dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Конечная станция

Похоже, авиакомпании «Дальавиа» в привычном виде приходит бесславный конец. Стоит напомнить, что она была образована на базе Хабаровского объединенного авиаотряда, являвшегося крупнейшим в регионе. В советское время даже из Владивостока часто летали в Москву да и вообще на запад страны именно через Хабаровск, тогда де-факто представлявшим собою настоящий хаб (узловой аэропорт) для всего Дальнего Востока. Между тем разговоры о превращении региональной столицы в хаб де-юре сейчас выглядят куда менее убедительными.

После развала Союза Хабаровскому объединенному авиаотряду достался неплохой для своего времени летный парк: дальнемагистральные Ил-62М, среднемагистральники Ту-154 (в основном модификации М), обслуживающие региональные линии Як-40 и Ан-24. У других дальневосточных городов ничего подобного не было. Конечно, самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а с точки зрения топливной эффективности они заметно уступали зарубежной продукции. «Дальавиа» быстро избавилась от справедливо получивших прозвище пожирателей керосина Як-40, с самого конца 1990-х годов стала постепенно заменять Ил-62М на более современные и экономичные Ту-214 (они же Ту-204-200), взятые в финансовый лизинг. Собственно, в основном за патриотичность этого выбора на фоне тяготеющих к «иномаркам» авиакомпаний запада страны «Дальавиа» стала в 2001 году лауреатом конкурса «Крылья России».
Надо сказать, что с Ту-214, особенно ранних выпусков, у техников и менеджеров хабаровской компании хватило проблем. Машины оказались довольно капризны, подвержены целому комплексу так называемых детских болезней. Не зря они получили здесь прозвище «томагочи». Начать даже с того, что авионика (электронное оснащение пилотских кабин) у первых машин оказалась не унифицированной, то есть не взаимозаменяемой, что добавляло хлопот при ремонте и обслуживании. К примеру, у одного из воздушных судов был врожденный дефект, выражавшийся в заметной разнице температурных режимов в первом и втором салонах: если в бизнес-классе было комфортно, то остальные пассажиры мерзли, а если им поднимали температуру, то в первом салоне приходилось мучиться от жары. Постепенно все трудности были преодолены, и «томагочи» прочно заняли место устаревших красавцев Ил-62М на большинстве средне- и дальнемагистральных линий «Дальавиа» (к чести Ту-214 надо отметить, что за все время эксплуатации до настоящего момента с этим самолетом не произошло ни одной катастрофы). А линий у авиакомпании было немало как внутри страны, так и за ее пределами; по российским меркам «Дальавиа» оставалась довольно-таки крупным перевозчиком.
Между тем сервис на ее рейсах да и цены радовали отнюдь не всегда. В частности, флагманский утренний рейс 35/36 в Москву являлся самым дорогим, так как им летали командировочные чиновники, коль поддерживающий «Дальавиа» губернатор края заявил, что надо пользоваться услугами местной компании, которая платит налоги в Хабаровске. Однако несомненным достоинством этой авиакомпании была довольно-таки высокая регулярность (точность следования расписанию) по крайней мере на столичном направлении. Я сам чаще в Москву всего летал именно упомянутым рейсом.
Некоторое время назад поползли слухи, что «Дальавиа» собирается купить «Аэрофлот», нуждающийся в «дочке» на Дальнем Востоке, чтобы повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, где первую скрипку стала играть компания S7 (бывшая «Сибирь»). В общем до слияния дело так и не дошло, хотя «Дальавиа» и стала обслуживать своими самолетами и экипажами рейсы «Аэрофлота» из аэропорта Шереметьево в Хабаровск. Более того, когда в конце лета начались проблемы у AirUnion, «Дальавиа» претендовала на участие в объединенной компании, создаваемой на основе упомянутого альянса госкорпорацией «Ростехнологии», властями Москвы и администрацией Красноярского края.
Однако дела у хабаровского авиаперевозичка были не лучше, чем AirUnion. Оказалось, что с середины лета авиакомпания задолжала хабаровскому аэропорту более 240 млн рублей. Несмотря на высокий сезон, руководство «Дальавиа» просто не оплачивало счета за наземное обслуживание, пока у аэропорта не лопнуло терпение, и он не отказался обслуживать рейсы этой авиакомпании. Временной мерой стал перевод всех рейсов из внутреннего терминала в международный, но спасти ситуацию это все равно не смогло. Уже с конца августа у «Дальавиа» начались катастрофические задержки рейсов, при этом билеты в кассах продавались полным ходом, хотя компания заведомо знала о том, что не сможет обеспечить перевозку в указанные в них сроки.
Ситуация, казалось бы, не нова: я сам как-то давно провел более суток в Москве из-за задержки рейса «Аэрофлота», не так давно более трех суток «мариновала» в Хабаровске своих пассажиров «Трансаэро». Однако у «Дальавиа» проблема приобрела системный характер, из-за чего 12 сентября было возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). В числе наиболее серьезных нарушений называются отсутствие четкой схемы предоставления пассажирам задержанных рейсов предусмотренных законом услуг, а также недостаточное информирование об оказываемых авиакомпанией услугах.
В пятницу же 19 сентября «Дальавиа» прекратила продажу билетов. Сегодня я услышал в местных теленовостях о том, что авиакомпания временно передается в оперативное управление «Владивостокских авиалиний». Подозреваю, что это финальный аккорд хабаровского перевозчика.
К слову, о «Владавиа» ничего плохого сказать не могу: из небольшого регионального авиаотряда компания смогла вырасти в немаленького перевозчика, приобрести как Ту-204-300, так и Airbus A320, что заслуживает уважения. Сервис на борту ее самолетов, правда, тоже не образцовый, но уж точно не хуже, чем у «Дальавиа», ценовая политика тоже весьма похожа (попросту говоря, билеты дорогие, особенно в страны Юго-Восточной Азии).
С чужой колокольни нелегко понять в полной мере, что именно привело хабаровскую авиакомпанию к краху. У меня есть знакомые, работавшие в «Дальавиа» в разные годы. И все они в один голос обвиняют неэффективное, а точнее безграмотное управление (тут надо вспомнить то, что последние месяцы компанией управляют топ-менеджеры «Аэрофлота»): в частности, штаты авиакомпании раздуты, заработанные деньги нередко уплывают невесть куда на весьма сомнительные цели… И уж совсем интересно, почему это в высокий сезон, когда и «стригутся купоны» бизнеса авиаперевозчика, компания даже не пыталась гасить свою задолженность перед аэропортом. Может быть, деньги к этому моменту уже сознательно выводились куда-то вовне?.. Впрочем, это только предположения. А большинству хабаровчан остается лишь пассивно следить за новостями и летать рейсами других авиакомпаний.
Tags: Дальний Восток, авиа, на манжетах
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments