dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Замки долины Луары

Долина реки Луары (Val de la Loire) – один из самых благословенных уголков прекрасной Франции. Так уж исторически сложилось, что густые леса и несудоходная практически на всем своем протяжении Луара сделали центральную часть страны подлинным убежищем от войн, столь часто случавшихся и во времена падения Римской империи, и в Средние века. Даже во время Столетней войны XIV-XV вв. боевые действия тут велись сравнительно слабо, широко известное здесь исключение – осада Орлеана, при снятии которой столь отличилась Жанна д'Арк. Замки на Луаре часто были прибежищами французских королей в трудные для них времена.


Королевский замок Амбуаз (Chateau Royal D`Amboise) воздвигнут на высоком холме над Луарой, недалеко от того места, где в начале VI века произошла историческая встреча франкского короля Хлодвига и Алариха – короля вестготов.


Замок окружен одноименным городком, издавна бывшим еще столицей кельтского народа туронов, впоследствии давшего имя провинции Турень.


Несколько минут пути по узким улочкам, и неожиданно дома расступаются, а впереди появляются светло-серые стены. Над воротами виднеется часовня Сент-Юбер.


Амбуаз не сразу стал королевским замком. Долгое время он принадлежал землям Анжуйских графов, затем стал частным владением династии Амбуаз-Шомон, а в 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Однако по обвинению в участии в заговоре против короля владелец замка был осужден и лишен своего состояния.
Начиная с 1431 года, Амбуаз стал частью королевского домена. В нем неоднократно останавливался король Карл VII (Charles VII). Тогда, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии.


Замок довольно велик, защитными стенами обнесена практически вся возвышающаяся над городком вершина холма. Раньше тут, вероятно, теснились многочисленные хозяйственные постройки, однако впоследствии необходимость в них отпала, и внутри стен был разбит парк.


Вид с замковой стены на город, в ту сторону, откуда я и пришел.


Начало замку было положено в глухие Средние века. Однако от ранних романских построек практически ничего не осталось. Сейчас Амбуаз иллюстрирует собой переход от так называемой пламенеющей готики XV века (преимущественно левое крыло) к итальянскому Возрождению XVI века (правое крыло). На самом деле разница не слишком очевидна, наиболее наглядно она проявляется в оформлении слуховых окон.


Очевидно, что замок неоднократно частично перестраивался, приноравливаясь к меняющимся условиям: изменению тактики ведения войн, росту численности королевского двора, повышению уровня культурного слоя почвы.


Пандус внутри башни позволяет всадникам, не спешиваясь, подниматься на верхние террасы замка.


Выход из башни Миноритов к Неаполитанскому саду.


Во Франции трудно найти воспроизведение средневековых интерьеров даже в музеях и замках. Амбуаз здесь – редкое исключение.
Подобно многим другим королевским или церковным владениям, а также «дворянским гнездам», во время Великой французской революции замок был конфискован и пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная фабрика. Еще хуже Амбуазу пришлось в эпоху Первой империи. Тогда член парламента Роже-Дюко, получивший замок в дар от сената города Орлеана, не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как разрушить большую часть Амбуаза.


Некоторым сохранившимся интерьерам и в значительной мере восстановленным покоям потомки обязаны одной из поздних владелиц замка – Луизе-Марии-Аделаиде де Бурбон Пентьевр – матери короля Франции Луи Филиппа. Именно она с 1815 года начала по частям воссоздавать как сам замок, так и некоторые его интерьеры.


Спальня короля Генриха II (Henri II) с подлинной мебелью, стоявшей здесь и в XVI веке. Этот монарх известен прежде всего своей трагической и нелепой гибелью на турнире от сломанного копья капитана его собственной гвардии, пробившего королю шлем. История эта использовалась Александром Дюма в нескольких романах (в частности, в «Двух Дианах»). Однако существуют исторические свидетельства того, что окончательно Генриха II свели в могилу попытки гениального, если верить вышеупомянутому великому французскому романисту, лекаря Амбуаза Парэ совершенно безрассудной в то время пересадки глаза. Чтобы монарх не остался кривым, хирург пытался «приживить» ему глаз некого казенного преступника вместо выбитого копьем…


Так короли взирали на своих поданных внизу. :)
Кстати, мало кто знает, что именно в Амбуазе королем Людовиком XI (Louis XI) был утвержден орден Св. Михаила. Это произошло 1 августа 1469 года в пику враждебному Франции испано-бургундскому ордену Золотого Руна.


Здесь как раз очень хорошо видны упомянутые выше элементы оформления слуховых окон в форме декоративных башенок – пинакли – готического крыла, названного в честь Карла VIII (Charles VIII), родившегося и умершего в этом замке.
В немалой степени своем блеском замок обязан именно этому королю. Буквально влюбленный в Амбуаз, он начал первые обширные реконструкционные работы. Для финансирования великолепного по меркам XV столетия проекта пришлось даже увеличить налог на соль. «Он хочет сделать из своего замка город!» – не удержался от восклицания флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году. Именно тогда средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции.
Однако работы не были доведены до конца из-за смерти Карла VIII. Подобно гибели Генриха II она тоже носила характер трагической случайности: 7 апреля 1498 года король сильно ударился головой дверной косяк (а двери в те годы обычно делали весьма низкими) и скончался вечером того же дня. Официально причиной смерти, впрочем, чаще всего указывают апоплексический удар.
Слева на фотографии видны балконные решетки, на которых в 1560 году были публично повешены некоторые руководители так называемого Амбуазского заговора. Целью этого заговора гугенотов был захват юного короля Франциска II и изоляция его от влияния ярого противника гугенотов – герцога де Гиза. Заговор был раскрыт, а его участники казнены. На решетке замка повесили лишь наиболее известных заговорщиков, прочих утопили в мелководной Луаре.


Вид на Луару с одном из башен. Слева можно заметить опоры старого моста через реку, взорванного немцами в годы Второй мировой войны.


Нагромождение крыш и шпилей…


Упомянутая выше часовня Сент-Юбер постройки конца XV века. Именно тут покоится прах великого Леонардо да Винчи, проведшего в этом уголке Франции три последних года своей жизни. Его пригласил в Амбуаз король Франциск I (Francois I). Он подарил небогато жившему Леонардо уютный замок Кло-Люсе в километре от своей резиденции и ежемесячно выплачивал ему солидное денежное пособие. Кроме того, Франциск купил у Леонардо три его шедевра, привезенных из Италии, в том числе и знаменитую «Мону Лизу».
Из-за продолжительной болезни Леонардо в Амбуазе больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к имевшимся под рукой уже законченным картинам. Гораздо больше его интересовала прокладка каналов в долине Луары, до наших дней сохранились два его гидрографических рисунка с названием французских рек.


Пожалуй, самым романтичным замком долины Луары, а то и Европы, является Шенонсо (Chateau de Chenonceau). Автотранспорт как и почти везде во Франции до самого замка не доезжает, останавливаясь в деревне, также носящей имя Шенонсо.


Сама деревня, впрочем, ничем не примечательна, разве что обилием туристов. Кстати, в стандартных турах одного дня из Парижа тут нередко устраивают обед, разумно (с точки зрения организаторов) включенный в стоимость всей поездки. Даже если исключить цену обеда из счета не представляется возможным, все равно советую всем попавшим сюда обедать самостоятельно, причем обязательно не там, куда водят гиды. В противном случае впечатление о Франции, этой стране с богатейшими кулинарными традициями, может изрядно пострадать.


При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями.


Если повернуть с аллеи вправо, то можно попасть на ферму, похожую на богатые хозяйства XVI века.


Сейчас, конечно, это просто туристический объект, где наивным туристам продают молодые вина, которые можно купить в супермаркетах Парижа раза так в два-три дешевле. :)


Шенонсо называют le Chateau des Dames – Дамским замком. Это названию он обязан длинной череде своих блестящих владелиц.


