?

Log in

No account? Create an account
Конечная станция - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Конечная станция [Sep. 20th, 2008|07:55 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Похоже, авиакомпании «Дальавиа» в привычном виде приходит бесславный конец. Стоит напомнить, что она была образована на базе Хабаровского объединенного авиаотряда, являвшегося крупнейшим в регионе. В советское время даже из Владивостока часто летали в Москву да и вообще на запад страны именно через Хабаровск, тогда де-факто представлявшим собою настоящий хаб (узловой аэропорт) для всего Дальнего Востока. Между тем разговоры о превращении региональной столицы в хаб де-юре сейчас выглядят куда менее убедительными.

После развала Союза Хабаровскому объединенному авиаотряду достался неплохой для своего времени летный парк: дальнемагистральные Ил-62М, среднемагистральники Ту-154 (в основном модификации М), обслуживающие региональные линии Як-40 и Ан-24. У других дальневосточных городов ничего подобного не было. Конечно, самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а с точки зрения топливной эффективности они заметно уступали зарубежной продукции. «Дальавиа» быстро избавилась от справедливо получивших прозвище пожирателей керосина Як-40, с самого конца 1990-х годов стала постепенно заменять Ил-62М на более современные и экономичные Ту-214 (они же Ту-204-200), взятые в финансовый лизинг. Собственно, в основном за патриотичность этого выбора на фоне тяготеющих к «иномаркам» авиакомпаний запада страны «Дальавиа» стала в 2001 году лауреатом конкурса «Крылья России».
Надо сказать, что с Ту-214, особенно ранних выпусков, у техников и менеджеров хабаровской компании хватило проблем. Машины оказались довольно капризны, подвержены целому комплексу так называемых детских болезней. Не зря они получили здесь прозвище «томагочи». Начать даже с того, что авионика (электронное оснащение пилотских кабин) у первых машин оказалась не унифицированной, то есть не взаимозаменяемой, что добавляло хлопот при ремонте и обслуживании. К примеру, у одного из воздушных судов был врожденный дефект, выражавшийся в заметной разнице температурных режимов в первом и втором салонах: если в бизнес-классе было комфортно, то остальные пассажиры мерзли, а если им поднимали температуру, то в первом салоне приходилось мучиться от жары. Постепенно все трудности были преодолены, и «томагочи» прочно заняли место устаревших красавцев Ил-62М на большинстве средне- и дальнемагистральных линий «Дальавиа» (к чести Ту-214 надо отметить, что за все время эксплуатации до настоящего момента с этим самолетом не произошло ни одной катастрофы). А линий у авиакомпании было немало как внутри страны, так и за ее пределами; по российским меркам «Дальавиа» оставалась довольно-таки крупным перевозчиком.
Между тем сервис на ее рейсах да и цены радовали отнюдь не всегда. В частности, флагманский утренний рейс 35/36 в Москву являлся самым дорогим, так как им летали командировочные чиновники, коль поддерживающий «Дальавиа» губернатор края заявил, что надо пользоваться услугами местной компании, которая платит налоги в Хабаровске. Однако несомненным достоинством этой авиакомпании была довольно-таки высокая регулярность (точность следования расписанию) по крайней мере на столичном направлении. Я сам чаще в Москву всего летал именно упомянутым рейсом.
Некоторое время назад поползли слухи, что «Дальавиа» собирается купить «Аэрофлот», нуждающийся в «дочке» на Дальнем Востоке, чтобы повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, где первую скрипку стала играть компания S7 (бывшая «Сибирь»). В общем до слияния дело так и не дошло, хотя «Дальавиа» и стала обслуживать своими самолетами и экипажами рейсы «Аэрофлота» из аэропорта Шереметьево в Хабаровск. Более того, когда в конце лета начались проблемы у AirUnion, «Дальавиа» претендовала на участие в объединенной компании, создаваемой на основе упомянутого альянса госкорпорацией «Ростехнологии», властями Москвы и администрацией Красноярского края.
Однако дела у хабаровского авиаперевозичка были не лучше, чем AirUnion. Оказалось, что с середины лета авиакомпания задолжала хабаровскому аэропорту более 240 млн рублей. Несмотря на высокий сезон, руководство «Дальавиа» просто не оплачивало счета за наземное обслуживание, пока у аэропорта не лопнуло терпение, и он не отказался обслуживать рейсы этой авиакомпании. Временной мерой стал перевод всех рейсов из внутреннего терминала в международный, но спасти ситуацию это все равно не смогло. Уже с конца августа у «Дальавиа» начались катастрофические задержки рейсов, при этом билеты в кассах продавались полным ходом, хотя компания заведомо знала о том, что не сможет обеспечить перевозку в указанные в них сроки.
Ситуация, казалось бы, не нова: я сам как-то давно провел более суток в Москве из-за задержки рейса «Аэрофлота», не так давно более трех суток «мариновала» в Хабаровске своих пассажиров «Трансаэро». Однако у «Дальавиа» проблема приобрела системный характер, из-за чего 12 сентября было возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). В числе наиболее серьезных нарушений называются отсутствие четкой схемы предоставления пассажирам задержанных рейсов предусмотренных законом услуг, а также недостаточное информирование об оказываемых авиакомпанией услугах.
В пятницу же 19 сентября «Дальавиа» прекратила продажу билетов. Сегодня я услышал в местных теленовостях о том, что авиакомпания временно передается в оперативное управление «Владивостокских авиалиний». Подозреваю, что это финальный аккорд хабаровского перевозчика.
К слову, о «Владавиа» ничего плохого сказать не могу: из небольшого регионального авиаотряда компания смогла вырасти в немаленького перевозчика, приобрести как Ту-204-300, так и Airbus A320, что заслуживает уважения. Сервис на борту ее самолетов, правда, тоже не образцовый, но уж точно не хуже, чем у «Дальавиа», ценовая политика тоже весьма похожа (попросту говоря, билеты дорогие, особенно в страны Юго-Восточной Азии).
С чужой колокольни нелегко понять в полной мере, что именно привело хабаровскую авиакомпанию к краху. У меня есть знакомые, работавшие в «Дальавиа» в разные годы. И все они в один голос обвиняют неэффективное, а точнее безграмотное управление (тут надо вспомнить то, что последние месяцы компанией управляют топ-менеджеры «Аэрофлота»): в частности, штаты авиакомпании раздуты, заработанные деньги нередко уплывают невесть куда на весьма сомнительные цели… И уж совсем интересно, почему это в высокий сезон, когда и «стригутся купоны» бизнеса авиаперевозчика, компания даже не пыталась гасить свою задолженность перед аэропортом. Может быть, деньги к этому моменту уже сознательно выводились куда-то вовне?.. Впрочем, это только предположения. А большинству хабаровчан остается лишь пассивно следить за новостями и летать рейсами других авиакомпаний.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: yarowind
2008-09-20 09:32 am (UTC)
А чем это для вас грозит? Подорожанием билетов из-за снижения конкуренции?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:09 am (UTC)
Не думаю, у "Дальавиа" билеты были как раз самыми дорогими. Но частота может упасть, а это неудобно: будет сложнее подбирать наиболее подходящее время вылета и возвращения. Ну и плюс обычно более надежно вылетать той АК, которая базируется в порту отправления - меньше вероятность задержек. Да и вообще за край обидно, если честно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-09-20 09:41 am (UTC)
Да, "Дальавиа" приходит конец: ещё месяц назад читал в каком-то интервью, что у неё внутри плохи управленческие дела. Я было усомнился и списал это интервью на заказное, но жизнь показала, что это именно так.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:10 am (UTC)
Проблемы с менеджментом там были хронические, но на этот раз они перешли какую-то роковую черту.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: solar_kitten
2008-09-20 10:49 am (UTC)
>В советское время даже из Владивостока часто летали в Москву да и вообще на запад страны именно через Хабаровск

Ну там была объективная причина - редкая советская птица долетит от Москвы до Владивостока через Хабаровск (крюк в обход китая) без дозаправки. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:05 am (UTC)
Там и полоса была раньше только под среднемагистральные птицы. :) Так что приходилось летать с промежуточными посадками или через Хабаровск.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jellasiat
2008-09-20 12:25 pm (UTC)
я понимаю вашу грусть и озабоченность, но я совершенно не фанат Дальавиа - как можно было изобрести рейс из Питере до Владика с ТРЕМЯ посадками и ценой дороже рейса с одной?! соотношение цена-удобность рейсов-тип самолетов-сервис явно ниже Владавиа:(
да и аэропорт, простите, в ХА явно не э... современный:(
хотя троллейбусы меня всегда прикалывали:)

надеюсь только, что с уходом одной из компаний сотальные не начнуть "хаметь" и загибать цены еще больше.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 12:34 pm (UTC)
Я на самолетах "Владавиа" летал всего несколько раз (в том числе и в Тянцзинь), но сервисом очарован отнюдь не был. Может быть, так "повезло"?
Кстати, вы когда во внутреннем терминале хабаровского аэропорта бывали последний раз? Его внутри довели-таки до ума (начали года полтора назад с зоны вылета и недавно дошли до зоны прибытия). К международному же терминалу у меня уже очень давно претензий нет.
Кстати, несколько лет назад меня Кневичи тоже отнюдь не впечатлили. :) Внутренний терминал был еще более убогий, чем наш до реконструкции. Не знаю, правда, что там сейчас.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jellasiat
2008-09-20 01:05 pm (UTC)
отношения с владавиа у меня лично всегда были (тьфу-тьфу) только положительные, включая бесплатный перелет по карте частолетающего пассажира.

из Хабаровк улетала-прилетала в мае этого года, внутренний терминал. Дело не в ремонте (он есть), дело в организации всего пространства, подаче багаже, элементарных стрелочках. Осталось впечатление пустого, никак не организованного аэропорта, бесмысленного абсолютно, спросить и то было не у кого:(
По международный ничего не знаю, поэтому молчу:)


Кневичи прикольны:)) (на мой взгляд:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-21 01:14 am (UTC)
Видимо, вам с хабаровским аэропортом повезло примерно так же, как мне с "Владавиа". А наличие у этой АК карты для часто летающих пассажиров - это ей большой плюс. Я за последние годы на самолетах "Дальавиа" налетал куда больше сотни рейсов, но поощрять таких пассажиров эта авиакомпания считала, видимо, ниже своего достоинства. Что же, теперь за нее что-либо считать будут другие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hot_puff
2008-09-20 01:09 pm (UTC)
А сколько стоит билет Владивосток-Москва-Владивосток?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:42 pm (UTC)
Откровенно говоря, не знаю, по такому маршруту не летал. Для Хабаровска, к примеру, это будет от 15 тыс. (не в сезон) до 35 тыс. руб. (у "Дальавиа") при средней цене на уровне 25 тыс. Это, конечно, я говорю об экономе. В бизнес-классе цена доходит до 80 тыс. руб.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hot_puff
2008-09-20 11:44 pm (UTC)
хо-хо-хо, вобщем, что и требовалось доказать.
Как всегда - "дорого и плохо, Россия" (на джинг Макдональдса)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-21 12:41 am (UTC)
Увы, это уже стало "визитной карточкой" нашей родины...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-09-20 01:55 pm (UTC)
Я сильно надеюсь, что после историй с ЭйрЮнион и Аэрофлот-Норд все "совковые" региональные компании, какие еще остались, быстро "свернут". Только Вы правы - это может сказаться на частоте рейсов, а это, мягко говоря, малоприятно...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lx_photos
2008-09-20 03:55 pm (UTC)
И за билеты будете платить побольше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:48 pm (UTC)
Чуть ниже в комментариях я уже порассуждал на тему стоимости билетов. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-20 11:47 pm (UTC)
Откровенно говоря, "Аэрофлот" сам совок еще тот. Так что сложно сказать, какая АК у нас в стране "совком" не является. :)
Но с уходом "Дальавиа" и AirUnion конкуренция на направлении Хабаровск-Москва снизится. Если этот вакуум не будет заполнен, цены, конечно, возрастут (хотя, кажется, дальше-то уже и некуда).
Остаются еще S7, "Трансаэро", ВИМ и "Россия". Впрочем, я не верю, что "Дальавиа" (или ее преемник) прекратит свою деятельность надолго.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-09-21 03:48 pm (UTC)
У Аэрофлота репутация международного перевозчика сильно завязана на состояние "внутреннего" бизнеса. Поэтому у него, как в Макдональдсе - "Невкусно, но поноса не будет". Страшны те компании, у которых регулярных международных рейсов - по пальцам пересчитать (и те в СНГ). Этим на междунароную репутацию наплевать, сервис свинский, а из машин песок сыплется. Я однажды летел в Самарканд "Домодедовскими авиалиниями" - крестился с двух рук и больше в эту компанию - ни ногой. Надеюсь, со сменой собственности толстых хамских стюардесс в возрасте 45+ оттуда выметут поганой метлой :-)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-22 02:35 am (UTC)
Это точно был экипаж ДАЛ? Под их кодом могли летать другие члены AirUnion. У меня лично от работы экипажей ДАЛ остались только самые светлые воспоминания (а я ими летал если не сотню раз, то едва ли намного меньше). Вообще Домодедовский ОА давно славился своим профессионализмом, и когда произошло объединение ДАЛ с KrasAir, то экипажи второй пытались подтянуть до уровня первой, а не наоборот.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-09-22 12:11 pm (UTC)
>>>Это точно был экипаж ДАЛ? Под их кодом могли летать другие члены AirUnion.

Таких подробностей я, увы, не знаю, но везде было написано - "Домодедовские авиалинии"...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tiran0zavr
2008-09-21 03:21 pm (UTC)
Правильно! И сделать, как раньше, одну единственную компанию!

P.S. Как думаете билеты подешевеют? Сервис улутшится?
P.S.S. Самолеты иногда падают и это не зависит от наличия/отсутствия "совковых региональных компаний".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-09-21 03:41 pm (UTC)
Вопрос не в количестве компаний, а в качестве. Если "много", но "плохих" - меня это как частого потребителя аэроуслуг никак не радует. Банкротство - это смена собственности, а не "исчезновение" компании. Вот Lehman Brothers никуда не исчез - просто его активами сейчас управляют другие. Так что проблема улучшения сервиса - это теперь вопрос к новому собственнику. От старого-то было, как от козла молока.

А цены на авиабилеты у нас давно от количества компаний не ависят, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-22 02:32 am (UTC)
И все же если мы вернемся к концепции единого "Курофлота", это будет ужасно. Конкуренция пока хоть как-то ощущается, особенно это стало заметно, когда к нам с боями прорвались S7 и ВИМ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-09-22 12:09 pm (UTC)
"Курофлот" точно не вернется в силу сложного комплека политических и экономических причин :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lx_photos
2008-09-20 03:53 pm (UTC)

Ту-214 (они же Ту-204-300)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-09-21 12:59 am (UTC)

Re: Ту-214 (они же Ту-204-300)

Пардон, вы правы, одну цифру перепутал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-03-05 09:11 am (UTC)

bxaxleaxbh

zdmhtmkhxa
(Reply) (Thread)