?

Log in

No account? Create an account
Комсомольский уикенд - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Комсомольский уикенд [Sep. 6th, 2008|06:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

…таковой он у меня выпал на прошлой неделе не в том смысле, что довелось общаться с комсомольцами, а в том, что по ряду причин пришлось съездить во второй по величине город Хабаровского края (и третий по величине на Дальнем Востоке)– Комсомольск-на-Амуре.


Чтобы без особой спешки попасть в пункт назначения еще до обеда, пришлось встать в пять утра и встретить рассвет уже в дороге.


Я как-то уже рассказывал про саму 400-километровую трассу Хабаровск–Комсомольск, поэтому больше внимания уделю не ей самой, а тем объектам, что в прошлый раз остались вне поля моего зрения.


Например, незадолго до села Анастасьевка можно увидеть сначала знак «Прочие опасности» (восклицательный знак на белом фоне в красном треугольнике), а потом – странные ограждения по обеим сторонам дороги. Это танковый переезд, ведущий к расположенному неподалеку полигону, куда я уже давно собираюсь выбраться.


Этим военные объекты на трассе не исчерпываются. К примеру, около девяностого километра дорога внезапно расширяется и на протяжении нескольких тысяч метров становится прямой, как стрела: ни поворотов, ни подъемов или спусков. При этом исчезают километровые столбы и даже деревья по обочинам срублены на добрый десяток метров от края дороги. Кроме того, в нескольких местах сторону от трассы уводят менее широкие асфальтированные дорожки. И даже беглый взгляд на покрытие невольно вызывает ощущение, что оно способно выдержать куда более значительную нагрузку, чем большегрузная фура.
Не буду долго выдерживать интригу – здесь дорога в случае необходимости может заменить взлетно-посадочную полосу для военных самолетов, включая даже бомбардировщики. Трюк в общем-то общепринятый, насколько я знаю, это отнюдь не эксклюзивное отечественное изобретение. В условиях современной войны, когда в первую очередь будут стараться подавить авиацию, в том числе и воздействием на авиабазы и аэропорты, неплохо иметь такого рода полосы-дублеры. Уходящие в сторону леса дорожки, конечно, являются рулежками, ведущими к скрытым за деревьями местами для стоянки самолетов.


Более мирные объекты – пункты по продаже меда – встречаются куда чаще.


Обычно пасечники предлагают свою продукцию прямо возле расположенных близ дороги многочисленных ульев. Все они без исключения почему-то выкрашены в яркие цвета. Интересно, это имеет какое-то рациональное объяснение с точки зрения пчеловодства?
Кстати, местные жители вдоль трассы продают не только мед: еще и копченую рыбу, овощи, фрукты и том подобные плоды своего труда. Учитывая очень невысокий уровень жизни в дальневосточных деревнях, думаю, дорога в буквальном смысле этого слова дает хлеб немалому числу людей.


В этом году осадков было сравнительно немного, зима также оказалась практически бесснежной. Возможно, именно с перечисленными явлениями связано отступление озера Гасси от своих обычных берегов.


А вообще дыхание осени по дороге ощущалось очень сильно. Порою ландшафты буквально производили впечатление марсианских.


Конечно, я не мог обойти внимание стелу, установленную на месте встречи дорожно-строительных бригад, двигавшихся навстречу друг другу из Хабаровска и Комсомольска при сооружении трассы. Стоит, однако, отметить, что в расстановке снимков я не везде придерживаюсь строгой хронологии, так как объединил в рамках одного рассказа фотографии, сделанные по дороге в субботу и на обратном пути в воскресенье.


Населенные пункты на самой трассе встречаются редко, обычно в их сторону уводят отдельные дороги. Все это весьма позитивно отражается на режиме движения: трудно ползти на сорока километрах в час (а в некоторых поселках встречаются такие ограничения), привыкнув за несколько часов к куда более высокой скорости.


На очень многих домах, включая деревянные развалюхи, можно видеть спутниковые телевизионные антенны: для целого ряда поселков и деревень это единственный способ не быть оторванным от мира.


Оказывается, если следовать знакам и общим ограничениям скорости движения по дорогам вне населенные пунктов, на путь от границы Хабаровска до въезда в Комсомольск уходит чуть более пяти часов чистого времени.


Конечно, большая часть машин откровенно нарушает, двигаясь по трассе со скоростью далеко за сотню, а то и за полторы. Неудивительно, что вдоль дороги весьма часто встречаются небольшие памятники и венки (за кадром). Особенно их много на перегибах рельефа и крутых поворотах.


Здесь можно видеть часть насыпи, по которой шла прежняя дорога из Хабаровска в Комсомольск: проложенная еще в середине XX века, она была куда более извилистой, чем современная.


И все-таки березы на Дальнем Востоке совсем не такие, как в европейской части страны: какие-то мелкие и неказистые…


Впрочем, величие дальневосточной тайги вовсе не на березах держится. :)


При виде этого полотна природы мне почему-то вспомнился Питер Брейгель




Леса по-прежнему не восстановились после страшных пожаров трехлетней давности.


Особенно это заметно уже близ Комсомольска.


По дороге очень занимательно наблюдать быструю смену погоды: иногда видно, как в нескольких километрах в стороне льет дождь, а в противоположной части неба – ни облачка и вовсю светит солнце.


Вот уже и оплетенный колючей проволокой мост через Амур.


Отсюда до города остаются считанные километры.


Нередко встречаются непонятного назначения промышленные развалины… Правда, космосольчане мне тут подсказали, что на самом деле это недействующий водозабор. Вид у него, надо признать, весьма экзотический.


О самом Комсомольске-на-Амуре я уже делал довольно-таки развернутый альбом, поэтому повторяться не стану.
Здесь можно видеть неохваченную в упомянутых зарисовках площадь у Дома культуры Судостроительного завода – по сути самый центр города.


К 70-летию Комсомольска тут открыли два красивых фонтана.


Видимо, площадь перед ДК Судостроителей пользуется большой популярность у горожан.


Вообще же немного пообщавшись с комсомольчанами, я с удивлением понял, что в общем-то расположенный недалеко Хабаровск пользуется тут примерно такой же репутацией, какой в глазах хабаровчан видится Москва. Многие рассуждают о том, что перспективы для роста имеются только в столице Дальнего Востока, некоторых хотят туда переехать, хотя их и отпугивает дороговизна жизни. Услышанные же тут разговоры о Москве скорее напомнили мне рассуждения о загранице. Надо сказать, суждения весьма наивные; похоже, большинство с трудом себе представляют, с какими трудностями сопряжена жизнь в столице с ее заоблачными ценами на недвижимость, катастрофической транспортной ситуацией и отнюдь не резиновым списком на самом деле высокооплачиваемых вакансий (кстати, требующих соответствующей квалификации). Хотя, наверное, я сам без малого десяток лет назад примерно так же судил о Москве, пока не стал туда летать порою по нескольку раз в месяц…


Что меня каждый раз поражает в Комсомольске, так это широкие проспекты при весьма скромных объемах движения. Как-то я уже сравнивал такую картину с Пхеньяном… Сложно сказать, чем руководствовались при проектировании таких впечатляющих магистралей, если вспомнить, что норматив численности частного транспорта даже в 1980-х годах был невелик – четыре автомобиля на сто семей. Подозреваю, что пропагандистская составляющая здесь была сильнее ставки на перспективу развития города. Тем не менее покрытие поддерживается в неплохом состоянии. Местные жители, правда, неоднократно жаловались мне, что зимами эти широкие проспекты превращаются в настоящие аэродинамические трубы, вдоль которых постоянно свирепо дует ледяной ветер с замерзшего Амура.


Хоть я бываю в Комсомольске нечасто, могу отследить положительную динамику благоустройства. Если еще в 2005 году даже в центре многие «сталинские» дома вдоль упомянутых проспектов имели весьма печальный вид, выставляя напоказ ободранную штукатурку и прочие симптомы небрежения, то теперь эти же кварталы выглядят весьма презентабельно. При этом приятно, что с каждым годом реставрация охватывает все более обширные участки города.