Вообще-то первоначально замок задумывался как родовое гнездо семьи Бойе. Этот род в XVI веке не мог похвастать длинным рядом дворянских предков. Однако получивший дворянский титул и разбогатевший на королевской службе Том Бойе решил, как сказали бы сейчас, на базе старой средневековой крепости, ранее принадлежащего обедневшему овернскому семейству Марк, и стоящей рядом мельницы построить свой замок в стиле Возрождения – светлый и удобный для жилья, а не для обороны.


В те годы атрибутом всякого древнего рода являлась главная башня замка – донжон.
Уже тогда замки многократно перестраивались, практически полностью меняя свой облик, а доказательством древности являлся именно донжон, с которого в Средневековье и начиналось возведение практически всякой цитадели. Предприимчивый Том Бойе решил превратить в свой «древний родовой» донжон соответствующим образом достроенное здание мельницы.


Именно мельница и является главной башней замка Шенонсо.
На дубовой двери одного из покоев замка до сих пор можно прочитать вырезанный девиз Тома Бойе: «Если он вырастит, меня вспомнят». «Он» – это, конечно же, сам замок. Однако тяжело больной Том Бойе не смог достроить замка, это за него сделала его жена – Екатерина Брисоне – первая дама Шенонсо.


Второй дамой стала Диана де Пуатье – любовница короля Генриха II, хорошо известная по романам Александра Дюма. Как известно, Дюма-отец был не только романистом, но еще и изрядным сказочником, без тени стыда искажавшем историю в угоду сюжетным линиям своих книг. В частности, между Дианой де Пуатье, официальной любовницей короля, и королевой Екатериной Медичи не было особой неприязни. Екатерина мудро рассудила, что лучше умная фаворитка, которая мало интересуется властью и к тому же старше короля без малого на 20 лет, чем молодая и алчная соперница. Это, конечно, не означает, что у Генриха II не было интрижек на стороне и от жены, и от официальной фаворитки, но никакого заметного следа в истории они не оставили.


Диана де Пуатье стала достраивать Шенонсо и обустраивать прилегающую территорию по своему вкусу. Однако свой окончательный вид замок принял несколько позже. После гибели Генриха II Диану дипломатично изгоняют из замка.
Екатерине Медичи давно уже нравился Шенонсо и она пусть и относительно тактично, но, «вспомнив» некие давние долги, отняла замок у Дианы де Пуатье, дав ей взамен расположенный неподалеку замок Шомон (Chateau de Chaumont).
Уже при Екатерине была достроена галерея, ведущая на другой берег реки Шер, над галереей были достроены жилые комнаты и залы, а неподалеку от замка рядом с так называемым парком Дианы был разбит парк, получивший название парка Екатерины. Итак, третьей дамой Шенонсо, как нетрудно догадаться, стала Екатерина Медичи.


Четвертой и последней яркой дамой в истории замка была фаворитка другого французского короля, Генриха IV Наваррского (Henri IV), - Габриэлла д'Эстре. Есть основания предполагать, что Габриэлла вполне могла бы стать королевой Франции, если бы ее не отравили придворные, недовольные таким выбором Генриха IV. Впрочем, веских доказательств того, что фаворитка была отравлена, нет. История, как известно, часто базируется на косвенных свидетельствах и предположениях...
На фотографии видна часть сохранившегося интерьера так называемой спальни Пяти королев. Эта зала была названа так в честь двух дочерей и трех невесток Екатерины Медичи.


Это мрачное помещение – спальня королевы Луизы Лотарингской. После убийства ее мужа Генриха III в 1589 году монахом Жаком Клеманом (что было сделано в отместку за санкционированное королем убийство герцога де Гиза), вдова удалилась в замок Шенонсо, где и провела остаток жизни в трауре и молитвах в добровольном заточении до самой своей смерти в 1601 году.
Согласно королевскому этикету траура, Луизы Лотарингская все это время носила только белые одежды, за что ее и прозвали Белой королевой. По прямым ее указаниям комната была отделана в траурно-благочестивой манере, то есть так мрачно, что даже странно, как Белая королева ухитрилась прожить в этом помещении целых 11 лет... На тканевых обоях можно видеть очень интересный символ – перевернутый рог изобилия, из которого текут слезы, что означало безмерную скорбь.


Внутренний вид галереи, построенная по приказу Екатерины Медичи на опорах так называемого моста Дианы де Пуатье, соединяющего замок с другим берегом реки. Эта галерея выполняла функцию зала для балов, благо размеры позволяли – длина помещения достигает 60 метров при 6 метрах ширины.
Во время немецкой оккупации Франции в годы Второй мировой войны эта галерея имела весьма важное значение, так как соединяла замок, по сути стоящий на северном берегу Шер и расположенный в оккупированной зоне, с южным берегом, сулящим убежище скрывающихся от гестапо. Кстати, тогда в замке также находился пункт связи местных партизан.


Здесь хорошо видно, что Шенонсо подобно мосту стоит на мощных каменных опорах над неширокой рекой Шер. Очень интересно расположена замковая кухня – в огромных цоколях двух первых опор.


Кухня была даже оборудована своим причалом, к которому подходили лодки, доставлявшие в замок припасы.


Часть воссозданных кухонных интерьеров.


Вид из окон замка на сад Дианы да Пуатье.


Апельсиновое дерево.


В парках живет немало лебедей, включая черных.


Беглый взгляд на упомянутый выше замок Шомон. Имя его произошло от слов «Mont Chauve» (лысая гора), затем оно стало звучать как «Mont Chaud» или «Chaud Mont» (горячая гора). Замок возвышается на скалистых отрогах посреди вековых лесов. В Средние века здесь находилась крепость.
Этот замок приобрела в 1560 году после смерти Генриха II Екатерина Медичи. Как я уже говорил, оставшись вдовой, она быстро «обменяла» Шомон на Шенонсо у Дианы де Пуатье. Поскольку Шомон откровенно мрачноват, особенно на фоне Дамского замка, фаворитка покойного короля оставалась тут лишь недолгое время.


Дорога к последнему замку, предусмотренному программой поездки, проходила около старинного города Блуа (Blois). Это очень нехарактерно для Франции, где все крупные трассы как правило обходят любые населенные пункты, чтобы не создавать дискомфорт местным жителям.
Это место было населено много тысячелетий назад, еще в эпоху неолита. Первые поселенцы обратили внимание на высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивающий надежное укрытие и защиту.
С середины Х века Блуа и его окрестности становятся владением могущественных феодалов – графов де Блуа, вассалов короля Франции, являвшихся также графами Тура и Шартра, а затем и Шампани.


Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII (Louis XII). Уроженец Блуа, этот король решил обосновать здесь свою постоянную резиденцию. Таким образом, этот небольшой городок был по сути столицей королевства в течение первой четверти XVI века.
Во времена Шарля Орлеанского, Людовика XII и Франциска I, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод Французской (1524 год) и жестокого поражения французов в Италии при Павии (1525 год) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа, а его преемники останавливались здесь только на короткое время.
В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660 годы) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.
Сейчас Блуа является административным центром депонтамента Луара и Шер (Loir-et-Cher), а население города составляет около 50 тысяч человек.


Последний в этом альбоме замок – Шамбор. Построен он был в самом начале XVI столетия как охотничья резиденция короля Франциска I. И сейчас замок окружен густыми и обширными по современным французским меркам лесами. Эх, видели бы они дальневосточную тайгу! :)
Шамбор представляет собой воплощение итальянского Возрождения в камне. Есть распространенное заблуждение, будто к проекту замка приложил свою гениальную руку и Леонардо да Винчи. Как известно, после взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии, и тогда он пригласил во Францию великого Леонардо. Однако хотя последний действительно в 1517 году работал над проектом замка, тот так никогда и не был осуществлен, а в нынешнем виде Шамбор был перестроен несколько позже.
Tags: Франция, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal