (чаще всего владельцы торговых палаток на рынках Хабаровска) привлекают помощников. Последним дозволяется провести для себя только три килограмма, остальное составляют вещи, купленные «челноком». «Кирпичу» при этом компенсируется стоимость путевки. Если я не ошибаюсь, раньше поездка в Фуюань на один день в таком случае обходилась бесплатно, а сейчас, кажется, «кирпич» платит полторы тысячи за два дня.
По выходным дням в Китай отправляются целые вереницы теплоходов. Неудобство подобной консолидации налицо: иногда пассажиры, имевшие несчастье оказаться на последней «посудине», ждут своей очереди на прохождение таможенного досмотра по нескольку часов.
Правда, сам я обо всем этом знаю лишь понаслышке, ибо в приграничном Китае никогда не бывал и не питаю никакого желания там побывать. Мои собственные фотографии заканчиваются на втором снимке, далее идут кадры, сделанные моими родственниками, недавно побывавшими в Фуюане. Собственно, и мой рассказ является пересказом их впечатлений.
Фуюань – очень молодой город, хотя я и нашел его на карте боевых действий заключительного этапа Второй мировой войны. Судя по всему, суда Краснознаменной Амурской флотилии высадили там десант, с ходу выбивший японский гарнизон.
По словам бывших военнослужащих, заходивших в те воды на своих катерах, вплоть до 90-х годов прошлого века Фуюань выглядел нищей деревней, изрядную долю строений в которой составляли чуть ли не мазанки, а крестьяне на берегу обрабатывали землю мотыгами. Не берусь комментировать эти утверждения, но так или иначе, а импульс интенсивного экономического развития этот город получил именно благодаря русским туристам. За последние годы на берегу выросли современного вида дома, а строительство новых при этом не останавливается даже ночью.
Набережной у Фуюаня тем не менее нет. Вообще эстетическая составляющая, насколько я могу судить по фотографиям, в этом городе явно не считается первостепенной. Сквозь то, что издалека выглядит вполне презентабельным, при более внимательном взгляде проступает китайский менталитет во всей его красе. Дома строят яркие, чаще всего аляповатые, но при этом все делается небрежно, вниманием к мелочам строители себя не утруждают.
Данных о численности населения Фуюаня у меня нет, но подозреваю, что оно очень невелико и едва ли превышает двадцать тысяч человек. Площадь города также мала, родственники сравнивали ее с хабаровской Выборгской – большим вещевым рынком, называемым также сочным словом «барахолка». Но все же спутниковые снимки дают понять, что Фуюань не такой крохотный, каким может показаться на первый взгляд.
Один из главных ориентиров, почти обязательно присутствующий на примитивных картах-схемах многочисленных рекламных проспектов, – старая гостиница, возведенная во второй половине 1990-х годов. Старой она называется потому, что недавно рядом была построена еще одна. Таким образом нетрудно заключить, что всего в Фуюане две гостиницы, причем обе они ориентированы исключительно на русских туристов. Отличия в номерном фонде сравнительно невелики, но все же второй корпус более комфортен: номера там преимущественно двухместные, а ванные комнаты оборудованы нормальными душевыми кабинками. В старой же гостинице больше трехместных комнат, а душевые кабинки и ванны отсутствуют как буржуазные излишества: мыться предполагается прямо стоя на полу, вода же уходит в сливное отверстие в углу помещения.
Вид из окна гостиничного номера. Самая главная достопримечательность Фуюаня – рынок – находится левее. На переднем плане можно наблюдать так называемые камеры хранения. Свой багаж туристы сдают сюда, а на речной вокзал едут в автобусах (поездка занимает две–три минуты) налегке. Вещи же служащие везут сразу на борт теплохода. Как ни странно, о воровстве на этом этапе мне слышать не доводилось. Видимо, китайцы тут стараются держать марку и не отпугивать «челноков». Если подумать логически, то удивляться не приходится: город живет в основном за счет потока русских туристов, а тот и без того за последние годы снижается.
Чуть было не написал «типичная улица», но вовремя сообразил, что это не так. Дело в том, что улиц в Фуюане только три, причем цивилизованными выглядят лишь две пересекающиеся. Все прочее – неряшливые переулки, где ютится местное население. Живут здесь в основном совсем небогато, потому и конкуренция в «окучивании» приезжих очень велика.
Жаль, у меня нет «живых» фотографий уличных сцен, поэтому придется в большей степени полагаться на силу слова.
Самое негативное впечатление от Фуюаня складывается из-за крайне навязчивого сервиса. Стоит туристу выйти из здания речного вокзала, как он немедленно становится жертвой собравшейся у дверей толпы китайцев, которые принимаются тянуть беднягу одновременно в разные стороны: «Подруга, шторы!», «Руски друг, пошли за телевизор!», «Мамочка, что хочешь купить? Все покажу, где дешево-дешево!» и так далее и тому подобное. При этом несчастного хватают за руки, за одежду – лишь бы не упустить свой заработок. Но грубить этим приставалам не стоит даже на русском языке – могут даже побить, ибо весь спектр ругательств на великом и могучем местные жители давно уже изучили.
На туристах изо всех сил пытаются паразитировать многочисленные «помогайки» – китайцы из числа хорошо знающих русский язык (нередко это в прошлом продавцы с упомянутой хабаровской барахолки, оказавшиеся не у дел после запрета на торговлю иностранным гражданам), предлагающие услуги гидов-посредников. Только вот куда бы с ними не пришел доверчивый простак, цены там всегда окажутся куда выше, чем в соседнем лотке или магазинчике. Если туда, конечно, наведаться самостоятельно, без «помогайки». Впрочем, русские, направляющиеся в подобные туры, – народ уже тертый, мало кто клюют на такого рода уловки. Кстати, «помогайки» могут обнаглеть до того, что потребуют деньги за свои услуги в случае, если «клиент» ничего не купил в тех магазинах, куда его отвели. Стандартная такса – сто рублей. В таких случаях помогает спокойное напоминание, что подарки делать никто не обещал. А еще лучше держаться от «помогаек» подальше с самого начала. Впрочем, они в любом случае будут приставать на улицах и в торговых центрах практически все время… Но помощь их и в самом деле не нужна, так как здесь все без исключения продавцы знают русский язык в необходимых для торговли пределах.
Я не случайно упомянул рубли. Дело в том, что в пограничном Фуюане большая часть цен указана для удобства туристов именно в российской валюте. Конечно, всегда можно расплатиться юанями, да и курс обмена почти везде реальный. Зато доллары там не в ходу, в подавляющем большинстве случаев торговцы их принимать откажутся.
Фиксированных цен тут нет в принципе, даже в магазинах уровня выше среднего (в так называемых бутиках). Везде открывается широкий простор деятельности для любителей поторговаться. Если же всюду платить с запроса, то легко остаться в дураках, переплачивая настолько, что дешевле было бы купить эти же вещи в Хабаровске.
К слову, в Фуюане не только валюта русская, но и время. Весь город по сути живет не по пекинскому времени, как вся страна, а по Хабаровску.
После дальневосточной столицы улицы кажутся фантастически грязными. Хотя уборщики в Китае работают неплохо, мусор скапливается еще быстрее.
Автотранспорта в Фуюане сравнительно немного, так как город мал, и ездить там особенно некуда – расстояния не те. Большая часть машин – грузовые работяги всех сортов.
Порою встречаются совсем уж экзотические колымаги вроде грузовых велосипедов.
Впрочем, имеется и своя служба такси, но ею пользуются редко, несмотря на дешевизну услуг.
Стоит обратить внимание на вывеску «Евросеть» на заднем плане. Она означает только то, что в магазине продаются сотовые телефоны. Но вообще китайцы – известные любители пообезъянничать в плане торговых марок. :)
Как ни странно, в России уличную плитку китайские рабочие укладывают куда качественнее, чем на улицах своих провинциальных городков. Здесь вполне допускаются перекосы и весьма большие зазоры, а облагораживать стыки и швы и вовсе не принято.
Ближе к реке вовсю ведутся строительные работы.
Видимо, это здание только-только сдали. В таких домах верхние этажи обычно тоже являются торговыми.
Делать покупки лучше не на рынке, а в магазинах и торговых центрах. На рынке же хоть и дешевле, но качество товаров там откровенно крайне низкое. Но все же, если верить отзывам, ассортимент в Фуюане намного уступает тому многообразию, что предлагают русским туристам два самых знаменитых приграничных торговых города провинции Хейлунцзян – Суньфейхэ, куда ездят из Приморья, и Хейхэ, расположенный на Амуре прямо напротив Благовещенска.
Если верить имеющейся не вполне официальной информации, Фуюаню никогда не достичь уровня упомянутых городов; более того, его, вероятно, ожидает упадок. Судя по ряду заявлений, власти КНР собирались строить новый город еще ближе к Хабаровску – в недавно отторгнутой у России западной части Большого Уссурийского острова. Вроде бы предполагается строительство не только автомобильного моста, но и железной дороги, соединяющейся с ДВЖД опять-таки близ дальневосточной столицы.
Несколько менее аляпистое, чем торговые центры, здание Аграрного банка КНР.
Вот, собственно, мы и посмотрели большую часть центра Фуюаня. Достопримечательностей тут нет совершенно. Жаждущим культурного просвещения, правда, предлагают экскурсию в буддистский храм, на деле оказывающийся просто сарайчиком. Стоит это удовольствие сто рублей, а если доплатить еще две сотни, то из «храма» повезут в ресторан, где накормят шашлыком и нальют китайской водки (говорят, редкая гадость).
Магазины – это отдельная песня. Можно получить немало эстетического удовольствия, просто читая вывески и надписи на витринах. Ох, не хотел бы я одеяло, из которого может сыпаться шелкопряд!.. :)
Вообще же мне многие знакомые говорили, что в магазинах Хабаровска под видом товаров европейского или в крайнем случае корейского происхождения с важным видом продают купленное на рынке или в бутиках Фуюаня. Особенно забавно сравнивать ассортимент обувных магазинов и салонов штор. На деле «эксклюзивная Италия» может оказаться заамурской «Киталией». Цены же при этом, ясное дело, превышают европейские.
«Итальянский кенгуру», вероятно, один из специализированных поставщиков упомянутых хабаровских торговых точек. :)
Товары для детей в Китае вообще лучше не покупать, по крайней мере тем, кто заботится о своих чадах.
Вообще тут надо держать ухо востро, ибо китайские торговцы здесь руководствуются старым московским принципом, описанным еще Гиляровским, – «Не обманешь – не продашь». В частности, мерзкую синтетику тут любят выдавать за лен. В килограмме товаров, продаваемых на развес (конфеты, фрукты, орехи), дай бог чтобы оказалось шестьсот граммов. Чтобы хоть как-то убедить продавца умерить свой аппетит, нужно настойчиво требовать взвесить тот же пакетик на других весах. Конечно, тысячи граммов в килограмме все равно не добиться.
Интересно, с какой целью продавались на улице эти черепашки. Хочется верить, что как домашние животные, а не в качестве еды. Но тут надо учесть, что таможня запрещает привозить из Китая даже цветы и сельскохозяйственную продукцию, не говоря уже о какой-либо живности.
Граница центра Фуюаня. Тут и день, и ночь идет строительство. Некоторые мои соотечественники говорят, мол, строятся китайцы на наши деньги. Не соглашусь. Китайцы заработали и привлекли эти средства там, где не смогли или не захотели заработать русские. И речь тут идет не столько об отечественных предпринимателях, и без того часто работающих в весьма непростых рамках, сколько о государстве, поддерживающем на внутреннем рынке поразительно высокие цены на промышленные товары и продовольствие посредством налогов, пошлин и коррупционных поборов.
Здесь заканчивается «благородный» центр для туристов (на заднем плане) и начинаются переулки, где, собственно, и живет население Фуюаня.
Китайские фрукты, конечно, не сравнить с плодами Таиланда, но по крайней мере они тут свежее, чем в супермаркетах Хабаровска и, уж конечно, гораздо дешевле. К примеру, эта корзинка ранней клубники стоит сто рублей. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что на дне расположилась картонная пирамидка, съедающая немалую часть объема корзинки, а крупные красивые ягоды выложены только сверху. Те же, что снизу, далеко не столь презентабельны.
Хотя в стоимость путевок, как я уже говорил, входит питание, лучше им пренебречь, а завтракать, обедать и ужинать самостоятельно в городских ресторанчиках – так оно будет и вкуснее, и полезнее для здоровья. Не секрет, что и в России входящий в стоимость проживания завтрак нередко готовят из того, что не было съедено в гостиничном ресторане в предыдущий день. В Китае же ситуация похлеще.
Блюдо жареных кабачков с мясом и сладким перцем в ресторане «У Сони». Хотя в центральной части Фуюаня готовят обычно кушанья, адаптированные к вкусам русских туристов, порционных блюд тут мало. По китайской традиции, на стол обычно подают блюда, рассчитанные сразу на нескольких человек.
Кисло-сладкая свинина с ананасами и морковью.
Обед из трех блюд на троих обошелся где-то в триста с небольшим рублей. По меркам провинциального Китая – страшная дороговизна. За пределами центра города полно забегаловок, где можно поесть и на три-пять юаней (12–17 рублей). Правда, там по-русски уже не говорят, да и санитарные условия способны ужаснуть непривычного туриста.
Прямо в здании речного вокзала девушка готовит торты. Стоят они сущие копейки (25–50 рублей), но состоят, похоже, преимущественно из воздуха. Зато выглядят красиво. По крайней мере сначала. :)
Ну а на десерт несколько образцов китайских рекламных проспектов.
Почему-то в Фуюане среди туристических заведений общепита популярно название «Сковородка», хотя китайцы определенно не понимают под ним синоним слова «ресторан». Справа внизу можно видеть типичную схему проезда, где фигурируют основные ориентиры – рынок и торговые центры.
Советую также здесь и далее вчитываться в текст. Не могу понять, почему бы китайцам не пытаться освоить все премудрости нашего языка своими силами, а воспользоваться аутсорингом и хоть разок привлечь русского корректора.
Имена у местных китайцев, разумеется, сплошь родные и знакомые. Здесь же можно почерпнуть лишнее подтверждение той версии, что симпатичных черепашек продавали на улице именно для гурманов.
Обещание твердой государственной цены и самых низких расценок лучше встречать с большой долей здорового скептицизма. Зато не может не радовать имя Эдик.
Очень рекомендую вчитаться в адресный план – затраченные усилия того стоят. Тут явно презрели даже словарь и писали в меру своего разумения в переложении с устной речи.
Смешит также обещание 10-процентной скидки, парадоксальное для магазина без фиксированных цен. Более вероятен сценарий, когда простачку, явившемуся с этой весточкой, заломят двойную накрутку, чтобы поделиться частью прибыли с упомянутым в визитке китайцем Витей.
Никому татуаж глаз не нужен? В Фуюане с этим, видимо, проблем нет.
А вот о бытовой технике идет добрая молва. Конечно, там не стоит покупать изделия под лэйблами Sony или даже LG, они будут отличаться только наклейкой. А вот местную марку Haier китайские умельцы подделывать не рискуют, поэтому шанс купить качественную технику имеется. Если устройство все же выйдет из строя, его без лишних разговоров заменят, стоит только вернуться с ним в магазин. Конечно, кондиционер или стиральную машинку так возвращать хлопотно, а вот в случае плазменного или ЖК-телевизора овчинка выделки стоит, так как экономия получается очень большой: цены на топовые модели в магазинах Хабаровска выше раза так в два с половиной.
Разнообразия и солидности ради некоторые китайцы обзаводятся еще и отчеством. Стоит обратить внимание и на наличие у магазина сайта.
А это «привет из Японии». В Фуюане легко можно купить зонтик-автомат известной японской фирмы «Три слона» всего за 200 рублей. Что интересно, к нему даже будет прилагаться такая вот трогательная бумажка с автографом президента упомянутой компании. Я всерьез задумался, а не этого же северокитайского производства был мой предыдущий зонтик «Три слона», подозрительно рано сломавшийся. Куплен он был мною в одном из претенциозных магазинов Хабаровска, правда, за значительно большую сумму.
Подводя итог, хочу сказать: я рад тому, что не бывал в Фуюане. Это не тот Китай, с которым стоит знакомиться и уж тем более не тот, по которому стоит составлять свое впечатление об этой стране (многие почему-то так поступают). Чем дальше от границы, где реноме обоих народов успели изрядно подпортить «челноки» и торговцы, тем лучше отношение к русским. Знакомиться с северо-восточным Китаем стоит в Харбине (о котором я уже давно собираюсь рассказать), но уж ни в коем случае не в Фуюане. Тогда и впечатления будут совсем другими, поверьте.
Journal information