Надо сказать, что 1913 год в истории страны занял особое место в свете трехвекового юбилея царствования династии Романовых. По всей империи эта дата отмечалась разнообразными торжествами и мероприятиями. Ничто тогда не предвещало скорый крах и монархии, и самого государства: экономика находилась на подъеме, кризис в отношениях европейских держав, казалось, миновал, позор Русско-Японской войны и хаос революции 1905–1907 годов постепенно забывались – будущее же представлялось безоблачным.
Идея организации в Хабаровске грандиозной выставки Приамурского края возникла не в одночасье: работа в этом направлении по инициативе губернатора Николая Львовича Гондатти (1863–1945) началась еще в 1911 году. По идее устроителей, мероприятие должно было предоставить публике возможность «осмотреться кругом и подвести итоги тому, что дает Приамурский край, что он имеет и чего ему не достает». Для участия приглашались «экспонаты всякой научной, просветительской и образовательно-технической работы, как местного населения, так и районов, имеющих с ними деловые отношения».
Для проведения выставки городские власти выбрали обширный участок недалеко от центра города площадью более 26 гектаров между улицами Муравьева-Амурского (сейчас этот ее участок носит имя Карла Маркса), Линейной (ныне Льва Толстого) и Саперной (Дикопольцева), а также рекой Плюснинкой (сейчас это Уссурийский бульвар). По решению выставочного комитета для размещения экспонатов были построены общие крытые помещения, отдельные павильоны, витрины и навесы. С разрешения комитета также допускалась постройка павильонов частными лицами и фирмами, но за плату и лишь после утверждения проектов исполнительным бюро выставки.
К лету 1913 года на выделенной территории вырос настоящий городок – своеобразный парад архитектурных сооружений.
Многое из того, что имелось на выставке, сегодня можно видеть только на старых снимках хабаровского фотографа-любителя А.М. Бодиско, по соглашению с организаторами производившего официальную съемку. Мною его фотографии были взяты из книг «Старый Хабаровск» Николая Крадина (оттуда же почерпнута основная информация о мероприятии) и «Хабаровский край: страницы истории».
Центром композиции выставки был ее главный павильон площадью в 500 квадратных саженей. Полагаю, слева чуть в глубине виднеется именно он, а перед ним находится второй по величине (300 кв. саженей) павильон фабрично-заводской промышленности. Изначально на стадии проектирования предполагалось после закрытия выставки передать его городу для устройства общественного гимнастического зала. Однако когда проект был готов и утвержден, городское самоуправление отказалось от оплаты своей доли за капитальное строительство сооружения, а потому был спешно разработан и построен павильон временного типа.
Кроме уже упомянутых к числу официальных павильонов выставки относилось еще два: один для показа достижений рыболовства и охоты, кустарно-ремесленных промыслов, лесоводства и продуктов земледелия, а во втором размещалась администрация выставки. Вторую группу сооружений составляли ведомственные павильоны: Управления государственных имуществ, Переселенческого управления, Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), Управления водных путей Амурского бассейна, городского самоуправления. Прочие павильоны являлись частными, именно они и были в большинстве. Всего же построили сорок четыре павильона и более трех десятков сооружений вроде киосков, навесов и беседок.
Большое внимание организаторы и власти уделили благоустройству территории. Для посетителей построили закрытый парк на триста мест, эстраду, два больших буфета. Разбили клумбы, посадили деревья. Уже к лету 1912 года построили оранжерею, теплицы, произвели земляные работы и планировку местности. Среди прочего был сооружен пруд с дамбой на реке Плюснинке примерно в том месте, где сейчас находится верхний городской пруд. На его берегу был построен павильон-пристань Министерства путей сообщения. Дамба же целиком являлась гидротехническим экспонатом Переселенческого управления. Во время работы выставки небольшой пароходик катал тут детей.
Тогда же для подвоза громоздких экспонатов проложили отдельную узкоколейную ветку от вокзала до Николаевской площади (в настоящее время она носит имя Ленина), которая впоследствии несколько лет с успехом использовалась для внутренних городских пассажирских перевозок. Кроме того, на территории провели электрическое освещение и водопровод.
Именно тут, в современном парке «Динамо», раскинувшемся за Краевым музыкальным театром, и размещалась Приамурская выставка 1913 года. До нее здесь находились преимущественно огороды (хоть схема застройки Хабаровска, датированная 1901 годом, и предполагала создание на этом месте нескольких жилых кварталов).
Судя по целому ряду признаков, современные главные ворота парка находятся точно на том самом месте, что и главные ворота выставочного городка. Лицевой стороной территории считалась прилегавшая к улице Муравьева-Амурского.
Как я уже упоминал, павильоны вставки представляли собою своеобразный показ тенденций в гражданской архитектуре. Судя по фотографиям и дошедшим описаниям очевидцев, здесь преобладал так называемый псевдорусский стиль (также его иногда называют русским безо всяких приставок, а иногда даже старомосковским). Это, впрочем, немудрено, ибо он тогда считался патриотичным, не стоит при этом забывать также о трехсотлетии дома Романовых.
Ярким примером такого сооружения можно считать обширный павильон торгового дома «Кунст и Альберс», окруженный широкой верандой и увенчанный мощным четырехгранным куполом.
Как писала специально учрежденная газета «Выставка Приамурского края 1913 г.», «строение прежде всего поражает своей мощностью. Оно выполнено в чисто русском стиле по проекту инженера М.М. Осколкова. Взгляд зрителя здесь может отдохнуть, созерцая красивые остроконечные выступы, множество башенок и главный купол, который рассказывает о далекой старине прошлого, о величии московских теремов».
Тут надо заметить, что подготовка города к выставке загрузила работой всех архитекторов Хабаровска, часть проектов выполняли и специалисты из других городов, включая столичных.
А вот образчик стиля ампир – павильон фирмы Чурина, спроектированный хабаровским архитектором Б.А. Малиновским. Небольшой по размерам по сравнению с главными строениями выставки, он выделялся стройностью задумки и целостностью решения и с полным правом считался архитектурным украшением городка.
Павильон городов Приамурья, выполненный по проекту местного же архитектора А.К. Левтеева, кстати, спланировавшего и «парадный фасад» выставки.
Павильон Амурской железной дороги, вход и выход которого имитируют арочный туннель. Мне, кстати, в формах сооружения почудились предвестники конструктивизма, который войдет в моду чуть более чем через десять лет после проведения выставки.
Этот чайный павильон купца И.Ф. Чистякова был построен и некоторое время выставлялся в Харбине. В Хабаровск же из Китая он был доставлен водным путем по Сунгари и Амуру.
Еще два представителя малых архитектурных форм – киоски беседки-фирмы Богдановых и братьев Пюскулю. Первый, на переднем плане, огражден балясником, увенчан интересным куполом с фигурками, а углы его отмечены необычными спаренными колоннами. Восьмигранный киоск Пюскулю имеет несколько меньшие размеры.
Два весьма любопытных сооружения. Внутри огромного обрубка дерева с косым срезом сверху работал киоск по продаже папирос и прохладительных напитков. Размеры его таковы, что там одновременно могли находиться несколько человек.
Павильон, в котором легко угадывается большая бутылка шампанского, принадлежал купцу Ласькову – известному в те годы хабаровскому торговцу вином и спиртом.
О географии участников говорят заявки об участии в выставке, получаемые из Франции, Италии, США, Австралии и других стран.
В главном павильоне размещалось девять основных отделов выставки: научно-учебный, этнографический, медицины и ветеринарии, художественный и фотографии, городского дела, общества Красного креста, путей сообщения и телеграфа, а также горного дела.
Здесь приведен снимок павильона акционерного общества Брянских заводов.
Со дня открытия 15 июля 1913 года и за два месяца работы выставку посетили около 110550 человек (огромный показатель для Дальнего Востока тех времен, еще более малолюдного, чем сейчас!). Приамурская выставка года стала важнейшим экономическим, культурным событием своего времени для Дальнего Востока страны.
Хабаровчане и гости города посещали выставку не только любопытства ради, но и благодаря притяжению этого места как сосредоточия культурной жизни города и края. Здесь было самое модное в то время место для прогулок и встреч.
Материальных свидетельств Приамурской выставки 1913 года, увы, не осталось. Территория отводилась ей во временное пользование только до 1914 года, и весной началась разборка павильонов. Все они возводились как временные сооружения, и потому вскоре пошли на строительные материалы. К 1916 году более чем из семи десятков построек уцелело менее дюжины. Власти же решили отвести этот участок земли под городской парк.
На сохранившемся с 1924 года «Плане существующего и проектируемого расположения гор. Хабаровска» видно, что территория Приамурской выставки помечена надписью «Проект парка». Сравнивая это изображение с планом выставки, можно обнаружить, что большинство аллей и дорожек выставочного городка сохранились и стали парковыми аллеями. Таковыми некоторые из них являются и сегодня.
Упомянутый выше пруд с дамбой хоть и зарос, но просуществовал, используемый как пожарный водоем, до 1971 года, когда был совершенно размыт во время сильного продолжительного и ливня. Буквально через десять лет на том же месте начали сооружение цепочки городских прудов, сегодня являющихся подлинным украшением Уссурийского бульвара.
Journal information