Уровень жизни в Комсомольске, конечно, ниже, чем в Хабаровске. Между тем жизнь тут сложно назвать дешевой: невелики цены разве что на услуги и некоторую местную продукцию. Учитывая, что в городе преобладает тяжелая промышленность, большую часть так называемых товаров народного потребления приходится завозить извне. Ну а транспортные плечи и более низкий спрос, чем в Хабаровске, вполне логично формируют более высокие цены, чем в магазинах дальневосточной столицы. Даже местная молочная продукция предприятия ДАКГОМЗ, кстати, очень неплохая по качеству (я сам, к примеру, покупаю сметану именно комсомольского производства), постепенно проигрывает конкуренцию на полках хабаровских супермаркетов из-за почему-то более высокой стоимости. Лично меня это расстраивает, так как в Комсомольске-на-Амуре делают объективно более вкусное мороженое, чем в Хабаровске или во Владивостоке, но из-за ценового фактора оно исчезает из магазинов.


Берег Амура около речного вокзала (здание в центре кадра). Уровень воды в реке, как можно видеть, не впечатляет.


Набережная, конечно, не такая помпезная, как в Хабаровске, но достаточно чистая. В целом же мне не показалось, будто между жителями дальневосточной столицы и Комсомольска существует какая-либо заметная разница с точки зрения трепетности отношения к чистоте своих городов. Думаю, просто хабаровские коммунальные службы работают более расторопно.


Из-за маловодья и жары этого лета кета, идущая на нерест, часто гибнет еще в низовьях Амура. Очень печальное зрелище…


Мост через Амур, вид в профиль.


Грузовой порт чуть ниже речного вокзала по течению. Предполагаю, что у заводов-гигантов пристани более мощные.


Поскольку в альбоме по городу я показал только часть мемориального комплекса погибшим в Великой Отечественной войне и уже в наступившим сумерках, тут выложу фотографии, сделанные уже при дневном свете.


Площадку опоясывают низкие постаменты с длинными списками погибших комсомольчан.


На мой взгляд, эти проступающие из стен каменные лица производят сильное впечатление. Удачное решение скульптора-архитектора.


Вечный огонь. Как мне сказали, в городе недавно зажгли второй аналогичный огонь, кажется, в районе Дзёмги.
Весьма неприятно было убедиться, что тот случай, о котором я рассказывал ранее, когда подростки жарили на вечном огне сосиски, вовсе не являлся единичным исключением. Совершенно открыто они таким образом развлекаются и днем, причем некоторые суют в пламя ветки в присутствии родителей. Сделанное замечание встречает искреннее недоумение: чего ради этот странный человек решил вмешаться в воспитательный процесс и мешает детишкам играть? Ну не объяснять же таким людям смысл слова «кощунство»?..


Церковь Ильи-пророка в Дзёмги. Я ее раньше уже показывал, но коль тут подвернулся случай сделать снимок в другом ракурсе, то почему бы и не повторить?..


Даже в субботний день над жилыми домами Дзёмги ревел испытываемый новенький Су-27 – лучший симптом того, что работа на заводе КНААПО кипит вовсю. Кстати, поближе на такие машины можно посмотреть в альбоме, посвященном авиашоу в Хабаровске.


Не вдаваясь в детали, что за нелегкая занесла меня на границу Амурского района, просто покажу эту стелу, от которой остаются считанные километры до города Амурска. При случае постараюсь там побывать, хотя место это, говорят, весьма депрессивное.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: yarowind
2008-09-14 06:43 am (UTC)
Интересная поездка, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 07:41 am (UTC)
Откровенно говоря, поездка была не столько интересной сколько утомительной - сразу после командировки и нелегкой недели больше хотелось спать, чем куда-то ехать в несусветную рань. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: veraklo
2008-09-14 07:03 am (UTC)
Спасибо.С удовольствием посмотрела на Российские просторы.
Сама дальше Нерченска не была.Очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 07:44 am (UTC)
Спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: johanajollygirl
2008-09-14 08:25 am (UTC)
очень интересно, спасибо))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 09:37 am (UTC)
Польщен. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-09-14 09:23 am (UTC)
На комсомольском шоссе одна аэродромная вставка или ещё есть?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 09:36 am (UTC)
Я заметил одну. Кстати, через год она будет выглядеть иначе. Сейчас пошло финансирование подобных объектов, деньги федеральным центром уже выделены под завязку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wanderer_jan07
2008-09-14 10:05 am (UTC)
Да, природа дальневосточная действительно могуча. Холмистые ландшафты, бескрайние просторы, густые леса тайги... Захватывает.
Спасибо за интересный рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 10:59 am (UTC)
Дальневосточная природа очень разнообразна: кроме холмов есть еще и горы, и вулканы, вместо лесов - степи и тундра... Как-никак Дальний Восток - это заметно больше трети всей территории России. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: homaaxel
2008-09-14 11:14 am (UTC)
Спасибо. Который год уже наблюдаю на выставках меда особенный ажиотаж около дальневосточной продукции. Уж больно у нее названия экзотические и вкус особенный, не похожий на привычные. Всегда беру баночку, хотя дальневосточный мед заметно дороже остальных.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 11:36 am (UTC)
Спасибо за поддержку нашего дальневосточного производителя! :) Цена, вероятно, определяется транспортной составляющей, по которой легко судить, насколько у нас тут дороже товары с запада страны (а их большинство).
Я сам обычно покупаю мед с севера Приморского края, когда туда знакомые ездят. :) Правда, лично я мед практически не ем, только в лечебных целях.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_ss24scalp264
2008-09-14 11:24 am (UTC)
А мне европейские березы не нравятся... Какие то они... сопливые, что ли...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-14 11:33 am (UTC)
Интересный эпитет. :) А я вот в Подмосковье был их красотой просто очарован: светлые, величавые...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: z_laya
2008-09-14 12:27 pm (UTC)
Потрясающе! Сразу вспомнила свои автостопные походы. Захотелось на трассу. А насчёт спутниковых тарелок - это ты точно подметил - я на них тоже обратила внимание. У нас в Европе - та же картина - вся Архангельская, Вологодская, Ленинградская области, Карелия и республика Коми - в тарелках.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 06:17 am (UTC)
Понятно, что телепередатчиков на все территорию страны не напасешься, но целые поля "тарелок" на крышах в общем-то совсем небогатых домов поражают. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: renidens
2008-09-14 01:19 pm (UTC)
Очень интересно было узнать про дорогу-запасную полосу! И какие красивые пейзажи вдоль дорог!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 04:51 am (UTC)
Да, я даже специально останавливался осень поснимать. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: azhur
2008-09-14 01:20 pm (UTC)
приятно было ещё раз посмотреть на город в котором прошло восемь лет моего детства
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 04:55 am (UTC)
Я думаю, что с советских времен город изменился не самым радикальным образом. По крайней мере новых зданий появилось немного, как мне кажется. Церкви разве что. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2008-09-14 02:21 pm (UTC)
Спасибо, теперь знаю, что такое Комсомольск! У меня когда-то там тетушка жила, но уже давно вернулась в Новосибирск.
Скульптуры у Вечного огня действительно красивы!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 05:00 am (UTC)
Слава богу, что Церетели до города Юности не добрался!.. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nina_chatte
2008-09-14 07:49 pm (UTC)

дороги

Вдоль подмосковных трасс тоже выставляют много чего съедобного. Выращенное на огороде, пойманное в крупном озере, грибы, парное молоко,..

С теплым пушистым приветом
Нина
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 04:49 am (UTC)

Re: дороги

О, да, я как-то купил антоновку на Ярославском шоссе. Почему-то думал, что это сладкий сорт. Боже, как повело у меня лицо, когда я впился зубами в плод!.. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 05:49 am (UTC)
:) Вы в этом твердо убеждены? Заграница куда доступнее из Москвы хотя бы в свете цен на авиабилеты. Я даже в Калифорнию неоднократно летал через Москву и Нью-Йорк - получалось дешевле, чем через Инчхон. С Дальнего Востока более доступны, пожалуй, только Япония и Корея. Даже в южный Китай проще попасть из Москвы, не говоря уже в всяких Таиландах и пр. Потоков нет, вот и цены на авиаперелеты заоблачные. Банальный пример: за час полета из Хабаровска в Харбин в сезон просят 12-15 тыс. руб. Про то, в какой бюджет выливается путешествие от нас в Европу, лучше просто умолчать...

Edited at 2008-09-15 08:53 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ledy_vi
2008-09-15 06:27 am (UTC)
Ностальгия! Сине-зеленый горизонт леса и серая лента дороги...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 06:43 am (UTC)
Вы бывали на Дальнем Востоке?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sevprostor
2008-09-15 06:55 am (UTC)
Я служил в районе Анастасьевки)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-15 06:59 am (UTC)
Служить не служил, но с "военными" целями бывать там и мне доводилось. :) Часть сразу за Анастасьевкой налево.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>