dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Утро над Владивостоком

Хотя дальневосточный регион очень велик, и его площадь спокойно можно измерять в «европах», население этой окраины России составляет всего около 5% от далеко не астрономических 120 миллионов всех жителей страны. Соответственно и мегаполисам на Дальнем Востоке взяться просто неоткуда. По инерции к «миллионникам» относят два самых крупных города региона – Хабаровск и Владивосток.
Несмотря на множество отличий, оба они имеют и значительные сходства. Основаны эти города были как военные посты примерно в одно и то же время, с интервалом чуть более двух лет: Хабаровск – 31 мая 1858 года, а Владивосток – 2 июня 1860 года.


Вообще русские исследователи появились на берегах Тихого океана еще в XVI-XVII веках, однако широкомасштабное освоение дальневосточных земель началось после подписания ряда договоров с государствами, имевшими свои виды на этот обширный, но практически безлюдный регион. Благодаря усилиям российских дипломатов, в 1858 году в Китае был подписан Айгуньский договор, узаконивший территориальные приобретения России на Амуре. В ноябре 1860 года в Пекине был подписан договор, определивший русско-китайскую границу на территории Южно-Уссурийского края. С тех пор Дальний Восток окончательно стал принадлежать России.
Пока не была проложена Транссибирская магистраль, Владивосток развивался более динамично, чем Хабаровск, благодаря появившемуся в нем в 1862 году морскому порту. Даже городом Владивосток стал на пять лет раньше Хабаровска – в 1875 году. По численности населения в советское время столица Приморья лидировала на Дальнем Востоке до 1939 года, а потом с 70-х годов и до развала СССР. Какова ситуация сейчас, сказать сложно, скорее всего, оба города имеют примерно равную численность населения – чуть более чем по 600 тысяч человек каждый.


На Дальнем Востоке есть анекдот, гласящий, что стоит встретиться жителю Владивостока и хабаровчанину, как тут же начинается спор на тему, чем же город лучше. В этом анекдоте заключается немалая доля истины. Спору о «столичности» двух крупнейших дальневосточных городов уже много лет. И когда в 2000 году центром вновь образованного Дальневосточного федерального округа был назначен Хабаровск, для многих жителей Владивостока это стало шоком.
Пусть я патриот своего города, но ввязываться в упомянутый спор не хочу по причине его бессмысленности. Здесь и далее попробую излагать факты со всей возможной беспристрастностью.
Объективно экономика главного города Приморья несколько сильнее, чем у Хабаровска. Однако с точки зрения порядка и благоустроенности ситуация диаметрально противоположная. Администрация в Хабаровском крае работает более эффективно, криминал во власть в таких масштабах не проникает, что, вероятно, и стало одной из основных причин подобного выбора центра ДФО.
Я не был во Владивостоке уже почти десять лет, однако без особого повода ехать туда не спешил. При равных затратах времени и финансов гораздо интереснее рвануть из Москвы в буквально пропитанные духом истории города Золотого кольца. Но когда появилась возможность совместить приятное с полезным, я не стал долго раздумывать. Десятилетие – большой срок для города; тем интереснее было посмотреть, как изменился Владивосток, а заодно и сравнить соответствие истине тех или иных аргументов в вышеупомянутом споре.
Как и почти всегда при поездках на подобные дистанции, я предпочел поезд. Во-первых, в это время года погода бывает непредсказуема. Во-вторых, если подсчитать суммарные затраты времени, то поезд лишь немногим проигрывает самолету, зато дает возможность приехать отдохнувшим: ночь в пути – и рано утром путешественник уже оказывается в самом центре города назначения. Кстати, как показали дальнейшие события, а именно нешуточная снежная буря в день отъезда, самолетом я бы возвращался значительно дольше, чем поездом.


В конце января солнце в Приморье восходит ближе к 9 часам утра. Это дало возможность пронаблюдать рассвет сразу после приезда благодаря любезности одного моего хорошего знакомого, устроившего мне несколько экскурсий по родному для него Владивостоку. Встречать рассвет мы поехали на одну из безымянных сопок близ проспекта Красного знамени – спального района, расположенного недалеко от исторического центра.


Серые блочные здания – это малосемейки. Любопытно, что крохотные квартирки пользуются во Владивостоке весьма высоким спросом, и стоимость квадратного метра в них очень велика. Все объясняется относительно низкой общей ценой таких квартир: они доступнее, чем «многометровки» в новостройках с почти сходной удельной стоимостью площади.


Сопки, конечно, добавляют Владивостоку очарования. Однако грунт, сдуваемый с них свирепыми ветрами, делает этого город весьма пыльным.


Привычная жителям большинства молодых городов регулярная планировка, когда улицы пересекаются под прямым углом, Владивостоку почти несвойственна. Обуславливается это особенностями рельефа: зажатый между морскими бухтами, город имеет форму неправильной буквы Y, на его территории находится множество сопок, порой весьма крутых.


Вершины сопок застраиваются очень редко. Чаще всего их оставляют за собой военные. Нередко сопки венчают радарные установки. Здесь, впрочем, видна обычная антенна. :)


В свете обилия машин и неразвитости соответствующей инфраструктуры дворы тут часто бывают буквально забиты машинами. Частично проблему решают открытые парковки. К слову, парковка в Хабаровске тоже для многих горожан является больной темой, как, думаю, и в большинстве крупных городов страны.


Ожидаемый миг рассвета настал: розоватый шар солнца отрывается от темного силуэта увенчанной ажурными антеннами сопки.


Так начинается новый день.


На крутых склонах еще сохранились полузасыпанные траншеи. В случае войны город должен был превратиться в грандиозную крепость.


Тут видно, как некоторые сопки все-таки осваиваются: вверх убегают гигантские террасы железобетонных гаражей. Место в них стоит в десять раз меньше обычного гаража «ближе к дому», примерно 1,5 тысячи долларов против 15. Это и понятно: бегать вверх-вниз по горам – удовольствие сомнительное, особенно в темное время суток. Тут надо учесть также, что улицы во Владивостоке практически не освещаются. Исключение составляют несколько центральных. С мраком на дорогах по ночам тут борются лишь луна и освещенные окна домов. Странно бывает видеть крупные городские трассы, по краям которых уныло торчат из земли лишенные светильников бетонные опоры наружного освещения.


«Утро красит нежным светом…» Вид от одного из корпусов Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ) на бухту Золотой рог и исторический центр города.
Где-то там, где белеет морское судно, 2 июля 1860 года с воинского транспорта «Маньчуж» по приказу графа Муравьева-Амурского был высажен десант под командованием прапорщика Н. Комарова (ему посвящена одна из улиц города). Это были основатели и первые жители будущего Владивостока.


Здание справа как раз и принадлежит ДВГТУ. Чуть выше аллеи видна символическая часовня.


Судя по всему, возвели ее совсем недавно. Посвящена она (вполне подстать месту), святым Кириллу и Мефодию – создателям кириллического алфавита, по сути всей славянской письменности.

В центре кадра виден фуникулер – горный трамвай. Он был создан еще в советские годы для связи двух корпусов ДВГТУ: старого, из красного кирпича, расположенного у подножья сопки, и нового, венчающего ее вершину. Понятно, что даже летом преодолевать лестницу туда-сюда преподавателям преклонного возраста нелегко, не говоря уже о том, каково им это делать по обледеневшим ступенькам зимой под ударами ледяного ветра. Однако долгое время фуникулер не работал: после развала СССР единственный завод, производящий для запчасти для этого горного трамвая, оказался за границей – в Армении. Но совсем недавно, едва ли не меньше года назад, фуникулер все-таки починили. На фотографии видны обе его станции.
Островерхое здание чуть левее главного корпуса ДВГТУ – это кирха начала XX века. В советские годы там находился исторический музей Тихоокеанского флота. Сейчас его перевели в другое здание.


Очень популярное в студенческой среде место. Считается, что деревянная арка ворот находится прямо напротив Калифорнии. «Напротив» – это значит, что через Тихий океан.


Но мне через эту арку лучше виден «верхний» корпус университета, где я когда-то давно решал задачки на олимпиаде по техническим основам электротехники. :)


Студенты тут явно гуляют на славу. Следы веселья с дорожек уже смели, но вывезти еще не успели. К слову, коммунальщики во Владивостоке работают довольно слабо. Нельзя сказать, что город завален мусором, но на улицах его заметно больше, чем в Хабаровске. Что удивительно, откровенно грязноват даже самый центр!


Очень приятный глазу контраст хищных силуэтов стальных боевых кораблей и белоснежного парусного судна.


Здесь возводится жилой комплекс «Дворянское гнездо». Как минимум с верхних этажей оттуда будет открываться захватывающая панорама бухты Золотой рог.
Хотя строительство во Владивостоке ведется, возводят как бизнес-центры, так и жилые дома, объемы его, по крайней мере мне так показалось, значительно скромнее, чем в Хабаровске, над которым всегда виден целый лес подъемных кранов.


Еще один взгляд на исторический центр Владивостока. Слева виднеется белый куб Драматического театра, здание справа ближе к краю кадра – это самый престижный в городе отель «Хендэ».
Красоту террасами раскинувшегося на окруженных морем на сопках города не в состоянии испортить даже самая бездарная администрация. Вуаль романтики морского порта и головокружительные туманные дали придают Владивостоку несомненное очарование.
Tags: Владивосток, Дальний Восток, история
Subscribe
promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments